Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты и источники китайского средневекового права






Основные – обычай и закон.

Самый древный - уголовный кодекс, разработанный, по преданию, в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч

статей. Казуистический способом изложения, тщательность классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями.

Появление писаных законов фактически относится к VI – V вв. до н.э. Одним из первых был закон о поземельном налоге, принятый в VI в. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов стал бронзовый треножник с текстом " обозрения законов", относящийся к 536 г. до н.э., основой которого стало понятие " у син", пяти видов наказания за преступление: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног,

кастрация и смертная казнь, ставшая самым распространенным наказанием.

На рубеже V – IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов " Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

Этот сборник положил начало последующей практике разработки законов.

Однако писанные законы не смогли вытеснить на второй план приказания правителя и нормы обычного права.

Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии, а его преемники расширяли, дополняли их своими законодательными постановлениями, совершенствуя и корректируя их в соответствии с веяниями времени. Широкое практическое применение получило заимствование из предыдущего династийного законодательства. Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Суй (581 – 618 гг. н.э.), династии Тан (618 – 907 гг.) и династии Сун (907 – 1279 гг.).

В связи с резким увеличением текущего законодательства работа по классификации законов и постановлений продолжалась и в последующее время.

Значение юридического прецедента крайне мало. На протяжении всей многовековой истории Китая юридический прецедент практически не использовался в суде в качестве аргумента в пользу судебного решения.

Конституция, так же как и юридическая доктрина стала реальной в качестве источника права лишь во второй половине XX в.

Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые занимались рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.). Если дело не было окончательно разрешено в области или провинции, оно направлялось в центральный судебный орган. Решение по делу выносилось от имени императора.

Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности. В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор купли-продажи. Он был действительным при наличии соглашения сторон. Купля-продажа вещей, рабов, скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся долгом, выполнение которого должно было служить интересам семьи, соблюдению обычая культа предков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 15-16, для женщин – 14-15 лет. Были запрещены браки свободных с рабами, с лицом, носящим ту же фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов.

В наследовании действовал принцип общего правопреемства, так как наследники несли ответственность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ моральной нормы препятствовала разграничению форм вины.

Классификация преступлений основывалась на концепции ≪ десяти зол≫:

1) заговор о мятеже против императора;

2) неподчинение;

3) измена;

4) преступления против близких родственников;

5) особо жестокие преступления, колдовство, магия;

6) кража культовых предметов, злословие в адрес императора и т. п.; остальные четыре формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье.

Судебный процесс основывался на инквизиционных началах. Дело возбуждалось по жалобе потерпевшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось признание вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняемый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвидетельства.

 

 

Общественный и государственный строй средневековой Японии. Сёгунат. Японское средневековое право: основные черты, источники. Изменения в правовой сфере Японии после установления сёгуната.

В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели. Заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, но государственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э.

С VI в. Япония стала преодолевать гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти в результате дворцового переворота в середине VII в. Молодая японская государственность восприняла идею сильной государственной власти по китайскому образцу.

Император, называвший себя Сыном Неба – Тэнно, имел весьма ограниченные способности, чтобы нормально править страной. Огромное влияние приобрел клан Фудзияра, который привел принца Кару, основателя династии, к власти. Император стоял во главе системы государственного управления.

При нем существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число представителей высшей знати. Государственный совет был единственным реальным ограничителем власти императора. Государственный совет разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране.

В Японии к концу ХI-началу XII вв. стали складываться фактически 3 центра реального политического влияния: – императорский двор; – домоуправление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзияра); – буддийские монастыри.

В условиях непрекращающейся клановой борьбы различных групп господствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, – в XII в. в Японии устанавливается новая форма правления – сегунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сегуна – ≪ великого полководца≫.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.