Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Культурная жизнь народа в изображении Брейгеля Старшего






Брейгель Старший в «Нидерландских пословицах» (рисунок 3.1) – не просто коллекционер пословиц, он создал картину в назидание. Большинство пословиц осуждают безнравственное и глупое, поведение. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно.

Рисунок 3.1 − Питер Брейгель Старший. Нидерландские (Фламандские) пословицы.1559. Картинная галерея Государственного музея, Берлин

На картине «Нидерландские пословицы» изображено множество сюжетов, изображающих фламандский фольклор. Она состоит из юмористических сцен, которые высмеивают людские пороки. На ней изображено подобие деревни, представляющее собой большой дом с пристройками. В нем очень много людей, которые занимаются своими делами. Оно выглядит очень забавным и развлекает при рассмотрении зрителя недоразумениями и безобидными шутками. В левом нижнем углу женщина связала черта – это говорит о том, что эта женщина никого не боится. Вторая женщина несет в одной руке огонь, в другой – воду. Это олицетворение неискренности, доверять этому нельзя. Поодаль свинья вытаскивает затычку из бочки – хозяин не следит за своим добром. Иное значение: его конец близок. Вот мужчина бьется головой об стену. Биться головой об стену – он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу. На переднем плане один стрижёт овцу, другой свинью – один использует ситуацию по мере возможности, другой стремится извлечь выгоду любой ценой; один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету.

Над ними мужчина вешает колокольчик на шею коту. Вешать коту на шею колокольчик – поднимать тревогу первым, поднимать скандал; делать первый шаг в деликатном деле.

Рисунок 3.2 − Питер Брейгель Старший. Детские забавы.1560. Музей истории искусств, Вена

На картине «Детские забавы» (рисунок 3.2) хорошо просматривается одежда детей. Детей одевали также как и взрослых: мальчики одеты в обтягивающие панталоны и рубашки, чулки и башмаки, девочки – в длинных платьях и юбках, передник и чепец на голове дополняют облик, обуты дети в башмаки. Одежда детей более яркая и красочная, чем у взрослых. Брейгель показывает улицу, которая уходит вдаль, она вся занята детьми, играющими в различные игры. Среди бесчисленных жителей городка, заполнивших обе улицы и луг на берегу реки, нет ни одного взрослого. Здесь живут только дети! В одиночку, группками в два-три человека, шумными стаями они увлеченно, упоенно, самозабвенно играют.

Здесь играют в чехарду и в салочки, катают обруч, скачут верхом на палочке. И какая бы игра не пришла на ум из нашего детства, она найдется на картине Брейгеля. Вот дети ездят друг на друге, дерутся, а палках, запускают волчки, стоят на голове, выдувают мыльные пузыри, играют в «дочки-матери», ходят на ходулях — всего не пересчитаешь. Брейгеля Старшего занимает наблюдение за детьми их внешний облик, предметы, которыми они играют, из каких движений состоят их игры. «Детские игры» — уникальный пример огромного запаса живых наблюдений. Мальчик у Брейгеля Старшего не просто скачет верхом на палочке с головой коня, он еще подбадривает своего коня прутиком!

В «Детских играх» Брейгель Старший проявил, и притом очень выразительно, некоторые свои черты, представляющие общие особенности эпического искусства его времени, а именно: описать, перечислить как можно больше раньше неописанного. Это является первым важным шагом в познании всего богатства окружающего мира. В этой картине, почти нет полутонов: красный и синий, фиолетовый, коричневый и зеленый, черный, белый, — вот все разнообразие цветов. Для описания всего, что делают на картине дети, нужно очень много глаголов: бежать, ползти, скакать, нести, ловить, катить, копать, гнать, строить, кувыркаться, драться, взбираться, прыгать, догонять, бросать, убегать, искать, прятаться. Здесь не перечислено и десятой доли всех действий, которые развертываются перед нашими глазами.

При внимательном разглядывании картины, можно заметить, что здесь изображаются два вида детских игр: те, в которых дети остаются сами собой и в которые иногда, подражая детям, играют взрослые: салочки, прятки, чехарда. В других играх, дети повторяют занятия взрослых, например, играют в лавку, в турнир, в свадьбу. В «Детских играх» не ощущается насмешки, иронии. Дети самозабвенно играют в игры, принадлежащие только детству, но и увлеченно подражают взрослым. У Брейгеля Старшего — даже дети, которым присуща жизнерадостность, не улыбаются. Это забавы без улыбки. Вероятно, таким было время, когда он жил. В городе игр, в городе детей царит серьезное, сосредоточенное, но невеселое веселье.

