Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень вопросов к зачету

ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»

1. Понятие и предмет теории государства и права.

С учетом специфики предмета нам представляется возмож­ным выделить следующие характерные черты общей теории го­сударства и права:

1) общая теория государства и права — это наука общественная, поскольку изучает определенные сферы общественной жиз­ни — государство и право;

2) в отличие от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовые явления, общая теория государства и права — это наука юридическая;

3) общая теория государства и права — это общетеоретичес­кая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Поскольку общая тео­рия государства и права раскрывает и формулирует основопола­гающие для юриспруденции выводы и обобщения, можно гово­рить о том, что это наука фундаментальная.

Общая теория государства и права вырабатывает понятия, категории, классификации, концепции, которые используются в иных юридических науках

Таким образом, общая теория государства и права представ­ляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях го­сударства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Она является вводной для всего курса юридических наук.

 

2. Методология теории государства и права.

Приемы и способы изучения реальной действительности, по­лучения о ней объективных знаний безотносительно к конкретной отрасли науки рассматриваются как методы научного познания. Т.О., предмет науки — это то, что она изучает, а метод науки — то, как, какими средствами она это делает. Совокупность методов исследования составляет методологию конкретной науки. Методология общей теории государства и права представляет со­бой системную совокупность особых приемов, способов исследова­ния общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государственных и правовых явлений.

Всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера можно условно разделить на три основных вида:

1) всеобщий, т.е. философский, мировоззренческий метод, используемый во всех науках и на всех стадиях научного познания;

2) общие, применяемые разными науками с учетом специфи­ки предмета каждой и включающие следующие методы: конкрет­но-социологический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, структурно-функциональный, системный и др.;

3) частные методы, вырабатываемые и применяемые только одной отдельной наукой, в данном случае юриспруденцией (в том числе общей теорией государства и права), и включающие следую­щие специально-правовые (формально-юридические) методы иссле­дования: сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкова­ния правовых норм и др.

3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества.

Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой.

Юридические науки делятся на:

- Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси).

- Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.)

- Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника)

- Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право.

ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми

4. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Государство возникло в 5-6 тыс.лет назад. До этого существовало первобытнообщинное общество, в котором была другая организация власти.

Суть организации власти состояла в том, что высшим органом власти являлась родовая община, то есть решение принималось коллегиально, всеми членами общины. Следовательно община управлялась сообща. Выбирались старейшины, которые осуществляли текущее управление, а важные вопросы решал совет.

В первобытном обществе средства производства были развиты невысоко и люди могли существовать только сообща, общие были интересы, что означает, что на собрании все могли придти к соглашению.

Властью в первобытном обществе было население.

Социальные нормы – это нормы, регулирующие отношения между людьми. В первобытном обществе ими были обычаи. Обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей при родоплеменной организации общества. Обычаи – не писанные нормы, и выполнялись в силу привычки, существовали в сознании людей, выражали интересы всех членов рода, складывались в процессе длительного применения, были мононормами (нераздельность прав и обязанностей) и обеспечивались общественным мнением и принуждением.

5. Закономерности происхождения государства и права.

Материалистическая теория исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общест­венного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объектив­ный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преиму­щественно интересы экономически господствующего сословия. Второй подход исходит из того, что в результате историческо­го развития усложняется само общество, его производительная и распределительная функции, дифференцируются его «общие де­ла». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Исследователи полагают, что оба направления правомерны, потому что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства и права решающее значение могут приоб­ретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом.

6. Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права (теологической, патриархальной, договорной, теории насилия, психологической).

Теологическая теория настаивает на божественном происхож­дении государства и права Теологи­ческая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государ­ства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого госу­дарства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государ­ство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являю­щегося отцом всех своих подданных. Патриархальная теория, как и теологическая, направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки последней видит уже не столько в ее бо­жественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где су­ществовала неограниченная власть главы семьи — отца.

