Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь человека и человечества






Стенограмма выступления 7 октября 1989 года в г. Бишкеке на

торжественном собрании, посвященном 125-летнему юбилею великого киргизского

акына Токтогула Сатылганова.

 

Уважаемые товарищи! Я попытаюсь штрихами набросать такой портрет вашего

великого земляка, который мне подсказало пребывание здесь, на его родине, в

многосложности проблем, стоящих ныне и перед вами, и перед всем Союзом, и

перед всем миром.

То, о чем я хочу сказать, имеет прямое отношение к теме нашего

торжества, ибо жизненный пример Токтогула видится мне как концентрация того

решения, которое предлагается лучшими, выдающимися людьми каждой нации всему

человечеству, оказавшемуся в трудной ситуации. Как мы знаем, о поисках

выхода из идейного тупика мучительно размышляют мыслители Старого и Нового

Света, Запада и Востока, ибо технологическая цивилизация уже вплотную

подвела людей к экологической катастрофе.

Между тем выход есть: ясный и яркий свет маяка показывает нам верный

путь в тумане, и этот луч в ночи - жизнь замечательных людей духа,

обессмертивших свое имя в памяти народной.

Что обострило мое восприятие общей ситуации и ускорило подход к

итоговой мысли, которая составляет смысл этого выступления здесь? Тревога,

острое чувство опасности, надвинувшейся на природу и опахнувшей своим

ледяным дыханием уже и самого человека. Опасности, подступившей и к вашему

девственно чистому краю поднебесных гор.

В первый же день по приезде сюда друзья повели меня порадоваться

роскоши и изобилию базара, расположенного в центре города. Какой праздник

цвета и света, какое наслаждение для глаза эти солнечные горы фруктов,

овощей, кур, сыров, бараньих туш, зелени, орехов, дынь, арбузов! Какая

услада для слуха этот веселый гомон сильных здоровых людей, продающих и

покупающих плоды благословенного извечного сельского труда!.. Но чем мы

больше ходили по базару, прицениваясь и покупая эти красочные дары земли,

тем больше что-то, вначале неосознаваемое, тревожило. И наконец, я понял:

эти горы медовых дынь, эти груды пудовых арбузов ничем не пахли! Базар был

без сочных живых запахов. Химия нейтрализовала их.

И я подумал, что это за цивилизация, которая убивает нас изнутри, через

пищу, которую мы едим?..

На второй день, рано утром, я в трусах и кроссовках выбежал из ворот

гостиницы и побежал в горы, дружественно подступившие к вашему городу, чтобы

окунуться в кристально чистый свежий воздух, чтобы влить в себя, малого,

безмерную силу от их исполинской громады. Я бежал навстречу солнцу долго,

тропа подымалась все круче, и когда я остановился, чтобы оглянуться и

посмотреть на город, который маленькими-маленькими домиками раскинулся

где-то далеко внизу, то увидел, что он лежит под покровом серой хмари,

какой-то неподвижной пелены и синеватого смога, а через все необъятное

пространство подо мной тянутся над ним, перечеркивая и затеняя голубое небо,

угольно-черные расширяющиеся шлейфы из повсеместно натыканных спичек-труб.

И я подумал: что же это за цивилизация, которая убивает нас извне,

через воздух, которым мы дышим?..

На третий день, уже зная наиболее короткий путь наверх, я побежал по

традиции босиком, но беззаботно и отрешенно двигаться никак не мог: даже на

самых диких тропах встречались осколки битого бутылочного стекла.

И я подумал: что же это за цивилизация, которая разрушает нашу духовную

суть, цинично меняет систему главных ценностей, когда вместо благоговения и

радости пред лицом вечной, безмерной и мудрой природы человек сознательно

превращает себя в отравленного алкоголем дурака?..

Но разве подобная обстановка характеризует только вашу благословенную

республику? У вас еще много лучше, чем в других местах! У нас в Ленинграде,

к примеру, в том центральном районе, где расположены отделения Союза

писателей и корреспондентский пункт " Литературной газеты", замеры воздуха

показали превышение количества свинца в воздухе против нормы в сто раз!..

Мой знакомый, член Верховного Совета СССР, провел по собственной инициативе

экологические изыскания в самом центре России - в Ярославле. Оказалось, что

в некоторых районах этого города содержание свинца в воздухе превышает норму

в девятьсот раз!.. Но разве это только наша общесоюзная беда? Это тяжелая

болезнь всей планеты.

Обратимся лишь к двум ведущим, преуспевающим, по общему мнению,

капиталистическим странам. Вспоминается восторженно-захлебывающийся рассказ

одного из наших известных государственных деятелей об универсамах и

магазинах США - вот-де недосягаемый, хотя желанный для нас уровень!..

Поражает отсутствие то ли знаний, то ли элементарной логики у этого нового

вождя. Ведь в США живет лишь 7% населения земного шара, но по подсчетам

американских ученых, эти 7% сжигают в своих машинах и автомобильных моторах

40% всего кислорода, вырабатываемого планетой. Спрашивается: это ли заветный

путь для всего человечества? А если все так?

А если каждые 7% начнут жечь 40% кислорода, то где сможет взять

человечество 560% этого жизнетворного газа, тем более если оно сейчас

активно уничтожает " зеленые легкие" планеты, вырубая леса повсеместно и

всячески загаживая Мировой океан?.. Подобно тому, как два века назад первые

поселенцы Северной Америки стали жадно захватывать все ее территории,

аннексируя без пощады долы, горы, леса и воды зверски уничтожаемых

" туземцев", то есть коренных жителей этой земли, так теперь население этой

страны себе и только себе во благо аннексирует общечеловеческое достояние

планеты - воздух, двинувшись путем безразмерного потребления благ, развивая

во имя этой цели могучую, пожирающую здоровье человечества машинерию. Я уже

не останавливаюсь ради экономии времени на том, что сверх того внутренний

долг США достигает совершенно астрономических размеров.

