Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие стили языка вы знаете?






К каким из функциональных стилей принадлежат данные тексты?

В какой форме подается информация в текстах?

Выделите лексические особенности данных текстов. Обоснуйте свои ответы.


 

Прочитайте текст. Запомните как можно больше информации. К какому стилю относится данный текст? Почему? Выделите лексические особенности текста. Озаглавьте. Составьте план. Перескажите.

 

Сегодняшний город – это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.

Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучается в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуре ищут новые решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо, привлечь в города изгнанную природу, соединить гигантские «цветы» небоскребов с земными полевыми цветами, повернуть человека лицом к природе.

 


 

Прочитайте тексты. Сравните их.

1. Дерзайте, боритесь за большие дела, если вы беретесь всерьез. Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка, ничего не откроет. Изучайте свою специальность досконально, на не жалейте время и на чужую.

2. Вот мои книги. Я их очень люблю. книги – мое увлечение.

- Я тоже люблю книги, но почти не покупаю их, потому что я беру книги в библиотеке.

- Приходи ко мне, бери читать мои книги.

3. …Мальчик спешил домой.

Байтас и старый Жумабай только восклицали:

- Ну и торопится же мальчуган домой.

Байтас, умеряя пыл подростка, крикнул ему:

- Не скачи без нас! В Есембаевском овраге воровской притон!

Разбойники, наверное, следят за тобой, - прибавил Жумабай.

- А вы на что?

- А что мы сможем с ними сделать? Нас двое…

Но эти слова только подзадорили мальчика.

- Ну, раз вы ничего не можете сделать, так не все ли равно, один я буду или с вами? Я поехал!

Он ударил коня, поскакал вперед, и до самой лощины Есембая ни разу не оглянулся назад. (отрывок из романа М. Ауэзова «Путь Абая»)

 

Ответьте на вопросы:

От чьего лица ведется повествование в текстах? Выделите фрагменты в текстах, которые представляют авторское повествование (речь от автора) и передают речь двух лиц (реплики героев). Какая в текстах связь между фрагментами? Чем она выражена. Определите, какие из текстов иллюстрируют диалог, полилог, монолог.


 

Сопоставьте приведенные ниже отрывки из произведений разных функциональных стилей. Определите, к какому стилю они относятся. Устно укажите лексико-фразеологические (специальная лексика; слова-термины; слова, экспрессивно, эмоционально или стилистически окрашенные и т. п.), а также морфологические и синтаксические особенности каждого функционального стиля речи.

1) — Промахнулись мы, товарищ Половцев... Видит бог, промах­нулись! Не путём мы с вами связались. Ну, да ить от спыток — не убыток. <...> Прошедший раз слухали мы вас, как вы нам золотые горы сулили, и диву давались: уж дюже ваши посулы чижолые! Вы говорили, что, мол, союзники нам — на случай восстания — в один момент оружию примчат и всю военную справу. Наше, мол, дело только постреливать коммунистов. А посля раздумались мы, и что же оно получается? Оружию-то они привезут, это добро дешёвое, но гляди, они и сами на нашу землю слезут? < С..> Как бы тоже не пришлось их железякой с русской землицы спихивать, Коммунисты — они нашего рода, сказать, свои, природные, а энти чёрт-те по-каковски гутарют, ходют гордые все, а середь зимы снегу не выпросишь, и попадёшься им, так уж милости не жди! (Ш.)

2) Магазину требуются на постоянную работу продавцы и кассиры. С предложениями обращаться в отдел кадров по адресу; ул. Вавилова, 21, телефон...

3) Роса — вид атмосферных осадков; капли воды, осаждающиеся при положительной температуре вечером, ночью и рано утром из приземного слоя воздуха преимущественно на горизонтальной поверхности растений, почвы и различных наземных предметов, охлаждённых вследствие вечернего и ночного излучения. Особенно интенсивно образуется роса при ясной погоде и слабом ветре. (МСЭ.)

5)Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем ис­ступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нём все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин ваших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их? <...> Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями... (Бел.)

(«Известия», 1963, 19 июня.)

6) Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.