Согласно теории общественного договора государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находивши­мися в «естественном» состоянии. Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насили­ем, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой тео­рии, именно для порабощения и создается особый аппарат при­нуждения — государство, принимаются законы. Завоевание тракту­ется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью людей подчиняться, сознанием зависимости членов первобытного общества от

7. Понятие и признаки государства.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающая посредством правовых предписаний интересы господствующих классов. По мере сглаживания классовых противоречий, осуществляющее на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Признаки:

1. Наличие особой публичной власти – то есть возникновение спец.структур, которые занимаются только управлением.

2. Территориальное деление населения – независимо от принадлежности к роду или племени. Если человек живет на территории определенного государства, то обязан ему подчиняться.

3. Функция правотворчества и правоприменения – только у государства.

Наиболее важные – первые два признака. Есть еще и другие признаки – суверенитет, налоги.

8. Сущность государства и его социальное назначение.

Раскрыть сущность, значит выявить главное, что определяет его объективное существование в обществе, и почему общество не может существовать без государства. Существует два похода:

1. Сущность государства рассматривается с классовых позиций, как орудие господствующего класса. Государство – это единственная организация политической власти, управления обществом. Это присуще рабовладельческому, феодальному и буржуазному обществу.

2. В современный период сущность государства заключается в урегулировании, примирении классовых противоречий, выражающих интересы всего общества. Демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать, как государство социального компромисса.

9. Исторические типы государства.

Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государство определенной экономической формации или этапы развития человеческой цивилизации.

Существует два подхода:

1. Формационный – рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические.

2. Цивилизационный – древние государства (древнегреческое, древнеримское, древневосточные), средневековые (западноевропейские, азиатские, восточноевропейские), современные (развитые, развивающиеся).

10. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – это организационная структура власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением.

Различают следующие элементы:

1. Форма правления – стр-ра высших органов власти, порядок их образования и взаимодействия. Это – монархии (абсолютная, ограниченная: дуалистическая, парламентская, выборная); республика (парламентская, президентская, полупрезидентская или смешанная).

2. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Бывает простая – унитарные государства (Беларусь), сложные – федерация (субъекты обладают государственным суверенитетом), например, Россия, США; конфедерация (государства, входящие в состав полностью сохраняют свою государственную самостоятельность), например, Сенегамбия, Швейцарский союз. А так же сложной формой государственного устройства являлись империи.

3. Политико-правовой режим – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Выделяют демократические режимы (античная демократия, феодальный демократия, плюралистический демократизм), и антидемократические режимы (деспотический, тоталитарный, автократический, фашистский, военно-диктаторский).

Ист. процесс развития гос-ва хар-тся множеством его форм. С одной стороны, в пределах одного и того же типа гос-ва могут встречаться различные орг-ции и дея-ти гос. власти, а с другой – гос-ва различного типа могут облекаться в одинаковую форму.

 

11. Монархическая форма правления.

Форма правления – это это орг-ция высш. огранов гос-ва, их стр-ра, порядок обр-ния, взаимосвязь между собой и населением, степень участия населения в формировании этих органов. Формы правления бывают: монархия и республика. Виды монархий:

В абсолютной монархии монарх обладает всей полнотой верховной государственной власти. Ему принадлежат функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. Абсолютная монархия была основной формой правления в период феодализма. В настоящее время приближаются к характеристикам абсолютной монархии Саудовская Аравия, Султанат Оман и некоторые другие страны.

Ограниченная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена конституцией и он не обладает всей полнотой власти.

Ограниченные монархии, в свою очередь, подразделяются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистической монархии монарх является главой государства и главой правительства. Он сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует и возглавляет ответственное перед ним правительство. Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх обладает правом налагать вето на законы, принимаемые парламентом, может издавать свои акты, имеющие равную или высшую юридическую силу по отношению к законам, и др.

В парламентарной монархии власть монарх формально обладает широкими полномочиями. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх является главой государства. Он формально подписывает законы, осуществляет представительские и ряд других функций. Однако в большинстве стран, где установилась такая форма правления, монарх по традиции является символом нации, олицетворяет ее единство.

В настоящее время такие монархии существуют, например, в Англии, Бельгии, Дании, Испании, Швеции, Японии и в других странах.