Впрочем, радует глаз лужайка на ближнем берегу, там изображены две девочки в красных платьях – они выглядят как два больших красных цветка в траве, а на дальнем берегу нет никого, только дорога, да луг, и еще летние облака в небе, которые дают ощущение тишины, покоя, и простора., как будто природа, глядя на детей улыбается.

Рисунок 3.3 − Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста.1559. Музей истории искусств, Вена

Следующая картина «Битва Масленицы и Поста» (рисунок 3.3), описывает праздник. Площадь фламандского городка, вся заполнена суетящимися, маленькими подвижными фигурками нищих, ряженых, гуляк, торговок, монахов. Здесь все в движении: люди выглядывают из окон, снуют между домами, что-нибудь несут, выходят из дверей, держат, попросту размахивают руками. Здесь Брейгель Старший создает сцену всенародного веселья. В картине «Битва Масленицы и Поста» все реально. Вся площадь тесно застроена домами, постоялыми дворами, лавками и трактирами. Церковь стоит в окружении не богатых домов, а домов, которые густо заселены простыми людьми. Соответственно и выглядят они: фасады с облупившейся штукатуркой, почерневшие балки, на первом этаже лавка под дощатым навесом, несколько окон наверху, на кронштейне знак торговца или ремесленника. Площадь еще не замощена, так по всему застроилась она недавно: между входом в церковь и колодцем видно не выкорчеванный пень. Площадь заполнена продавцами, разносчиками, покупателями музыкантами, калеками, нищими, монахами, веселящимися людьми, лицедеями. На масленицу в Нидерландах устраивались праздничные представления, состязания шутов, шествие ряженых.

На первом плане картины изображена такая процессия. Рыжий здоровяк в голубой куртке, едва не лопающейся от его полноты, в красных штанах, которые обтягивают жирные ноги, с украшением на голове поверх колпака миской, выезжает на винной бочке, вместо коня на бой. Он является олицетворением жирной Масленицы. Его главным оружием является вертел, с насаженной на нем жареной свиной головой и птицей. Его противником является олицетворение Поста — тощая, бесполая фигура, которая облачена в лилово-серый балахон. Оружием Поста является лопата, с двумя тощими сельдями. Масленицу толкают ряженые в карнавальных костюмах, а повозку Поста тащат монах и монашка.

На картине Брейгеля Старшего, праздник достиг наивысшего напряжения: сражение Масленицы и Поста — его центральное событие. Праздник многолюден, но видна разобщенность людей. Ни тот угол улицы, где жгут чучело зимы, ни та ее часть, где за волынщиком тянется громко горланящая карнавальную песню процессия, ни даже площадь, где сражаются Масленица и Пост, не собрали вокруг большой толпы. У этого веселья нет единого центра. Некоторые люди ведут себя так, будто в городе нет праздника. Женщина в старом платье решила вымыть окно. Она явно игнорирует этот праздник, повернувшись ко всем спиной. Грузчик занят работой – он тащит тяжелый куль. Народ продолжает жить повседневными заботами: из окон второго этажа выплеснули помои на улицу. Кто-то пьет из деревянной бадейки, воду, кто-то прицениваются к рыбе. А из церкви выходит мрачная процессия людей в темной одежде со скорбно склоненными головами. Очень много калек и нищих, просящих подаяния, их на площади, пожалуй, больше, чем играющих детей.

Свита Масленицы тоже мрачна: подвязанные щеки, старчески согбенные спины, мрачные маски. Угрюмо и румяное лицо Масленицы. Невеселое, не разгульное, да и совсем не богатое веселье. Свиная голова, несколько пирожков, кусок окорока, несколько вафель на подносе, на земле обглоданные кости, — это все! Никаких примет изобилия, бьющего через край. Конечно, Масленица богаче Поста, с которым она сражается, но сама по себе она скучна, скромна, а праздник ее омрачен скудостью. Праздник, а на площади калеки, похороны, покаянные процессии. Сражение между Постом и Масленицей еще не начиналось, похоже, что Пост уже победил, а Масленица примирилась со своим поражением.

Посмотрим на картину «Деревенская свадьба» (рисунок 3.4). Мы видим длинный, грубо сколоченный стол и такие же скамьи. За столом сидят невеста, которая ничего не ест и не пьет, в отличие от приглашенных гостей, ее родители и гости – простые деревенские люди.

