Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЕРСПЕКТИВЫ. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно в заданной структу ре управляемой медитации, вы можете расширить рамки ваших перемещений и отправиться в






Если вы чувствуете себя достаточно уверенно в заданной структу ре управляемой медитации, вы можете расширить рамки ваших перемещений и отправиться в самостоятельные познавательные путешествия без сопровождения или в компании спутника вашей души. В действительности переход от управляемой медитации к свободной образной медитации или к свободной игре воображения является плавным и естественным. Начав путешествие в знакомом пространстве управляемой медитации, вы можете затем выбрать путь по собственному желанию — в специально отведенное для этого свободное время или по окончании «экскурсии». Вы можете, к примеру, отправиться в собственный сказочный мир, чтобы пережить там свою сказку. Опыт, приобретаемый в ходе управляемой медитации, — лучшая подготовка к более прогрессивной свободной образной медитации, которая в большей степени обладает терапевтическими свойствами[16].

Время для этого перехода наступает тогда, когда образы оживают и воспринимаются как реальность, внешнее руководство начинает казаться излишним, а заданное направление кажется дополнительным ограничителем. Переход к собственным, то есть совершенно индивидуальным, путешествиям должен произойти естественным путем; его нельзя добиваться из честолюбивых соображений. Подобные действия только отодвинут момент, когда произойдет этот переход.

Процедура свободной медитации очень проста. Необходимо выбрать подходящую музыку и привычным способом перейти в состояние расслабления, чтобы затем обратиться к новым, глубоко личным темам. Тем не менее следует принять во внимание некоторые особенности. Открывающиеся возможности колеблются между двумя крайностями: человек может стремиться к полному господству над возникающими образами, что очень сильно ограничивает возможности познания и приобретения нового опыта. Если подобная проблема становится очевидной, имеет смысл вернуться на пару шагов назад и снова обратиться к теме доверия по отношению к первой возникающей мысли.

С другой стороны, человек может оказаться в полной зависимости от возникающих образов. В этом случае необходимо осознать, что в данном случае речь идет о тех частях вашей души, которые в течение долгого времени подавлялись и теперь изо всех сил стремятся использовать свой шанс. Однако это не означает, что они получили право определять всю вашу жизнь. В такой ситуации имеет смысл прояснить вопрос, находясь в контакте с этими образами из вашего внутреннего мира. Нередко эти части души перестают стремиться к получению неограниченной власти после того, как получают уверение в том, что эта медитация — не единственный их шанс, и в будущем они смогут получить необходимое им внутреннее пространство.

Действия людей могут исходить из трех главных центров: германцы — люди севера — склонны к тому, чтобы отдавать себя во власть головы, интеллекта; по этой причине они, как правило, в совершенстве владеют своими эмоциями и все больше утрачивают способность к интуиции. Люди с юга, из средиземноморского региона, живут, прислушиваясь в основном к своем)' сердцу, к эмоциям. Эмоции нередко имеют власть над головой; это приводит к тому, что бурные волны эмоций могут затопить разум. Такие люди также не обладают развитой интуицией, которая, как правило, находится в области живота. Интуиция в первую очередь присуща немногочисленным представителям сохранившихся древних культур. Например, индейцы в первую очередь прислушиваются к своему животу и в меньшей степени имеют доступ к эмоциям, живущим в сердце, не говоря уже о холодной расчетливости головы.

В ходе свободной образной медитации возможно и даже желательно установить контакт с теми центрами нашего существа, которые мы задействуем в меньшей степени; например, стоит попытаться найти внутри себя ребенка, который соответствует эмоциональным компонентам нашей души. Вместе с тем ни в коем случае не следует попадать под власть этого ребенка.

Всем нам известно, насколько важно умение ориентироваться во внешнем мире; не менее важно для нас и умение чувствовать себя как дома в мире внутреннем. Человек может взять на себя слишком много в обоих мирах, например, во внешнем мире можно приобрести слишком много имущества, которое в результате обретет власть над своим владельцем и станет скорее препятствием, чем преимуществом; так же можно пытаться проработать слишком много серьезных внутренних тем, что может осложнить нашу жизнь. Следующий пример поясняет сказанное. Когда врач, внимательно изучив историю болезни, колеблется и не может решить, какое из двух подходящих лекарств назначить пациенту, ему имеет смысл обратиться к интуиции. Однако, если он с самого начала прислушивается только к своей интуиции и колеблется, не разобравшись в заболевании и ничего при этом не понимая в лекарствах, проводимое им лечение обречено на неудачу. Мы не случайно несем наш главный центр — голову — на самом верху. Если бы мы подчинили голову сердцу или животу, голова болталась бы где-то у наших ног, почти касаясь земли, а не возвышалась бы над двумя другими центрами. Когда во сне мы полностью отдаемся процессу восстановления и благодаря спам получаем доступ к иным сферам, мы также склоняем нашу голову на подушку, где ей наилучшим образом удается на некоторое время избавиться от претензии на полное господство.

