Параметры психолого-педагогического статуса
| Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению учащегося
|
1. Познавательная сфера.
|
1.1. Произвольность психических процессов
| 1. Способность к осознанному самоограничению в постановке и реализации определенных значимых целей.
2. Планирование деятельности в соответствии с ее объективной и субъективной значимостью.
3. Способность предвидеть последствия достижения тех или иных целей.
4. Способность определять ресурсы, необходимые для достижения цели и оценивать их реальное наличие.
5 Использование рациональных способов учебной и других видом деятельности.
|
1.2. Развитие мышления
| 1. Освоение методов теоретического, творческого мышления.
2. Использование исследовательских методов в обучении.
|
1.3. Сформированность важнейших учебных действий
| 1. Выделение существенных и несущественных признаков изучаемых понятий.
2. Оперирование всей системой данных учебной задачи.
3. Ориентация на всю систему требований учебной задачи.
4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон.
5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
|
1.4. Развитие речи
| 1. Богатый опыт речевого общения.
2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.
|
1.5. Развитие тонкой моторики
| 1. Понятность письма.
2. Аккуратность оформления письменных работ.
3. Способность к различным видам ручного труда.
|
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
| 1. Сохранение учебной активности и работоспособности ние всего урока.
2. Предпочтение высокого темпа работы.
3. Способность работать в едином темпе со всем классом.
4. Адаптация к учебной нагрузке.
|
2. Особенности поведения и общения школьников
|
2.1. Взаимодействие со сверстниками.
| 1. Включенность в доверительные, эмоциональные отношения со сверстниками.
2. Позитивное положение в группе сверстников, способность к сотрудничеству со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности.
3. Способность к глубоким и продолжительным эмоциональным привязанностям.
4. Включенность в широкую социальную систему контактов (расширение социального пространства), активность в формировании нового социального пространства.
|
2.2. Взаимодействие с педагогами
| 1. Включенность в личностное общение с педагогами.
2. Способность к установлению деловых, партнерских отношений со взрослыми.
|
2.3 Соблюдение социальных и этических норм
| Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.
|
2.4. Поведенческая саморегуляция
| 1. Способность длительно подчинять поведение намеченной цели
2. Умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер.
3. Моральная регуляция поведения.
4. Способность к ответственному поведению.
5. Способность принимать ответственные решения, касающиеся других людей.
|
2.5. Активность и независимость
| 1. Уверенное автономное поведение.
2. Активность и целенаправленность в познавательной и социальной деятельности.
|
3. Особенности мотивационной сферы
|
3.1. Наличие и характер учебной мотивации
| 1. Интерес к основам наук, методам теоретического мышления.
2. Развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием.
3. Стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности.
4. Мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии.
|
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)
| Отсутствие выраженных противоречий между:
— требованиями взрослых и возможностями (потребностями) старшеклассника;
— требованиями семьи и референтной группы сверстников;
— требованиями референтной группы и возмохностями
(потребностями) старшеклассника; — возможностями и желаниями (потребностями) старшеклассника.
|
4. Особенности системы отношений старшеклассник, к миру и самому себе
|
4.1. Отношения со сверстниками
| 1. Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений со сверстниками: субъективная включенность в эмоциональные, доверительные отношения.
2. Восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворенность им.
3. Субъективная включенность в широкую систему социальных отношений.
|
4.2. Отношения с педагогами
| Эмоционально-положительное восприятие старшеклассником системы своих отношений с педагогами и воспитателями: восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность.
|
4.3. Отношение к значимой деятельности
| 1. Обогащение личностным смыслом как социального, так и познавательного мотивов деятельности.
2. Включение учебной деятельности и отношения к ней в более широкую систему профессиональных отношений и предпочтений.
|
4.4. Отношение к себе
| 4.1. Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.
2. Ориентация на будущее.
3. Субъективное ощущение, адекватности своего поведения и эмоциональных реакций.
|