То есть они, не довольствуясь отобранным уже сейчас у планеты,

забрались в будущее и выжигают и выжирают то, что не принадлежит им не

только по месту, но и по времени. Спрашивается еще раз: это ли магистральный

путь человечества? А может быть, это магистральный путь самоубийства

человечества? Подумал ли об этом наш государственный деятель, ошарашенный

изобилием универсамов, изобилием в универсамах? Япония: страна, которой

завидуют, достижениями которой восхищаются, уровень технологии которой

достоин самой высокой оценки. Это так. Но, с другой стороны, это ли пример

для человечества - подобный путь? Путь бесконечной интенсификации и

увеличения трудового дня? Путь постоянного сокращения количества

необходимого сна у основной массы населения? Путь мирового лидерства по

употреблению химических и других успокоительных лекарств, на котором японцы

уверенно обошли даже первенствующую до того Америку? Смотреть, находясь в

сумасшедшем доме, во все глаза на чудо техники, на двадцатипрограммный

телевизор -эта ли модель может нас привлечь, способна увлечь за собой? Вряд

ли...

Человечество, на мой взгляд, напоминает сейчас табун лошадей, который,

обезумев, стремглав несется к гибельной пропасти. Почему все кони-страны

летят изо всех сил, судорожно вытянув шеи вперед? Во-первых, потому, что все

туда бегут, как же можно кому-то одному вырваться прочь из стада? Во-вторых,

потому, что табун этот гонит стая злых загонщиков-волков. И стая эта - тут

болевая точка моего выступления! - это жадная страсть наша к неумеренному

потреблению внешних благ. Это безграничное потребительство и есть путь

нравственной и физической гибели человечества. Состояние экологии, облик

разоренной и отравленной планеты нашей есть автопортрет внутреннего облика

современного человека. Именно это неуемное стремление хапнуть, урвать, снова

и снова схватить извне, насладиться любой ценой есть источник всех наших бед

вплоть до чумы XX века - СПИДа. Да, мы приветствуем усилия " зеленых",

которые стремятся спасти, защитить природу, но усилия их тщетны, ибо они

пытаются устранить последствия, не замечая, не затрагивая коренной причины.

Прежде, чем бороться с загрязнением Земли, надо устранить загрязнение,

деформацию сознания человека.

Развитие внутренних возможностей человека - вот путь развития

человечества, единственно не ведущий к катастрофе. Не маленький бедный

земной шарик, без конца терзаемый мощными механизмами, ядерными взрывами,

химически ядовитыми выбросами, но гигантский, неисчерпаемый в своих

внутренних ресурсах шар головы - вот источник нашего могущества и

бесконечного развития в направлении гуманизма и прогресса!

Человечество не вернется из города в юрты, к бедному земледелию, к

патриархальной простоте, чреватой к тому же деспотизмом и духовной

неразвитостью. Нет, направление его иное, и жизнь Токтогула показывает,

какие именно пастухи могут выехать на своих конях перед обезумевшим табуном

и пологой дугой отвести его от пропасти (хотя, думаю, немалая часть

разогнавшихся коней не сможет умерить своей бешеной инерции и обрушится-таки

вниз). Личность Токтогула являет нам пример того, сколь много может человек

явить себе, людям, всей окружающей действительности и сколь мало ему самому

требуется от нее.

Если человек - одаренный поэт-импровизатор, это радость для других.

Если человек - талантливый композитор, это дар людям. Если человек -

незаурядный исполнитель, это подарок окружающим.

Если человек - оригинальный мыслитель, убежденный демократ, поборник

справедливости и достоинства, это праздничное явление для своего народа.

А если в одной натуре сочетается и то, и другое, и третье, и четвертое,

и еще многое другое? А если этот человек к тому же обладает несокрушимой

силой духа, позволяющей ему не сломаться и выжить в тюрьме, в ссылке и на

воле после побега, когда оказалось, что жена не дождалась его и ушла к

другому? А если человек этот к тому же многогранен душевно и песни его

удивительно разнообразны: от игриво-завлекающих (которые почему-то не

печатают в популярных сборниках) до пафосных, революционно-декларативных?..

Если все это сочетается в единой личности, то это личность Человека, а

вернее - человека такого, каким он может и должен быть. И что отметим: ведь

внешне ростовщик Чакырбай, бай Рысул-бек и пятеро его сыновей - кабанов,

высмеянных навеки Токтогулом, жили гораздо богаче, много роскошней, чем

гонимый акын (третируемый, кстати, и тупыми чиновниками уже при советской

власти). Каждый из них жрал в три горла и владел обширными угодьями, и

каждый из них хватал, хапал, загребал все, что было по его силам и

возможностям. Вот две противоположные модели человека, вот два пути

человечества: один - в пропасть самоценного потребительства, другой - в гору

самосовершенствования, саморазвития, самораскрытия, самореализации во благо

себе и людям. Токтогул Сатылганов - ясный маяк впереди. Он же, Токтогул

Сатылганов, одна из тех ослепительно ярких искр, которые летят из прошлого в

настоящее, чтобы осветить нам дорогу в будущее, чтобы рассеять неизведанный

мрак впереди.

Имеющий глаза - да увидит.

Имеющий разум - да поймет.

Спасибо матери Природе за то, что создала такую светлую душу, чтобы

объяснить нам, в чем смысл жизни человеческой! (Сильные аплодисменты.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.