Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, основные категории педагогики. Становление и развитие педагогики.






Современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании. Систему педагогических наук образуют базовые научные дисциплины: общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания человека; история педагогики – исследует историю педагогических учений в различные исторические эпохи; сравнительная педагогика – изучает закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах мира путем их сопоставления и нахождения сходств и отличий; возрастная педагогика исследует особенности воспитания человека на различных возрастных этапах; специальная педагогика исследует особенности воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии; методики преподавания отдельных дисциплин; профессиональная педагогика. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другие педагогики.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с философией, психологией, социологией, этнографией, экономическими науками, кибернетикой.

Педагогика – слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение», или искусство воспитания. В Древней Греции «педагогос» называли раба, который занимался обучением и воспитанием ребенка своего хозяина.

Колыбелью европейской системы воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший её представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».

На протяжении XII–XV веков школьное образование постепенно выходило за стены церквей и монастырей, что выразилось в создании так называемых городских школ. Обучение в городских школах по сравнению с церковными имело прикладной характер.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Одним из первых он попытался выявить и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответы прежняя педагогическая теория и практика. В 1657 году в своем труде «Великая дидактика» он впервые обращает внимание на то, что любое познание начинается с ощущения, а лучшее усвоение знаний основывается на уважении, авторитете учителя.

Заслугой Я. А. Коменского являются разработка и введение классно-урочной системы обучения, которая преобладает в отечественной школе до настоящего времени.

В России и Беларуси первоначально педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний. С появлением письменности они стали носить характер советов, правил и рекомендаций.

Наибольший интерес представляют существовавшие в период средневековья в Древней Руси институты воспитания и обучения: кормильство, дядьки, кумовство, мастера грамоты.

Мировую славу отечественной педагогике принес К. Д. Ушинский (1824–1871). Главное требование К. Д. Ушинского – строить обучение с учетом психологических закономерностей развития детей. Кроме того, именно им в основу начального обучения положен принцип преподавания всех предметов только одним учителем. Эта практика оправдывает себя и в настоящее время.

В период социалистического развития школа стала бесплатной, светской, а общее среднее образование – обязательным. Система образования строилась на идеях формирования всесторонне и гармонично развитой личности, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллекти в, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и др. Основы такого образования получили развитие в трудах С. Т. Шацкого (1878–1934), А. С. Макаренко (1888–1939), В. А. Сухомлинского (1918–1970) и др.

В содержании педагогики как гуманитарной науки можно выделить три основных компонента: идеологический, национальный, общечеловеческий.

Сегодня термин «педагогика» употребляется в бытовом значении, имеет практическое значение (подготовка младшего поколения к жизни), понимается как отрасль человековедения, представляет собой учебную дисциплину, имеет культурное значение.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование».

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Воспитание призвано сформировать систему качеств, взглядов и убеждений личности. Обучение включает в себя научение и учение, предназначенные для формирования у обучаемых системы знаний. Образование – результат обучения, т.е. объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность знаний и мышления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.