Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы изучения литературного произведения






Методика преподавания литературы как научная дисциплина.

Предмет, содержание и структура курса методики преподавания литературы

Методы исследования процесса изучения литературы в школе.

Методика преподавания литературы в системе наук: взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией.

Единство методологических принципов литературоведческого и школьного анализа. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объему, средствам изучения художественного текста. Педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность как основные свойства школьного анализа литературных произведений.

 

Основные этапы развития методики преподавания литературы. Становление и развитие методической науки в XIX в.

Преподавание словесности в XIX веке. Филологические чтения Ф.И. Буслаева. А.Д.Галахов. Первые учебники по русской литературе.

Роль литературной критики в становлении школьного литературного образования.

Расцвет методической мысли во второй половине XIX века. В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский.

Основные методические течения на рубеже XIX - XX веков.

 

3.Основные этапы развития методики преподавания литературы Становление и развитие методической науки в XX в. Историческое значение методических идей А.Д.Алферова, Ц.П.Балталона, Шереметьевского, В.В.Данилова и др.

Методические искания 20-х-30-х гг.

В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, - основоположники советской методики преподавания литературы.

Развитие методической науки во второй половине XX века. Роль передовых учителей – словесников в развитии методики преподавания литературы. Поворот методики к ученику. Изучение читательского восприятия. Поиск активных методов и приемов обучения.

Основные этапы развития методики преподавания литературы. Актуальные проблемы современного литературного образования

Изменение содержания литературного образования в 90-е гг. XX века. Изменение школьных программ.

Актуальные проблемы современной методики: поиск эффективных приемов и методов обучения, разработка новых средств контроля и оценки знаний учащихся, определение роли ИКТ в преподавании литературы в школе и др.

Литература как учебный предмет в современной средней школе

Литература в школе как учебный предмет. Изучение литературы как искусства слова – основа литературного образования. Государственный стандарт (2004 г.) по литературе: его предназначение, содержание и структура. Задачи литературного образования и требования к уровню подготовки учащихся. Инвариантная и вариативная часть в содержании литературного образования. Современное понимание задач литературного образования школьников. Результаты литературного образования в ФГОС нового поколения. Современные школьные программы и учебники.

 

Этапы изучения литературного произведения

Чтение произведения и ориентировочные занятия.Организация и контроль чтения художественного произведения. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения.

Первый этап изучения литературного произведения. Подготовка к восприятию, организация чтения, анализ читательского восприятия как необходимые условия для разработки методической концепции дальнейших уроков. Разнообразие форм вступительных занятий.

Анализ текста в его художественном единстве как необходимый этап изучения художественного произведения.

Заключительные занятия в системе работы над литературным произведением. Повторение и обобщение материала на заключительных уроках. Организация итогового контроля. Способы оценки знаний и практических навыков учащихся. Разнообразие форм заключительных занятий в среднем и старшем звене.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.