Разновидностью ограниченной монархии является встречающаяся не часто выборная монархия. В настоящее время такая монархия существует, например, в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах.

Спецификой отличаются теократические монархии, в которых значительная роль в управлении государством принадлежит религиозным институтам. Элементы такой монархии присущи, например, Тонго, Оману, Катару, Саудовской Аравии.

12. Республиканская форма правления.

Республика Форма правления – это это орг-ция высш. огранов гос-ва, их стр-ра, порядок обр-ния, взаимосвязь между собой и населением, степень участия населения в формировании этих органов. Формы правления бывают: монархия и республика.

Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются путем выборов их на определенный срок.

Современные республики подразделяются на президентские и парламентарные.

Президентская республика характерна широкими прерогативами президента. Президент избирается населением (или коллегией выборщиков), он является одновременно и главой государства, и главой правительства. Правительство формируется по собственному усмотрению президента (как правило по согласию с парламентом) и ответственно перед ним. Президент обладает правом отлагательного вето на законы. Принятые парламентом, он является верховным главнокомандующим ВС и др.

Парламентарная республика характерна широкими полномочиями парламента.

Правительство в таких республиках формируется парламентским путем из представителей партии (партий), победившей на парламентских выборах. Правительство ответственно перед парламентом.

Президент избирается в большинстве случаев также парламентом (хотя есть исключения) обычно в расширенном составе за счет представителей регионов и является только главой государства.

Правительство возглавляет премьер-министр, который является лидером победившей на выборах партии (партийной коалиции).

Правительство функционирует под контролем парламента и при его поддержке. Президент в парламентарной республике формально обладает достаточно широкими полномочиями (подписывает законы, издает указы, наделен правом роспуска парламента, назначает главу правительства и др.), однако в основном он осуществляет представительские функции. (Италия, Греция, Исландия, ФРГ).

Кроме президентской и парламентарной республик нередко встречаются формы правления смешанного типа. В них сочетаются признаки как указанных двух разновидностей республик, так и некоторые отличные от них особенности. В частности, это относится к тем случаям, когда президент наделен правом досрочного роспуска парламента, когда он, обладая всей полнотой власти, в том числе и правом по своему усмотрению формировать правительство, формально-юридически не является его главой и др. (Россию, Францию, Финляндию). Можно также сказать, что форма правления и в Беларуси обладает элементами смешанности.

13. Форма государственного устройства.

Формы гос. устройстваФорма государственного устройства — это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государ­ством как целым и его частями.

Существуют две основные разновидности форм государствен­ного устройства: простые (унитарные) и сложные. Наиболее простая из них — унитарное государство. Оно является единым цельным государственным образованием, состоящим из админист­ративно-территориальных единиц, которые подчиняются цент­ральным органам власти и признаками государственного сувере­нитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государствен­ности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система зако­нодательства, денежная система, налоговая и кредитная полити­ка, гражданство и вооруженные силы.

Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).

Федерация (от лат. — объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государствен­ными образованиями и обладают в той или иной мере суверени­тетом и другими признаками государственности.

В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованную на основе территориального принципа) и националь­но-государственную (образованную по национальному принципу).

Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип образования (Россия, Канада, Индия).

Федерация может быть договорной (в основу которой поло­жен договор субъектов — например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием которой является закрепление факта ее образования в основном законе страны — например, принятие в 1787 г. Конституции США).

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и право­судия. Для координации совместных действий государства — члены конфедерации создают объединенные органы, функцио­нирующие лишь в строго определенных целях.

Конфедерация, как правило, носит временный характер и не­редко рассматривается как промежуточное звено на пути движе­ния государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфеде­рацией формально-юридически считается Швейцария

14. Политический режим.

Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуа­лизирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организа­ций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Политико-правовой стороне демократического режима прису­щи следующие основные черты:

1. Плюрализм в общественно-политической жизни. Этот прин­цип проявляется в деятельности различных партий, других обще­ственных организаций и объединений, которые представляют ин­тересы самых различных социальных групп и слоев населения.

2. Реализация в практике государственного строительства прин­ципа разделения властей.