Здесь скрывается еще одна возможность, позволяющая нам лучше понять значение различных поз для медитации. В начале, когда главной нашей задачей является установка первого контакта с подсознанием[17], наиболее продуктивной является поза «лежа на спине», поскольку она помогает поместить все центры на один уровень. По мере расширения нашего опыта рекомендуется восстановить типичную для человека иерархию и поместить голову наверх. Кстати, я рекомендую (в том числе на основании медитативной практики) понимать слово «иерархия» в его первоначальном значении, то есть «господство святого»[18]. В этом смысле голова является символом Святого или Единого, которое объединяет в себе все и, разумеется, не использует иерархию с целью насильственного подчинения себе остальных центров. Действительно, с анатомической точки зрения в голове находится не только большой мозг, необходимый для интеллектуальных процессов II довольно молодой с точки зрения эволюции, но и центры эмоций и чувств, а также основы интуиции и инстинктов, которые находятся в древнейших отделах мозга. Тот факт, что сегодня мы ассоциируем слово «иерархия» с подавлением и злоупотреблением властью, связан с тем, что наша голова постоянно подвергается этой опасности.

Тут скрыт еще один источник опасности свободной образной медитации: возможность во время внутренних путешествий представлять себе образы реальных людей из нашего окружения. Я считаю необходимым предостеречь вас от использования этой возможности, поскольку искушение манипулировать и использовать свою власть в этом случае становится непреодолимым. Здесь начинается область магии, в которую можно входить только под руководством опытного руководителя с безупречной репутацией. Поскольку наше собственное эго может оказывать существенное воздействие на образные миры, оно вряд ли сможет гарантировать подобную безупречность. С моей точки зрения, даже лечебные медитации для других людей могут проводиться исключительно в тех случаях, когда они знают об этом и выразили свое согласие.

Но не будем концентрироваться только на опасных моментах и оставлять без внимания наши шансы. Свободная образная медитация открывает перед нами множество чудесных возможностей. В образном мире повседневные и серьезные проблемы можно рассмотреть с самых разных точек зрения и благодаря этому найти всеобъемлющие решения. Человечество в своем развитии дошло до той стадии эволюции, когда практическое обучение методом проб и ошибок стало слишком опасным. Во многих случаях подобные действия представляют опасность для жизни. Именно поэтому опробование возможностей во внутренних сферах стало практически жизненной необходимостью. Внутренний мир образов предлагает идеальную платформу для того, чтобы рассмотреть все аспекты проблемы и оценить жизненные последствия различных путей ее решения.

Еще одной важной возможностью является проживание тех компонентов личности, которые вы, вероятно, уже встречали в ходе управляемых медитаций и которые редко проявляются в повседневной жизни. Это может касаться таких распространенных жизненных тем, как роль матери или, например, монашки; внутри нас может скрываться авантюрист и священник, художник и плейбой, принцесса, рыцарь, шут или ребенок. Свободная образная медитация дает нам возможность проявить эти и другие компоненты нашей личности и пережить их во всем своеобразии. Разумеется, внутри пас могут жить другие хорошо знакомые, мифологические или сказочные образы; так, в течение определенного внутреннего времени мы можем жить жизныо тотемного животного или смотреть на мир с позиции дерева. Когда вы преодолеете первые ступени па пути в образные миры и постепенно начнете устанавливать живой контакт с вашими собственными образами, эти путешествия станут для вас источником необычайно глубоких переживаний, которые будут оказывать значительное влияние на повседневную жизнь и время от времени обогащать ее новыми важными темами. Одно-единственное переживание, испытанное в образе дерева, может полностью изменить установку человека по отношению к природе.

