Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые ресурсы предприятия






 

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Наряду с природой труд – источник всякого богатства.

Традиционной для экономической науки является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал».

Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Рынок труда следует рассматривать как сложный социально-экономический механизм, отражающий множество связей, складывающихся в обществе по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства.

Под трудовыми ресурсами принято понимать часть трудоспособного населения, обладающего физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве. Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством с учетом социально-экономических условий. Верхняя граница трудоспособного возраста одновременно является началом пенсионного возраста, хотя по отдельным видам работ пенсионный возраст устанавливается на 5-10 лет раньше. В сельском хозяйстве механизаторы и мастера машинного доения имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.

Согласно законодательству Республики Беларусь, к трудовым ресурсам относятся:

· население в трудоспособном возрасте: мужчины – от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 55 лет (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих мужчин и женщин трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях);

· население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве

Во времена всеобщности и обязательности труда категория трудовых ресурсов характеризовала тот трудовой потенциал, на который могло рассчитывать общественное производство. В настоящее время в силу происшедших в обществе перемен этот показатель является недостаточным. Более полное представление о располагаемых ресурсах на рынке труда дает показатель экономически активного населения: все занятое население, включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (работающее на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, в кооперативах, фермерских хозяйствах, на индивидуальной основе, самозанятые), а также безработные.

Экономически активное население распределяется на две группы:

· работающие по найму – лица, которые имеют трудовое соглашение, обеспечивающее выплату заработной платы в соответствии с условиями контракта (договора) либо с отработанным временем или объемом произведенной продукции. Все основные фонды и оборудование, как правило, являются собственностью других лиц и работают под непосредственным руководством специально нанятых для этих целей лиц или в соответствии с распорядком, установленным владельцем предприятия или учреждения;

· работающие не по найму – работодатели; лица, работающие на индивидуальной основе; члены коллективных предприятий; помогающие члены семьи. Оплата работников зависит от прибыли, получаемой от производства товаров и услуг (собственное потребление является частью дохода). Указанные выше работники принимают управленческие решения, оказывающие непосредственное влияние на деятельность предприятия, или делегируют эти функции, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

Классификация по статусу в занятости осуществляется, исходя из следующих определений:

· наемные работники – это лица, которые заключили письменный трудовой договор (контракт) или устное соглашение с руководителем предприятия любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату наличными деньгами или натурой.

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая директоров и управляющих предприятий, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками;

· работодатели – лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фирмой или занимающиеся на самостоятельной основе профессиональной или коммерческой деятельностью и постоянно использующие труд наемных работников;

· лица, работающие на индивидуальной основе, - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую доход, не использующие труд наемных работников или привлекающие отдельных работников на короткий срок (сезонные или случайные работы);

· члены производственных кооперативов – лица, работающие на данных предприятиях и являющиеся членами коллектива собственников, владеющих этими предприятиями, т.е. каждый член принимает непосредственное участие в решении вопросов, связанных с организацией производства, сбытом продукции, распределением доходов предприятия;

· помогающие члены семьи – лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник;

· работники, не классифицируемые по статусу занятости, — это лица, информация о которых не дает возможности отнести их к тому или иному статусу в занятости (безработные, ранее не занятые трудовой деятельностью и др.).

Безработными считаются лица, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий: регистрация в службе занятости; активный поиск работы; отсутствие других источников дохода; сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций. Поскольку эти условия не всегда выполнимы, то пособие по безработице получают не все ищущие работу: в США – 30 %, во Франции – 39, в Швеции – 68 %.

Уровень безработицы определяется на начало (или на конец) периода как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Эта категория включает работающих по найму или на собственных предприятиях, в том числе в личном подсобном хозяйстве, или имеющих такие предприятия, но и работающих на них, а также лиц без работы, но желающих трудиться.

Так называемый естественный уровень безработицы для развитых стран Запада принято считать равным 4-6 %. Фактически уровни безработицы в данных странах в 1970-1991 гг. колебались от 1, 2 (Япония) до 12, 3 % (Италия). В период экономического кризиса 1930-х гг. безработица в США и Европе достигала 25-32 %.

Принято различать следующие типы безработицы: фрикционная; сезонная; структурная; циклическая; скрытая.

Фрикционная безработица связана с изменением места работы, в том числе из-за изменения места жительства.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями спроса на рабочую силу.

Структурная безработица вызвана изменением в структуре спроса на труд в связи с технологическими изменениями в экономике. Этот вид безработицы является следствием различий в структуре как рабочей силы, так и рабочих мест.