3. Защита личности от произвола, беззакония. Ее права нахо­дятся под постоянной охраной правосудия.

4. Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и нацио­нальные особенности граждан, религиозные убеждения человека.

5. Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государствен­ной власти через избирательную систему и референдумы.

6. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.

7. Демократический режим базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества, а поэтому он возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона.

Содержательная сторона недемократических режимов проти­воположна вышеперечисленному и отличается, прежде всего, сле­дующими чертами:

1. Господством одной политической партии или движения,
одной официальной идеологии, одной формы собственности.

2. Сведением к минимуму или ликвидацией каких бы то ни
было политических прав и свобод.

Низким экономическим уровнем жизни народа.

§ Акцентом на карательные меры и принуждение; агрессив­ностью во внешней политике; всеохватывающей милитаризацией общественной жизни.

§ Главенством государства над правом, что является след­ствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

 

15. Понятие и классификация функций государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важных задач, стоящих перед ним на определенном историческом этапе развития общества.

В зависимости от сферы общественной жизни их делят на:

- Внутренние: экономическая (выработка государством стратегических направлений экономического развития страны), налогообложения (выявление и учет государством доходов производителей), социальная (обеспечивает социальную защищенность населения), охрана конституционных прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, экологическая (установление режима природопользования), культурная (поддержка, развития культурной сферы) и так далее.

- Внешние: обеспечение обороноспособности (защита суверенитета и территориальной целостности), взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

В зависимости от продолжительности действия:

- Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества.

- Временные – прекращают своедействие с решением определенных задач.

Классификация функций, не зависимо от типа и содержания деятельности государства:

- Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики.

- Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия.

- Социальная – охрана прав и свобод населения или его части, поддержание необходимого жизненного уровня населения.

- Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, развития науки, культуры.

16. Содержание внутренних и внешних функций государства.

Внутренние: экономическая (выработка государством стратегических направлений экономического развития страны), налогообложения (выявление и учет государством доходов производителей), социальная (обеспечивает социальную защищенность населения), охрана конституционных прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, экологическая (установление режима природопользования), культурная (поддержка, развития культурной сферы) и так далее.

Внешние: обеспечение обороноспособности (защита суверенитета и территориальной целостности), взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

17. Понятие и назначение механизма государства.

Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений, организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Главное содержание деятельности механизма государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, обеспечивающая организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

18. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются отправные положения, начала, основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляются его организация и деятельность. К ним относятся:

1. Принцип демократизма, предполагающий широкое участие граждан в формировании и деятельности государственных органов.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, позволяющий предотвращать произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, обеспечивающий информирование населения о содержании работы любых государственных органов.

4. Принцип законности, правовых начал в деятельности механизма государства.

5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных служащих, их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан

19. Теория разделения властей в государстве.

Разделе́ ние власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё

В современном мире разделение властей – характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме – Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем

Основные положения теории разделения властей следующие:

разделение властей закрепляется конституцией;

согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом – любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой – постоянная общественная реальность.

20. Понятие и признаки органов государства.

Орган государства – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

Так, в соответствии с принципом разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные органы.

По характеру формирования различаются первичные и производные органы государства. Первичные – никакими другими органами не создаются, они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы, парламент). Производные создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (например, исполнительно-распорядительные органы формируются президентом).

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд); центральные (отраслевые министерства, ведомства); местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительства, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы).

По характеру компетенции различают государственные органы общей (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

В литературе выделяют виды органов и по другим основаниям. Например, по срокам полномочий они подразделяются на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по структуре или способу организации – на простые(не имеют внутренних подразделений, например нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурной организацией (министерства, ведомства и др.); по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

 

21. Виды органов государства.

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

Так, в соответствии с принципом разделения властей они подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные органы.

По характеру формирования различаются первичные и производные органы государства. Первичные – никакими другими органами не создаются, они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре (представительные органы, парламент). Производные создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (например, исполнительно-распорядительные органы формируются президентом).

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд); центральные (отраслевые министерства, ведомства); местные (советы, муниципалитеты, исполкомы).