В образных сферах существует возможность совершить те шаги на пути собственного развития и взросления, которые не удались нам в реальной жизни. Тот факт, что в какой-то момент у нас начинается ломка голоса или наступают менструации, к сожалению, не означает, что мы автоматически становимся взрослыми. Во внешних общественных сферах современных высоко- цивилизованных обществ стало практически невозможно найти необходимые ритуалы для этого жизненно важного шага. Однако во внутренних сферах в нашем распоряжении находится множество древних ритуалов, а также неограниченное количество собственных изобретений, которые являются хорошей альтернативой полному отсутствию ритуалов.

Частое и интенсивное общение с внутренними образами незаметно научит вас в совершенстве понимать язык символов, в результате чего ритуалы будут появляться сами собой, без каких-либо усилий. Если вы сомневаетесь в силе и эффективности таких ритуальных путей через серьезные жизненные кризисы, вам следует задуматься о том, насколько искусно так называемые примитивные народы справляются с кризисами с помощью своих символов и сохранившихся ритуалов. И насколько беспомощными оказываемся мы перед лицом кризисных ситуаций, постепенно убеждая себя в том, что живем в обществе детей, которое низводит свой естественный поворотный момент до кризиса середины жизни, а затем отвергает своих стариков. В большинстве своем они умирают в больничных коридорах или в ванных комнатах, совершенно неподготовленные, поскольку мы утратили способность справляться с ситуацией этого последнего перехода. Сегодня нам в первую очередь недостает внутренних образов и ритуалов, которые могли бы помочь нам достойно относиться к решающим моментам жизни и по-настоящему справляться с трудностями и преодолевать их, вместо того чтобы тащить их на себе всю оставшуюся жизнь. Если нам удастся сделать эти шаги во внутреннем мире образов, перед нами открывается естественный путь развития.

Чем дольше мы занимаемся внутренними сферами, тем отчетливее осознаем, что направление движения от заданных архстипичсских схсм управляемых медитации к совершенно особым, индивидуальным темам, снова меняется. Образы постепенно теряют свою индивидуальность и снова становятся все более архе- типическими. Все чаще появляются мифические представления и даже древние религиозные мотивы. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, объединил эти возможности и пережил историю Страстей Христовых в форме управляемой медитации. Чем интенсивнее упражнения, тем глубже вам удается проникнуть во внутренние миры; в итоге вы можете достичь той сферы, которую Юнг называл коллективным бессознательным, а древние индийцы — Хрониками Акаши. Таким образом, вы получаете доступ ко всем знаниям, которые когда-либо существовали или (согласно восточному представлению) когда-либо будут существовать. Тот факт, что по мере углубления переживания все больше приводят пас к объединению и в конце концов достигают надличностного единства в форме просветления, может сначала показаться удивительным; однако при ближайшем рассмотрении вы обнаружите множество параллелей с другими явлениями нашего мира. Если подходить к этому вопросу с внешней точки зрения, можно отметить, что все люди очень сильно отличаются друг от друга чертами лица и отпечатками пальцев. Однако, если сравнивать их на более глубоком уровне (например, на уровне жировых клеток подкожной ткани), различия будут менее существенными. На уровне крови существуют всего четыре большие группы, на которые подразделяются все люди. На молекулярном уровне имеет место практически полная идентичность; перейдя же на уровень атомов, мы вынуждены признать, что все мы состоим из одних и тех же атомов, которые, в свою очередь, состоят из абсолютно одинаковых протонов, нейтронов и электронов.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что последние видения и образы соотносятся с древними религиозными мотивами, которые в равной степени присущи верованиям примитивных народов и высокоразвитым религиям. Ведь люди, достигшие просветления, разными словами и на разных языках описывают одно, единое переживание.

Даже если медитации уводят нас в далекие сферы, остается не менее важным записывать все пережитое и давать ему выход в форме небольших ритуалов нашей повседневной жизни. Записи можно вести в форме путевых заметок, а ритуалы могут принимать форму любого осознанного действия. Если вам не приходят в голову никакие другие идеи, вы можете просто нарисовать символ, виденный в ходе медитации, или один из эпизодов вашего внутреннего путешествия.

Ведение записей может быть воспринято как возвращение к интеллектуальному центру; так или иначе, ценность этих записей неоднократно подтвердилась на практике. Манифестация пережитого в условиях полярности — осознанное действие; неслучайно записи появляются на листе бумаги, черным по белому. Дополнительные рисунки и выражение важных вещей в форме осознанных ритуальных действий усиливают связь с ними па всех уровнях медитации и приближают медитирующего к цели: интеграции в сознании трех его центров и превращению в сердечного, интуитивного и разумного человека.

 

ЧАСТЬ II






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.