Скрытая безработица определяется численностью работников, которые формально считаются занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого объема работ. Необходимо отличать скрытую безработицу от частичной занятости, которая при определенных условиях может быть вполне эффективной.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

· Конституция Республики Беларусь;

· Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие акты законодательства о труде;

· коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.

 

10. Производительность труда: методы измерения и факторы повышения

 

Производительность труда — это соотношение между рабочим временем и количеством полученной продукции. Повышение производительности труда является актуальной проблемой, от решения которой зависят темпы расширенного воспроизводства и удовлетворение потребностей в продукции.

На производительность труда оказывают влияние как экономические, так и природные (климат, почва) факторы, отражающие все вопросы организации и выполнения конкретных видов работ, функций, а именно: сначала предусмотреть их в рабочих планах, подготовить материально-техническую базу, исполнителей соответствующей квалификации; обеспечить финансирование для приобретения недостающих машин, материалов, сырья, а также оплаты и материального вознаграждения за высококачественный труд; определить средства и методы контроля будущих операций, уточнить нормативы, другие виды информатики, их согласованность с действующим законодательством и т.д.

При равных затратах труда производительность его может оказаться ниже при неблагоприятных погодных условиях. По-этому средневзвешенные показатели урожайности культур и продуктивности животных за ряд лет, что позволяет сделать обоснованные экономические выводы. При определении натуральных и стоимостных показателей учитывают количество и качество произведенной продукции. В этих целях объем, и стоимость ее определяют в соответствии со стандартом (зачетной массой). В закупочных ценах на продукцию также учитывается качество. Соизмерение затрат труда с результатами производства дает более объективную оценку работы конкретных хозяйств, районов.

При исчислении показателей уровня и динамики производительности труда по сельскому хозяйству в целом учитывают валовую продукцию не только сельскохозяйственных и межхозяйственных предприятий, но и личных подсобных хозяйств. Затраченное на производство всей этой продукции рабочее время определяют как сумму его в сельхозорганизациях плюс отработанное в личном подсобном хозяйстве (устанавливают на основе бюджетных обследований).

В сельском хозяйстве производительность труда характеризуется системой прямых и косвенных показателей, К прямым относят показатели, которые определяют как отношение произведенной продукции к количеству затраченного времени. Они являются производными двух величин продукции и труда:

В земледелии и животноводстве конечный продукт учитывают, как правило, раз в год, а не ежедневно, по частям, как в промышленности. Поэтому и производительность труда по конечному продукту определяют в конце года. На промежуточных стадиях она характеризуется системой косвенных показателей. К ним относят: объем сельскохозяйственных работ, выполненных в единицу времени; затраты труда на возделывание гектара сельскохозяйственных культур; затраты труда на обслуживание одной головы скота и др. Следовательно, косвенные показатели содержат только одну из характеристик, составляющих прямой показатель, чаще всего затраченное время, а вместо продукции выступают объем выполненных работ, площадь, поголовье. Косвенные показатели имеют важное значение для контроля и анализа изменений затрат труда па промежуточных стадиях сельскохозяйственного производства.

Для определения уровня производительности труда рассчитывают натуральные и стоимостные показатели. Первые используют в отдельных отраслях с однородной продукцией (зерно, картофель, хлопок, молоко, мясо и т.д.). Продукцию при этом учитывают, как правило, в центнерах. Производительность труда может быть выражена и с помощью сопоставления количества затраченного времени с объемом произведенной продукции:

Затраты рабочего времени на единицу продукции характеризуют ее трудоемкость. Анализ натуральных показателей за ряд лет позволяет установить изменения в уровне производительности труда по каждому виду продукции и наметить конкретные меры по ее повышению. При определении производительности труда по хозяйству в целом, в земледелии или животноводстве, где имеется разнородная продукция, объем ее нельзя учесть в натуральной форме. В этом случае разные виды продукции сельского хозяйства приводят к единому измерителю — определяют стоимостную форму, овеществленный труд, затраченный на предыдущих стадиях при изготовлении орудий труда. Живой труд приводит в движение созданные в прошлом средства производства. Соотношение между живым и прошлым трудом изменяется с повышением технической вооруженности, Для определения роста производительности труда и выявления экономии рабочего времени необходим учет затрат всего общественного труда в рабочем времени.Важно знать, как использовалась способность конкретного живого труда сохранять для общества и переносить на новый продукт прошлый материализованный труд. Учет всего общественного труда имеет важное значение для установления межотраслевых и зональных пропорций, оценки и выявления экономической эффективности научно-технического прогресса в разных отраслях сельского хозяйства, для организации борьбы за режим экономии не только трудовых, но и материальных средств.