По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительства, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы).

По характеру компетенции различают государственные органы общей (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).

В литературе выделяют виды органов и по другим основаниям. Например, по срокам полномочий они подразделяются на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по структуре или способу организации – на простые(не имеют внутренних подразделений, например нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурной организацией (министерства, ведомства и др.); по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные

22. Политическая система общества: понятие и структура.

Политическая система общества – это система государственных органов, и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Выделяют следующие элементы в структуре:

1. Государство – особая организация политической власти

2. Общественные организации (политические партии, профсоюзы, спортивные, религиозные объединения)

3. Институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.)

 

23. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества – это система государственных органов, и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Виды политических систем:

1. Тоталитарные (закрытые).

2. Либерально-демократические (открытые) – базируются на рыночной основе экономической жизни общества. Государство выполняет роль организатора условий для развития рыночной экономики. Правовые формы – главный инструмент достижения политических целей.

Государство в политической систем выступает особым звеном, что обуславливается следующими факторами:

- Выступает от имени всего народа

- Выполняет общесоциальные функции

- Как субъект государственной собственности оказывает определяющее влияние на развитие экономики

- Издавая нормативные акты и обеспечивая их реализацию, определяет правовое положение других субъектов политической деятельности, регулирует общественные процессы.

- Располагает системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия (управление, стимулирование, принуждение)

- Обладает суверенитетом и является официальным представителем на международной арене.

 

24. Понятие и признаки права.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Социальная ценность права, выраженная в самой общей форме, заключается в урегулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан.

- Право упорядочивает регулируемые им отношения.

- Сочетает в себе частные и общественные интересы.

- Юридическая мера свободы личности.

- По мере общественного прогресса наполняется новым содержанием, развивается.

- Право и есть нормативно – закрепленная справедливость.

- Является политическим фактором прогрессивного развития общества.

Функции права – это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.

Регулятивно-сратегическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в нормативно-правовых актах.

Регулятивно-динамичекая – воздействие на общественные отношения путем определенных реформ, изменений

Регулятивно-охранительная – вид воздействия права, направленный на защиту всех общественных отношений, регулируемых правом, а так же на ограничение, вытеснение всех враждебных, чуждых государственному строю отношений.

Воспитательная функция – направлена на убеждение населения в справедливости норм права, а так же утверждение в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал.

 

 

25. Проблемы современного правопонимания (основные концепции).

Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыслителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность божественного закона (Ф. Аквинский). Для теории естественного права является наиболее характерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.)I; во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости.

Позитивизм возник в XIX в. и отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя. Сторонники теории позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественного права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон.

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канторович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. Для социологической теории, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативистская, но и естественно-правовая трактовка права.

26. Естественная школа права.

Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыслителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность божественного закона (Ф. Аквинский). Для теории естественного права является наиболее характерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.)I; во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости.

27. Позитивистско-нормативистское направление в правоведении.

Сторонники позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественного права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон.

28. Социологическая концепция права.

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канторович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. Для социологической теории, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативистская, но и естественно-правовая трактовка права.

29. Сущность права. Его ценность и социальное назначение.

Социальная ценность права, выраженная в самой общей форме, заключается в урегулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства, граждан.

- Право упорядочивает регулируемые им отношения.

- Сочетает в себе частные и общественные интересы.

- Юридическая мера свободы личности.

- По мере общественного прогресса наполняется новым содержанием, развивается.

- Право и есть нормативно – закрепленная справедливость.

- Является политическим фактором прогрессивного развития общества.

Сущность права – то главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении.

30. Функции и принципы права

Функции права – это основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.

Регулятивно-сратегическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в нормативно-правовых актах.

Регулятивно-динамичекая – воздействие на общественные отношения путем определенных реформ, изменений

Регулятивно-охранительная – вид воздействия права, направленный на защиту всех общественных отношений, регулируемых правом, а так же на ограничение, вытеснение всех враждебных, чуждых государственному строю отношений.

Воспитательная функция – направлена на убеждение населения в справедливости норм права, а так же утверждение в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал.

