Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные изменения в политической системе США в новейшее время






В 1913 г. в Конституцию внесена XVII поправка, в соответствии с которой изменен порядок выборов сенаторов. Сенаторы стали избираться не легислатурами штатов, а непосредственно избирателями.

В 1920 г. принимаются поправки, касающиеся избирательных прав граждан и исполнительной власти в государстве: ≪ Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно умаляться... по признаку пола≫ (XIX поправка); ≪ Если к тому дню, с которого начинается срок полномочий избранного президента, наступит его смерть, президентом становится избранный Вице-

президент≫ (XX поправка).

В 1 951 г. принята XXII поправка, которая устанавливает: ≪ Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза≫.

В 1957 г. принимается Закон о гражданских правах, закрепляющий гарантии избирательных прав цветного населения.

Новый Закон о гражданских правах (1964) признает противозаконной любую дискриминацию американских граждан ≪ на основании расы, цвета кожи, религии, пола или национальной принадлежности≫.

В 1964 г. отменяются ограничения избирательного права ≪ вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога≫ (XXIV поправка к Конституции).

В 1 971 г. снижается возраст, с которого можно принимать участие в выборах: ≪ Право граждан Соединенных Штатов в возрасте 18 лет и старше участвовать в голосовании не должно оспариваться либо ограничиваться в зависимости от возраста≫ (XXVI поправка к Конституции); лимитируются суммы пожертвований в фонды избирательных кампаний президента и кон-

грессменов.

В 1973 г. конгресс принимает совместную резолюцию, ограничивающую военные полномочия президента. Резолюция обязывает президента докладывать Конгрессу о начале военных действий на территориях иностранных государств и предоставляет законодательной власти право потребовать прекращения таких действий.

В 1988 г. устанавливается запрет проведения выборов только на английском языке в регионах, населенных представителями языковых меньшинств.

 

Расовая дискриминация в США. Законодательство 1950 – 1960-х гг. против расовой дискриминации. Отмена расовой сегрегации. " Негритянская революция" в США. Законы о гражданских правах 1957 и 1964 гг. Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг.

 

Практика массового отстранения негров от участия в выборах продолжалась вплоть до 50-х гг. XX в. Она достигалась как правовыми (цензовыми) ограничениями, действующими в основном в южных штатах, так и террори­стическими мерами - судами Линча, запугиванием тех черных граждан, которые решались голосовать.

Массовое движение протеста черных американцев против расовой дискриминации привело к принятию в 1957 г. Закона о гражданских правах, дополненного в 1960 г., которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе " цвета кожи, расы, религии или национального происхождения" (эта комиссия, входя­щая в Исполнительное управление президента, действует до сих пор и состоит из лиц, назначаемых президентом с согласия Сената). Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику. Комиссии вменялось в обязанность " расследовать, изучать, собирать информацию", рассматривать заявления граждан в случае отказа им в избирательных правах. В особую задачу Комиссии входило также изучение и сбор информации о нормативных актах, дискриминирующих или отказывающих в равной защите закона лицам по вышеназванным основаниям.

Слабая эффективность судебных гарантий избирательных прав негров способствовала радикализации требований крепнущего негритянского движения протеста конца 50-х - начала 60-х гг. Если в 50-х гг. одним из главных требований оставалась отмена расовой сегрегации (начало формального запрещения которой было положено решением Верховного суда 1954 г. по " делу Брауна", признававшего неконституционной практику сегрегации в школах), то в 60-х гг. - требование политического равенства и решения социально-экономических проблем.

1963 год принято считать началом " негритянской революции" в США, которая проходила не только в форме демонстраций и шествий протеста, но и в форме стихийных бунтов в гетто больших городов. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. В частности, закон признавал противоправной дискриминационную практику предпринимателей при отказе от найма, увольнении, ущемлении статуса работника " на основании расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и нацио­нальной принадлежности", а также при отказе в " подготовке и переподготовке по программе ученичества". Закон требовал применения одних и тех же норм, процедур ко всем избирателям в пределах того или иного административно-территориального подразделения. Им частично ограничивалось применение ценза грамотности, отстраняющего от участия в выборах в основном негритянское население. Министру юстиции предоставлялось право назначать федеральных инспекторов (маршалов) в те места, откуда поступали жалобы о дискриминации на выборах.

Характерной чертой Закона 1964 г. было то, что он затрагивал проблему равных прав американцев на труд. С этой целью была создана особая Комиссия содействия равной занятости, которая, однако, не смогла решить эту проблему, так как действие закона не распространялось на рабочих мелких предприятий, с числом занятых менее 15 человек. Если работник обращался в Комиссию содействия равной занятости или в суд, предприниматель мог всегда сослаться на его низкую квалификацию.

В 1965 году в качестве новой радикальной меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которому применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании " расовой принадлежности или цвета кожи". Федеральному правительству было разрешено посылать своих регистраторов в штаты и избирательные округа, на которых возлагалась ответственность за исправления избирательных списков, составленных в нарушение закона.

Эти контрольные акции, однако, должны были проводиться не повсеместно, а выборочно, и до 1967 г., например, не проводились в таких расистских штатах, как Джорджия, в ряде графств Миссисипи и Алабамы. Более того, даже в случае явной дискриминации в штатах, где зарегистрировалось 50% избирателей, федеральные полномочия не могли быть применены.

