Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сама виновата






 

Я думаю, мои размышления о психологии крепостных многим не понравятся, но эта так часто встречающаяся покорно-рабская интонация, она откуда произрастает? Кто может так говорить о своей жизни? Человек, который, как рачительная хозяйка запасы, пересмотрел все свои ценности и точно знает, что самое дорогое его имущество – это он сам, или живущая из милости на чужих хлебах бедная родственница?

Есть еще один момент, который не хочется упустить из виду. Чаще всего в ситуации конфликта женское общественное мнение спешит встать на сторону этой пресловутой «половинки». Муж избил – сама виновата, не надо было мужика доводить, подверглась изнасилованию – спровоцировала, не там шла, не так смотрела, не так одета. Изменяет муж – ничего страшного, можно сделать вид, что не знаешь. Это что, логика людей, имеющих чувство собственного достоинства? Это реакция свободного самодостаточного человека на посягательство на самоуважение?

Несомненно, существуют и другие реакции, и другое поведение, и другие женщины. Редкие экземпляры, нестандартные, но они, как всякое исключение, только подтверждают правило. Столкновение с такими исключениями отнюдь не вызывает восхищения, уважения и желания следовать их путем. Общественное возмущение, чаще всего выраженное именно женщинами, становится только острее, потому что они выбиваются из стаи, они решаются иметь и выражать свою позицию. И управляющая система, интересы которой всегда выражает толпа, увеличивает давление и с большей или меньшей суровостью дает понять, к чему приводит несогласие с МЫ. Самая распространенная угроза: терпи, если останешься одна – лучше тебе будет?

Довольно часто я выступаю экспертом на разных ток-шоу. Я очень рада этой возможности, поскольку это участие дает, кроме профессионального, еще и опыт таких жизненных ситуаций, в возможность и подлинность которых я с радостью бы не поверила, если бы сама не общалась с их героями. Есть одна из передач, куда я хожу, там, как и в большинстве ток-шоу, есть публика. Она имеет возможность принимать довольно активное участие в обсуждении. Среди публики всегда есть несколько женщин, которые выступают в роли гласа народа. Они свободны высказывать свое мнение, и оно, так же как и мнение экспертов, только на их совести. Так вот, этот глас народа всегда осуждает женщину. За редчайшим исключением. Он всегда осуждающий.

И осуждает он прежде всего женщин, которые пытаются небанально, нестандартно жить, имеют смелость противостоять и возмущаться. Как вы, бабушка, вот еще здоровая совершенно, а вы почему сами внуков не забрали?.. Нет, вы посмотрите, она еще пожить хочет? Да что ж ты за жена такая, чтобы мужа в полицию сдавать? Не доводи мужика, сама виновата. Ушла от бедного? Корыстна. Ушла от богатого? Чего ей не хватало?

Я начала свою книгу с того, каково это – быть женщиной, с жизни моей клиентки. Страшная, почти нереальная, правдивая история, но, может быть, еще более сильным толчком в моих размышлениях был другой эпизод. Женщина, мать двоих детей, умудрилась скрыть свою третью беременность и, родив дома в ванной, убила свое новорожденное дитя, потому что муж больше детей не хотел и она боялась, что он их бросит. Тот же глас народа в лице немолодых женщин, большинство из которых сами матери, нашли этому ужасу оправдание. А вдруг бы он действительно ее бросил и что бы она тогда делала уже с тремя детьми? И они очень ратовали за то, чтобы ее не осуждали, потому что старшие останутся без матери.

Это не мир каннибалов – это XXI век, цивилизованная страна и две тысячи лет от Рождества Христова. А ведь еще в Древней Греции знали, что внешние обстоятельства и атмосфера, в которой находится беременная женщина, влияют на душу и психику ребенка, который еще только должен родиться.

Такая вырисовывается интересная история: с одной стороны, социальная природа, получившая власть над биологической – достижение человечества, дорога от стаи к цивилизованному обществу. А с другой – очень действенный рычаг управления. Выяснив, что отменить или уничтожить связь и влияние биологической природы на людей не только невозможно, но и опасно для самого существования рода человеческого, социум не мог не использовать это на полную катушку. И стал главным контролером проявлений биологической природы в социальной жизни человека.

Правила, пряники, кнуты, система поощрений и наказаний для тех, кто соответствовал или не желал слушаться, с развитием цивилизации и гуманизацией общества менялись. Женщины уже не горят на кострах в странах, которые называют себя колыбелью европейской культуры. Однако смысл остался прежним – степень социальной свободы женщины под давлением необходимости, конечно, растет. Но… Но для «вашего же блага» – думая о своей жизни, в своих мечтах, в образе удавшейся жизни, женщина по-прежнему может считать, что ее жизнь удалась, только если у нее нашлась «половинка».

Ты, конечно, можешь мечтать о самостоятельности, о самоутверждении и самовыражении через талант и профессию, но не забывай: без «половинки» ты в наших глазах так и останешься существом с ограниченными возможностями. А уж какими характеристиками должна эта «половинка» обладать, какая для тебя правильная, а какая нет, это, девочка, не волнуйся – мама расскажет, соседки посоветуют, в кино покажут, в телевизоре увидишь. И казалось бы, как повезло мужчинам, ведь эти сверхнужные и сверхценные «половинки» – это они! Как же должны женщины их уважать, ценить, находить в них неисчерпаемый источник всяческих достоинств. Только вот не тут-то было.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.