Сущность права – то главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении.

 

31. Типология права.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Сущность права – то главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении.

Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, расовый, национальный и другие.

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса. При этом право используется в интересах того же класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

Типология права – это его специфическая классификация. Типы права формируются с позиции нескольких подходов:

- Формационный – основными выступают социально-экономические признаки. Выделяются следующие типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

- Цивилизационный – право древних государств, средневековых, современных государств.

- Подход на основе конкретно-географических, религиозных и других признаков. Национальная правовая система – конкретно-историческая совокупность прав, юридических гарантий и господствующей идеологии конкретного государства. Так же выделяют такой тип права, как правовая семья – это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и его исторического пути формирования.

32. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, стадии, механизм.

Правовое регулирование – это сложный, многообразный процесс, который осуществляется с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.

Таким образом, это осуществление с помощью правовых средств результативное нормативно-правовое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, защиты и развития.

Предмет правового регулирования - это конкретные общественные отношения, урегулированные нормами права или объективно требующего правового регулирования.

- Регулирует существующие отношения

- Отношения, связанные с волей и сознанием человека.

- Регулирует общественные отношения, поддающиеся регламентации.

- Регулирует наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы личности, государства, общества.

Способы: запрет, дозволение, обязывание, рекомендации, поощрение.

Пути: установление или закрепление, охрана ОО, содействие возникновению ОО, вытеснение и ликвидация ОО.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств и приемов, обеспечивающих осуществление правового регулирования общественных отношений. Это система правовых средств, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, в соответствии с целями и задачами стоящими перед обществом.

Норма права (указать общие правила поведения людей)

Юридические факты. При наличии фактов возникают правоотношения.

Поведение участников

Реализация прав и обязанностей

Задачи: поддержка правопорядка, оптимальное построение государственных структур, реализация прав и свобод человека, формирование прогрессивного сознания и правовой культуры..

33. Формы (источники) права.

Формы (источники) права – это способы объективаций (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Выделяют следующие источники права:

1. Правовые обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения людей при родоплеменной организации общества. Они исполнялись добровольно и являлись мононормами (нераздельность прав и обязанностей). Например, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды.

2. Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

3. Юридический прецедент – решение государственного органа, по конкретному юридическому делу, которому придано значение общей нормы. Бывают судебные, административные.

4. Юридические доктрины – например, доктрины Прокула, Гая, Ульпиана, Помпония, Модестина имели в древнем обществе силу права.

5. Нормативные договоры – соглашения между различными субъектами права, в которых содержатся правовые нормы.

6. Религиозные (священные) писания. Например, Коран, законы Шариата.

 

34. Понятие, признаки и виды социальных норм общества.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Совокупность социальных норм, как единый и многообъектный комплекс представляет собой единую систему нормативного регулирования, состоящую из частей, отдельных подсистем. Они взаимодействуют между собой, тесно взаимосвязаны, но являются относительно самостоятельными и во многом отличаются друг то друга, ибо каждая выражает только ей присущие функции.

Классификация: нормы права, нормы морали, нормы общественных объединений (коропоративные), неправовые обычаи, традиции, религиозные нормы. Кудрявцев делит всю совокупность норм на политические, экономические, социально-культурные и др. так же в классификацию социальных норм входят и технические нормы – технические приемы обращения людей с орудиями труда, техническими средствами, орудиями.

Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями, представлениями людей о добре и зле, чести и совести, обеспечивающиеся силой общественного мнения. Отличается по происхождению, сфере действия, форме выражения, степени детализации, обеспечении. Сходство можно вывести самостоятельно.

Корпоративные – правила поведения, установленные учреждениями или руководящими органами различных организаций. Распространяются только на членов этих организаций

Обычаи – социальные нормы, правила поведения, которые сложились в обществе в результате длительного их применения, и в силу этого стали привычными, обязательными в жизни людей.

 

35. Классификация социальных норм общества.