Рисунок 3.4 − Питер Брейгель Старший. Деревенская свадьба. 1568. Музей истории искусств, Вена

Подается нехитрое угощение на глиняных мисках – это каша, кисель, сметана и черный хлеб. Жениха не видно рядом с невестой, но можно предположить, что это молодой человек на переднем плане, разливающий вино из кувшина. Рядом с ним стоит корзина, наполненная пустыми глиняными горшками из-под вина. Веселье еще не достигло апогея. Музыканты стоят и ждут знака, чтобы заиграть. Как характерная деталь для мужчин – они носили на поясе нож. Приглашенных к столу не более двадцати человек, но это не оттого, что все не вошли. Из истории того времени известно, что находясь под властью испанцев Нидерланды страдали от жестоких законов, издаваемых королем. Им было запрещено собираться больше двадцати человек. Это не расстраивает собравшихся: оставшиеся люди стоят в дверях, им также наливают вино и подносят угощение. Здесь мы видим и детей. На переднем плане малышка в большой шапке очень упоительно сосет пальчик.

На картине «Свадебный танец» (рисунок 3.5) показано веселье, царящее на людной фермерской свадьбе. На картине изображены танцующие, посреди которых жена в чёрном платье, по традиции тех пор.

Рисунок 3.5 − Питер Брейгель Старший. Свадебный танец.1566. Институт искусств, Детройт

Вдалеке меж деревьями висит полотнище, к которому приделан супружеский венец. Слева на заднем плане видны канавы, выкопанные, чтоб послужить в качестве столов и сидений для гостей.

Как и на других картинах Брейгеля Старшего, многие фигуры показаны в сатирическом стиле. Пляски грубые, энергичные. С этой картиной перекликается картина «Крестьянский танец» (рисунок 3.6). Сила народа на этих картинах пока вырывается наружу в пляске, в тяжелой и стремительной пляске, изображенной на этих картинах. Сюжет картины «Крестьянский танец» прост: за столом, вытащенным из трактира на воздух, пьют, похваляются, спорят, ссорятся. Парень, поставив на колено недопитую кружку, завороженно глядит на раздувшего щеки краснолицего волынщика. Пронзительный звук волынки висит в воздухе. Улицу захлестнул танец: тяжело топают по утрамбованной земле ноги, обутые в прочные тупоносые башмаки, взметаются юбки, пляшущие пары несутся навстречу друг другу в несложном, стремительном, все подчиняющем ритме.

Рисунок 3.6 − Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец.1568. Музей истории искусств, Вена

Одна из поздних работ Питера Брейгеля Старшего «Сорока на виселице» (рисунок 3.7). Пляшущие пары на этой картине вышли из деревни и, не прекращая танца, движутся сквозь рощу, залитую и пронизанную солнцем. Они выходят на опушку. Их глазам предстает стоящая на невысоком бугре отвратительно раскоряченная виселица. Сорока сидит на ее перекладине. Двое мужчин остановились перед виселицей.

Рисунок 3.7 − Питер Брейгель Старший. Сорока на виселице.1568. Гессенский земельный музей, Дармштадт, Германия

Один из них указывает на нее и что-то говорит, другой смотрит, следуя взглядом за его жестом. Она на этой лужайке уже давно. Они продолжают танец, а один из них, отделившись от остальных, выражает свое презрение к устрашающей виселице самым грубым образом — устраивается недалеко от нее по нужде. Виселица не может остановить праздник и пляску, виселица не может зачеркнуть и уничтожить красоту огромного мира.

Вывод: Питер Брейгель Старший хорошо знал жизнь простого народа, знал обычаи, верования праздники, фольклор. Все это он изобразил в своих картинах, которые подробно и наглядно показывают, чем и как жил народ. Он изобразил одежду, пищу, игры детей очень подробно. В картине «Фламандские пословицы» он привел много различных сюжетов, которые высмеивают людские пороки. В картине «Битва Масленицы и Поста» дает представление о народных праздниках. Кроме того, картина «Деревенская свадьба» дала представление об обычаях, связанных со свадебным обрядом, с угощением, подаваемым на свадьбе.

Далее несколько картин Брейгеля Старшего посвящено народным танцам. С добрым юмором он показал эти полные огня, немного неуклюжие пляски. В них он показал, сколько нерастраченной энергии имеется у этих тяжеловесных крестьян, привыкших к тяжелой работе. Все его картины отличаются одной особенностью. Люди, изображенные на них, не улыбаются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.