Переход экономики сельского хозяйства к рынку может быть обеспечен лишь на базе высокопроизводительного труда, так как его эффективность — единственный источник прироста объемов сельскохозяйственной продукции. Для этого необходимо, прежде всего, поэтапно решить две задачи:

- оживление трудовой активности населения и деловой активности руководителей предприятий, что позволит достичь необходимого уровня производства и производительности труда;

- стимулирование инноваций для технического оснащения и перевооружения сельскохозяйственного производства. Понятно, что последняя задача является долгосрочной и может быть решена в более отдаленной перспективе.

На рост производительности труда большое влияние оказывает эффективное использование трудовых ресурсов. Согласно социологическим исследованиям установлено, что в настоящее время в полную силу трудится треть работников сельского хозяйства. Столь отрицательная ситуация сложилась в результате плохой организации труда, недостатков в системе материального стимулирования, низкой эффективности управления производством.

Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо:

- устранить различия между существующими социальными, культурно-бытовыми и материальными условиями жизни работников сельского хозяйства и современными требованиями к ним;

- перейти к многоукладной экономике, базирующейся на различных формах собственности и хозяйствования, что повлечет за собой более рациональное использование материальных и трудовых ресурсов;

- создать на сельскохозяйственных предприятиях цехи по переработке продукции сельского хозяйства и производству промышленных товаров из местного сырья, филиалы промышленных предприятий и пр.

Сочетание сельскохозяйственного и промышленного труда на селе даст возможность в районах с избытком рабочей силы полнее использовать имеющийся трудовой потенциал, а там, где ее не хватает, уменьшить темпы миграции и стабилизировать трудовые коллективы в хозяйствах. Кроме того, состав рабочей силы по структуре и профессиональной подготовке не отвечает требованиям современного производства. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства должна ориентироваться на подготовку специалистов для работы в рыночных условиях. Это обеспечит рост производительности труда и будет способствовать сокращению общей потребности отрасли в трудовых ресурсах.

Таким образом, для повышения производительности труда в сельском хозяйстве необходимо провести ряд мероприятий:

1. Установить такой уровень цен, который должен обеспечивать нормально работающим предприятиям возмещение затрат и паритетность ценового обмена. Реальной нормативной базой, которая более или менее отражала бы в динамике эквивалентность обмена продукции сельского хозяйства на промышленную, могут быть индексы соотношения количества зерна, мяса, молока в ценах реализации, обеспечивающие приобретение 1 т горючего, удобрений, 1 трактора, комбайна и т.д. Именно за таким паритетным индексом должно следить государство и регулировать его. Диспаритет цен выражает отношение государства к сельскому хозяйству.

2. Восстановить практику предварительного финансирования сельскохозяйственных предприятий под реализуемую продукцию.

3. Остановить процесс деинвестирования сельского хозяйства и разрушения его производственных мощностей. Государству необходимо изыскать резервы для субсидирования аграрного сектора. Ибо даже в странах с развитой рыночной экономикой государство осуществляет протекционизм по отношению к аграрной сфере экономики. Без этого невозможны научно-технический прогресс и выход отрасли из кризисного состояния.

4. Произвести комплексную механизацию производственных процессов на основе системы машин, что позволит повысить производительность труда более чем в два раза. Увеличение его фондовооруженности является важнейшим фактором экономического роста, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет интенсификации сельского хозяйства.

5. Повысить качество рабочей силы, универсализировать ее труд, подготовить и переподготовить кадры. Главным недостатком нашей системы подготовки рабочих кадров является то, что в ее основу положена ошибочная технократическая политика, обусловившая появление многочисленных, малосодержательных профессий и специальностей, получатели которых слабо владеют агрозоотехническими, экономическими, правовыми и экологическими знаниями. В перспективе в аграрном производстве преобладающими типами работников должны стать крестьянин-универсал и мастер сельскохозяйственного производства, владеющие несколькими профессиями в растениеводстве и животноводстве, имеющие необходимые экономические знания. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работников должна ориентироваться на подготовку для работы в рыночных условиях.

6. Совершенствовать формы хозяйствования и обеспечить равные экономические и юридические условия всем формам хозяйствования, которые гарантировали бы крестьянину свободу выбора, социальную защиту, а также возможность стать реальным собственником средств производства, произведенной продукции и получаемого дохода.

7. Обеспечить эффективную занятость населения за счет снижения уровня скрытой безработицы. Создать новые рабочие места на селе путем развития сферы переработки, хранения и реализации продукции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.