Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.






Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) учёный, естествоиспытатель, мыслитель. Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на мировоззрение многих людей.

Рассмотрение человека как особой геологической силы, способной радикально изменить мир, в котором он живёт, привели ученого к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, что может оцениваться как предвидение вероятных глобальных экологических кризисов. Вместе с тем, Вернадский оптимистически рассматривал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Вернадский заявил о космическом характере жизни и обосновал третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое вещество занимают не подчинённую, а равную позицию с другими природными сущностями.

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества: живое, биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке), косное (абиотическое, образованное вне жизни), биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва), вещество в стадии радиоактивного распада, рассеянные атомы, вещество космического происхождения.

Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадиюноосферы. Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»).Ноосфера - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера, новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»

Учение Вернадского открыло новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания


-16. Проблемы философии науки в классическом позитивизме (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)

Позитивизм – направление в философии и науке, которое исходит из " позитивного", т. е. данного, фактического, ограничивается только им и отказывается от " метафизических", философских объяснений.

С точки зрения позитивистов знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтеза. Философия как самостоятельная наука не может быть источником знаний, от нее следует отказаться.

Позитивизм прошел три этапа: классический (Конт, Милль, Спенсер, XIX в., начиная с 30-х), эмпириокритицизм (Мах, Авенариус, конец XIX в. – начало XX в.), неопозитивизм (Карнап, Франк, Шлик, Витгенштейн, Рассел, 30-е – 60-е годы XX в).

 

Основоположником позитивизма является Огюст Конт.

По Конту, человечество пришло к позитивной философии в ходе своего развития, пройдя через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. В теологическом состоянии все явления объясняются сверхъестественными факторами, в метафизическом – абстрактными силами, сущностями. На позитивном этапе человек, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познает действительные законы явлений.

Конт считал, что метафизика, как учение о сущности явлений, об их началах и причинах должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия, которая является синтезом всего накопленного естественнонаучного и социального материала. Позитивная философия исходит из того, что все явления подчинены неизменным естественным законам. Открытие и сведение числа которых к минимуму составляет цель всей познавательной деятельности. Позитивная философия должна компенсировать негативные последствия усиливающейся специализации труда.

Говоря о пользе позитивной философии, Конт выделяет 4 ее свойства:

1. Она является единственным рациональным средством обнаружения логических законов.

2. Выделяет главные методы и наиболее важные результаты частных наук.

3. Изучая общие положения отдельных наук, способствует их прогрессу.

4. Служит единственной прочной основой общественного преобразования.

 

Важнейшим достижением Джона Стюарта Милля является разработка методов индуктивного исследования причинных связей. По Миллю индукция – единственно допустимый прием познания, дедукция же новых знаний не дает. При этом единственным источником является опыт, предметом которого являются ощущения. Материя – это лишь возможность ощущений, сознание – возможность переживания ощущений.

 

Герберт Спенсер стремился создать синтетическую философию, объединяющую данные всех наук и формулирующую общие закономерности. По Спенсеру, философия отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности.

Спенсер известен разработкой идеи всеобщей эволюции как универсального закона. Он опирается на эволюционные идеи Дарвина и распространяет их на все явления природы и общества.

 

В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, " история философии", 6-е издание, Ростов-на-Дону, " Феникс", 2008

Ю. И. Ефимов, “ Философия и Академическая Наука ”, “Грант-Пресс”, Санкт-Петербург (2009)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.