Несмотря на свою неполноту, казуистические препоны, мешающие действенному искоренению дискриминации, Закон 1965 г., как и предшествующее ему законодательство, имел несомненно положительный эффект. Например, уровень зарегистрированных молодых избирателей в штате Миссисипи за 10 лет после принятия закона возрос с 5 до 70%. Он положил начало массовой регистрации негров в качестве избирателей, послужил росту их политического сознания, подготовив тем самым условия для дальнейшего развития антирасистской борьбы.

В 1968 году, после убийства расистами негритянского лидера М. Л. Кинга, с именем которого была связана целая эпоха в освободительном движении американских черных, в стране произошло 930 выступлений негров. В начале 70-х гг. в Закон об избирательных правах 1965 г. был внесен ряд новых положений, в частности временное запрещение использовать тесты грамотности и другие дискриминационные испытания черных американцев стало постоянно действующим.

Расширение избирательных, гражданских прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в., происходит между тем медленно и противоречиво. По сравнению с 1970 г., например, в 1987 г. более чем в 4 раза увеличилось число черных американцев, занимающих выборные посты в Америке, но это лишь 1, 3% всех выборных должностных лиц страны, хотя негры составляют 11% среди американцев, обладающих избирательными правами.

Конгресс еще в 1988 г. констатировал, что дискриминация в области избирательных прав в отношении языковых меньшинств носит распространенный по всей стране характер, в силу чего запретил проведение выборов только на английском языке, если более 5% граждан какого-либо политико-административного подразделения, региона являются представителями языковых меньшинств. Он обязал суд назначать федеральных инспекторов, если поступила жалоба от 20 человек, или более с целью подготовки списков лиц, имеющих право голосовать на федеральных или местных выборах. Предусматривалось назначение и других должностных лиц по просьбе Генерального атторнея для проверки хода голосования, подсчета голосов и пр. Ему же предоставлялось право предъявлять иски для оказания помощи гражданам " в случае их принуждения с целью уплаты избира­тельного налога". Уголовное наказание грозило и тем, кто запугивал избирателей и угрожал им, предоставлял ложные сведения на выборах и пр.

Верховный суд в последние десятилетия рассмотрел не один десяток дел, связанных прямо или косвенно с нарушением гражданских прав, постановления по которым носили противоречивый характер. Если в начале 60-х гг. Верховный суд Уоррена активно проводил в жизнь идею равенства при рассмотрении дел о расовой дискриминации, то уже в 1976 г. Верховным судом Бергера была признана правомерность использования расистских квалификационных тестов при отказе в работе неграм, если не были представ­лены доказательства " расовых дискриминационных целей" в самой системе найма на работу. В 1989 г. Верховный суд (по делу компании " Кросон") со ссылкой на необходимость уравнения белых в правах с черными" фактически перечеркнул действие законов, принятых по Программе позитивных действий в 70-х гг., которые предусматривали предоставление определенных льгот при приеме на работу неграм, испаноязычным и американцам азиатского происхождения. К началу 1989 г. безработица составила 4, 6% среди белых и 11, 6% среди черных американцев.

В октябре 1990 г. президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах, одобренный перед этим большинством голосов в обеих палатах конгресса. Законопроект предусматривал значительное усиление федераль­ной защиты американцев из числа национальных меньшинств и женщин от дискриминации при найме на работу. Предусматривалась, в частности, денежная компенсация предпринимателей лицам, пострадавшим от дискриминации. Законопроект прямо был направлен на отмену шести при­нятых ранее постановлений Верховного суда США, которые были расценены как подрыв гражданских прав лиц, подвергшихся дискриминации из-за цвета кожи, религиозных убеждений, пола или национальности. При повторном рассмотрении законопроекта в конгрессе он не получил требуемых 2/3 голосов.

 

 

Роль государства США в сфере экономики и социальных отношений. Правовое регулирование предпринимательства в CША в конце XIX – начале XX в. Развитие акционерного права. Антистрестовское законодательство в США. " Новый курс" Франклина Д. Рузвельта.

К концу XIX - началу XX в. Америка превращается в страну классического корпоративного капитализма, в которой без всяких ограничений действовали гигантские тресты, монополии, ограничивающие свободу рыночной конкуренции, диктующие такие условия существования частному предпри­нимательству, которые приводили к удушению их конкурентов, к разорению среднего и мелкого бизнеса.

Углубление социального расслоения, бедственного положения рядовых американцев в условиях затяжной экономической депрессии этого времени вели к росту недовольства против корпоративного капитала среди средних слоев, рабочих, фермерства, прогрессивной интеллигенции (прогрессистов), осуждающих монополии как угрозу для благосостояния народных масс. В стране возникает широкое антитрестовское движение, сопровождаемое ростом активности рабочих профсоюзов, непрекращающейся борьбой беднейших слоев, требующих государственной системы социальной защиты и пр.

Требование " обновления" экономической и социальной политики все настойчивее начинает звучать и в обеих партиях: республиканской и демократической. Сначала эти требования выдвигаются как оппозиционные руководству партий, затем они все больше захватывают умы партийной верхушки, правительственных кругов, что и находит выражение в конечном счете в изменении политики президента-республиканца Теодора Рузвельта (1901-1909 гг.), выступившего с идеями " нового национализма", а с 1913 г. президента-демократа Вудро Вильсона (1913-1921 гг.), провозгласившего неолиберальную теорию " новой демократии", " новой свободы". Основой теории " нового национализма" Т. Рузвельта стало требование расширения прерогатив президента с тем, чтобы национальное правительство стало осу­ществлять контроль над деятельностью трестов с целью их регулирования, обуздания " нечестной игры".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.