Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами






№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
           
1. Документоведение +         +
2. История государственных учреждений   + + + +  
  Организация и технология документационного обеспечения управления   + + +    

Содержание дисциплины

Введение

 

Предмет, содержание, задачи курса и методы его изучения. Зарождение научных знаний о документе. Цели изучения развития формуляра документа. Сущность формулярного анализа. Связь дисциплины с другими курсами: история развития письменности, палеография, источниковедение и др. Назначение и структура дисциплины.

Источники и литература. Законодательные акты, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, национальные стандарты, методические рекомендации в области делопроизводства и архивного дела. Государственная система документационного обеспечения управления. Обязательная, дополнительная научная и учебная литература. Периодические издания.

 

Тема 1. Теоретические основы формулярного анализа документов

 

Формуляр управленческого документа и его составные части (реквизиты). Понятия «реквизит документа», «формуляр-образец». Индивидуальный и типовой формуляры. Исторические этапы создания и развития формуляра текстового документа. Типовая унифицированная форма документа. Специализированная унифицированная форма документа. Унифицированный документ. Основной метод унификации текста документа.

Значение традиций в оформлении документов. Закрепление результатов унификации в стандартах, Табелях, Альбомах унифицированных форм документов. Унификация текстов документов.

 

Тема 2. Становление и развитие формуляра документа XIV –XVII вв.

 

Происхождение и развитие древнерусского документа. Накопление опыта в оформлении документа в XIII–XV вв. Влияние государственного устройства на делопроизводство. Документирование правовых отношений в Русской Правде, в Новгородской и Псковской судных грамотах, в Двинской уставной грамоте. Разновидности ранних древнерусских документов. Применение элементов документа – скрепа, печать, мост. Материал для письма до XIV в. Изменение графики письменности. Столбцовая форма документа.

Складывание аппарата государственного управления с образованием централизованного государства. Приказное делопроизводство (XV–XVII вв.). Судебник 1550 г. о необходимости документирования, в частности, судебного процесса. Процедура составления протокола («судного списка»). Судебник 1589 г. о правилах составления документов. Соборное уложение 1649 г.

Видовой состав документов этого периода. Основные распорядительные документы XVI–XVII вв. Переписка официальная, частная. Обозначение автора и составителя документа. Специфика указания вида документа.

Особенности оформления дат. Удостоверение документов подписями: авторские «справы», «переписи». Удостоверение документов печатями. Виды печатей. Царские печати. Большие и малые печати на документах. Датированные пометы. Расположение помет в формуляре документа.

 

Тема 3. Формуляр документа XVIII в.

 

Период коллежского делопроизводства. Законодательные акты XVIII в., регламентирующие делопроизводство. Именные указы, регламенты, инструкции. Введение в обращение в 1699 г. Петром I гербовой бумаги. Указ 1700 г. об отмене столбцовой формы и переходе к тетрадной (листовой или книжной). Введение единой формы ведомости, отражающей сбор налогов. Генеральный регламент 1720 г., его значение для установления единого порядка документирования и ведения делопроизводственной документации. Расположение реквизитов в документе.

Виды и разновидности документов этого периода. Возникновение новых видов документов. Законодательные и распорядительные акты; переписка; изобразительные документы; книги; списки. Указ 1723 г. «О форме суда».

Обозначение автора в указах, приговорах. Место обозначения автора в формуляре. Адресование документов XVIII в. в конкретные учреждения. Заголовок к тексту, его назначение и место. Скрепы. Удостоверение документов печатями. Датирование документов: обозначение даты составления, получения и регистрации документа, место расположения даты в формуляре. Появление специальных отметок о согласовании, контроле и др.

 

Тема 4. Формуляр текстового документа XIX – начала XX в.

 

Период министерского делопроизводства. Строгая регламентация содержания и оформления документов в законодательных актах. Зависимость изложения содержания документа от его вида. Документы с элементами трафаретных текстов.

Обозначение вида. Влияние развития средств связи и техники на появление новых видов документов. Классификация видов документов этого периода. Внутренние документы, переписка, «просительские документы», акты. Расположение обозначения автора, адресата, дат, элементов удостоверения в форме документа XIX – начала XX вв. Проставление печатей и отметок. Зависимость структуры текста от вида документа.

 

Тема 5. Формуляр документа ХХ в.

 

Этапы развития делопроизводства ХХ в.: 1917–1941 гг.; 1945–1990-е гг. Порядок документирования в первые годы советской власти. Введение в 1918 г. формы бланков государственных учреждений. Структура бланка. Деятельность Института техники управления (ИТУ) по разработке правил документирования. Стандартизация служебных документов, чернил, бумаги в 1920-е гг. Издание стандартов на отдельные виды документов. Унификация плановой документации. Разработка формуляров статистической документации. Введение форм периодической отчетности. Становление системы кадровой документации. Переход на карточную систему учета личного состава. Унификация финансовой документации.

«Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий» 1963 г. Элементы документа советского периода. Новый этап в унификации документа с конца 1960-х гг. Зависимость формы документа от управленческой функции и уровня принятия решения. Виды документов, создаваемые в практической деятельности советских учреждений. Работа по унификации форм документов. Попытка группировки реквизитов. Применение метода единого формуляра. ГОСТы 1970-х гг., разработанные для системы организационно-распорядительной документации. Нормативные акты 1980–1990-х гг. о документировании. Переход к унификации систем документации.

 

Тема 6. Формуляр современного управленческого документа

 

Правовая регламентация унификации и стандартизации документов. Реквизиты, регламентируемые ГОСТ Р 6.30–2003. и Правилами делопроизводства федеральных органов исполнительной власти. Структура документа. Бланки документов. Расположение реквизитов. Способы размещения реквизитов в бланках. Реквизиты, идентифицирующие автора документа в традиционной и электронной форме. Графические элементы формуляра. Юридически значимые реквизиты. Реквизиты согласования, удостоверения документов.


Планы практических занятий






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.