Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские основания формирования экспериментальной науки (Возрождение, Новое время).






Философские основания науки:

  • онтологические основания науки - принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития;
  • логические основания науки – принятые в науке правила абстрагирования, формы, рассуждения которые присутствуют в науке, образование понятий;
  • методологические основания науки – способ деятельности в науке, методики получения знания, методики организации теоретической и эмпирической деятельности;
  • аксиологические основания науки - представления о практической и теоретической значимости науки, определение целей той или иной науки
  • эпистемологические основания науки - принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта

Идеалы и нормы науки меняются в различные периоды развития философии и науки и детерминированы, с одной стороны социокультурными факторами, доминирующими в ту или иную эпоху, с другой стороны характером исследуемых объектов.

При рассмотрении процесса формирования экспериментальной науки можно выделить несколько этапов:

 

  1. Переходный период от средневековья к эпохе Возрождения (до XIV века)

· зародыши экспериментальной науки начинают формироваться еще в эпоху средневековья;

· на фоне господствовавшей теологической концепции образуются некоторые элементы естествознания и зачатки эмпирических исследований (лабораторные исследования по алхимии, магии)

· особенность эпохи Возрождения – пантеизм (учение, согласно которому Вселенная и Бог тождественны, пантеисты не верят в личностного бога или бога - творца);

· сохранение и развитие античных традиций (что подготовило почву для формирования новой натурфилософии Нового времени)

Роджер Бэкон (1214-1292) – считал аргументацию и эксперимент основными способами познавательной деятельности, последний из схоластов, который подготовил век опытной науки, утверждал, что истинность даже самых правильных, логичных рассуждений должна удостоверяться опытом.

Дунс Скот (1265-1308) – считал, что все вещи окружающего мира познаются только эмпирически, через свое действие впитываемое и воспринимаемое в нашем сознании.

Ульям Оккам (1285-1349) – утверждал, что универсалии представляют собой лишь “имена”, имена содержащихся в них понятий и слов. “Понятия” – это естественные знаки вещей, а слова условные знаки. Номинализм Оккама положил начало эмпиризму Нового времени

 

  1. Эпоха Возрождения (XIV – XVI века).

· переходный период между средневековьем и Новым временем

· эпоха Возрождения подготовила почву для научной революции XVI века

· усиления престижа науки и научных исследований

· середина XV века изобретение И. Гутенбергом книгопечатания, считается, что начиная с этого момента начал происходить перелом в науке, вызвавший бурный рост нового научного знания.

· XV век – начало эпохи великих географических открытий

Николай Кузанский (1401-1464) – занимался проблемой метода, особое внимание уделял процессу умственной деятельности и анализу (ученики и последователи: Дж. Бруно, Декарт, Лейбниц)

Леонардо да Винчи (1452-1519) – считается основателем современного естествознания, подчеркивал безошибочность опыта и стремился к точному уяснению роли опыта в достижении истины, впервые подошел к проблеме органического соединения эксперимента и его математического описания.

  1. Новое время

· коперниканская революция;

· рационализация мышления, замещение упований на откровение и значимость божественного предопределения процедурами осознанного научного поиска;

· демократизация и эффективизация научного поиска, утверждение научного прогресса;

· развитие предпринимательства и конкуренции, направленность научного поиска;

· соединение теории и практики;

· развитие науки сопровождала так же промышленная революция

Николай Коперник (1453-1543) – произведенная Коперником революция в астрономии, придание Земли орбитального движения и удаление Земли из центра мира, все это потребовало отказа от существовавшей аристотелевской физики.

Галилео Галилей (1564-1642) – развитие идей Коперника, стремился найти физические доказательства гипотезы Коперника, заложил фундамент классической науки, создал универсальную методологическую канву естественно научного познания, обращая внимание на необходимость последовательного эмпирического обоснования идеально-логических законов

Иссак Ньютон (1642-1727) – “Математические начала натуральной философии”, развитие и математизация идей Галилея. Ньютон, вслед за Галилеем использовал математические образы физических объектов как необходимые, составные естественнонаучных исследований.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.