Классификация: нормы права, нормы морали, нормы общественных объединений (коропоративные), неправовые обычаи, традиции, религиозные нормы. Кудрявцев делит всю совокупность норм на политические, экономические, социально-культурные и др. так же в классификацию социальных норм входят и технические нормы – технические приемы обращения людей с орудиями труда, техническими средствами, орудиями.

36. Соотношение права с другими социальными нормами.

Наряду с правом важнейшую роль играет мораль. Мораль предполагает не только усвоение нравственных принципов, отношение человека к другим людям, но и оценку себя самого как личности, члена общества, то есть внутренний самоконтроль.

Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с убеждениями, представлениями людей о добре и зле, чести и совести, обеспечивающиеся силой общественного мнения.

Общее у права и морали:

- Регулятор общественных отношений

- Одинаковое предназначение.

- Одна социальная основа

- Средство обращения индивидуальных, групповых интересов.

Отличия:

- По происхождению – нормы морали складываются исторически в процессе жизнедеятельности людей. Правовые нормы устанавливаются государством.

- По сфере деятельности. Нормы морали регулируют более широкую сферу общественных отношений. Право регулирует только наиболее важные общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю. Мораль же регулирует отношения, не поддающиеся внешнему контролю (любовь, дружба).

- Форма выражения – нормы права закрепляются в официальных юридических актах. Мораль же не писана.

- По степени детализации – нормы морали не детализируются, а нормы права – четко сформулированы, выступают в предельно детализированной форме.

- По способам обеспечения. Нормы права обеспечиваются силой государственного убеждения и принуждения. Мораль же обеспечивается лишь силой общественного мнения.

 

 

37. Понятие и признаки нормы права.

Норма права – это установленное или санкционированное государством общее правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

Таким образом, это охраняемое государством общее правило поведения, в котором определяется круг субъектов правоотношения, их права и обязанности, гарантии.

Признаки норм права:

1. Связь с государством – это главное отличие норм права от других социальных норм. Это такие правила поведения, которые исходят от государства или им санкционируются. Могут рассматриваться в качестве правовых только в том случае, если они установлены или признаны компетентными государственными органами и взяты ими под свою защиту.

2. Реализация норм гарантируется государством – все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские органы, ОВД) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, дифференцированные меры принудительного воздействия.

3. Их общеобязательный характер. Это значит, что правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками, на участников отношений определенного вида. Общий характер предписаний, содержащихся в нормах права, означает, таким образом, сто они обращены ко всем тем субъектам, которые могут быть или уже являются участниками определенного вида общественных правоотношений.

4. Многократное применение. Нормы права распространяются не на конкретный случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой, т.е. на неограниченное количество случаев данного рода.

5. Формальная определенность. Она выступает в виде четко сформулированного правила поведения, фиксируется как четко, определенно, выраженное правило поведения, закрепленное в юридических документах, среди которых наиболее распространены нормативно-правовые акты.

 

38. Виды норм права.

В зависимости от отрасли права: нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы

В зависимости от их функциональных особенностей отрасли права подразделяются на:

- нормы материального права – закрепляют права и обязанности субъектов права у

- нормы процессуального права – регулируют порядок разрешения

дел, т.е. порядок реализации норм материального права.

По их назначению правовые нормы подразделяются на:

- РЕГУЛЯТИВНЫЕ /правоустановительные/ относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав возложения на них обязанностей.

- ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъектов прав.

По форме предписания или способам воздействия делятся на:

- обязывающие, – управомачивающие, – запрещающие, Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанностей, установление запрета или предоставление права. По времени действия могут быть: ВРЕМЕННЫЕ /на время стихийного бедствия/, ПОСТОЯННЫЕ нормы с неопределенным сроком действия, т.е. действующие до их официальной отмены, а также нормы с ОБРАТНОЙ силой.

По месту действия можно выделить:

- ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА

- ДЕЙОТВУИЩИЗ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

- ЛОКАЛЬНЫЕ нормы, т.е. нормы, действующие на определенном предприятии, в организации /например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии /,

По кругу лиц бывают:

- ОБЩИЕ нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах,

- СПЕЦИАЛЬНИЕ нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, принадлежности к определенной социальной группе, возрасту, состоянию здоровья (продолжительность рабочего дня от 14 до 16 лет не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 36 часов.

 

39. Структура нормы права.

Структурные элементы правовой нормы.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.

В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

Структура правовой нормы показывает из каких элементов /частей/ состоит норма и как эти части взаимосвязаны.

Таких элементов три:

- ГИПОТЕЗА /предложение/ – это элемент правовой нормы, в которой указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

- ДИСПОЗИЦИЯ /распоряжение/ – это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

- САНКЦИЯ /взыскание/ – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила,

предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы прав.ВИДЫ САНКЦИЙ: - абсолютно-определенная- относительно-определенная- альтернативная

ВИДЫ ДИСПОЗИЦИИ: - альтернативная- прямая- бланкетная

ВИДЫ ГИПОТЕЗ: - простая- сложная- альтернативная

40. Изложение нормы права в нормативных актах.

Понятие и признаки нор прав акта.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Формы (источники) права – это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

В различные исторические периоды в одних странах преобладающую роль в качестве источников права играли судебные прецеденты, В других – нормативно-правовые акты или обычаи,

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельческом, феодальном обществах. Система правовых норм, формируются. на основе обычаев, получила В юридической науке название обычного права. В качестве примеров обычного права можно назвать такие известные исторические памятники, как Законы 12 таблиц Закон Драконта, Саллическая правда, Русская правда.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники ОВД, лица проживающие в зоне радиационного контроля), который действует постоянно, до его окончательной отмены.

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ как источник права используется не во всех странах. Но как уже упоминалось, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой /Англия, СШA, Канада/. Суть судебного прецедента как источника права состоит в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному делу придается значение общей нормы и становится обязательным образом для разрешения аналогичных дел. В качестве одной из форм права выступает договор с нормативным содержанием. Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, в которой содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между Феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяется во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются в международном праве.

Юридические доктрины также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов /Папиниани, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина/ имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами.

Религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права, и в значительной части распространялись на всех членов общества.

В Республике Беларусь используются три вида форм права: нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой обычаи. Причем основное, доминирующее положение занимает нормативно-правовой акт. Другие известные -источники права, такие как религиозные писания, юридические доктрины, не входят В систему источников белорусского права. Все нормативно-правовые акты подразделяются на две крупные группы:

- законы

- подзаконные акты

законы занимают ведущее место В иерархии всех нормативно-правовых актов.

 

41. Понятие системы права. Система права и система законодательства.

Система права – это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли и институты.

Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяется общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкретизируются. Это исключает дублирование, громоздкость, а следовательно, способствует лучшему восприятию содержания норм. В отраслях права, как правило, выделяются основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержания и объем правового регулирования. Так, в отрасли Конституционного права таким институтом является институт конституционного строя, а в отрасли трудового права – институт трудового договора,

ОТРАСЛЬ ПРАВА -• это совокупность взаимосвязанных, обусловленных

юридических норм, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием,

Отрасль формируется из правовых норм через институты.

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ – это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

 

42. Основания построения системы права.

Современная юридическая литература в вопросе об основаниях построения системы права осталась на прежних позициях. Действующая система права с учетом предмета и метода правового регулирования подразделяется на основные отрасли, внутри них - на профилирующие, при этом ведущее положение отводится государственному праву. Очевидно, что при данном подходе перечень отраслей права остается не только открытым, но, как и прежде, предрасположенным к их дроблению на бесчисленное количество (одни авторы называют 12, иные 14 и более отраслей российского права). Не случайно в этой связи предлагается вообще отказаться от категории " отрасль права" (соответственно, и понятия " система права"). Всевозрастающий массив законодательства (только за последние несколько лет принято свыше 400 федеральных законов) испытывает острую нужду в некоем объединяющем его начале. Представляется, что этой цели отвечает отвергнутый ранее принцип (идея) деления права на частное и публичное.

 

43. Общая характеристика основных отраслей права Республики Беларусь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Размещение хора рггу в гостинице | РЕФЕРАТ. Рекомендации к оформлению.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.