Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие норм права по кругу лиц.






1) юридическая норма распространяется на всех субъектов, находящихся в сфере правового регулирования (варианты пространственного и субъективного действия совпадают);

2) юридическая норма распространяется лишь на определенный круг субъектов (т.е. несовпадение территориального действия норм с их субъективным составом, например: нормы, регулирующие правовое положение государственных служащих).

Исключение из первого правила:

1) иностранные граждане и лица без гражданства не мб субъектами ряда правоотношений (пр.: быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах РФ); 2) иностранные граждане, наделенные дип иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админ-ой отв-ти по российскому законод-ву; 3) некоторые НПА России распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (пр.: Закон о гражданстве, УК РФ).

Граждане РФ, в случае совершения прест-ия за границей, несут отв-ть по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может его смягчить или освободить от него полностью.

Основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к гос-ву (гражданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, спец служащие и др.), иные основания (пр.: инвалидность).

Экстерриториальное действие (то определение, которое используется в международном праве) – полный или частичный суверенитет, независимость определенных субъектов от действия норм национального права (дипломаты).

 

41. Понятие и признаки нормы права.

Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе.

Их особенности:

1) это правила поведения людей, которые вырабатываются в процессе деятельности людей и иными объектами окружающей действительности, т.е. они всегда являются продуктом человеческой деятельности; 2) это правила поведения общего характера: они распространяются на неперсонифицированный круг людей и рассчитан на многократное применение; 3) не только создаются людьми, но и осознаются в качестве модели, образца для своих поступков; 4) способствуют удовлетворению различных общественных интересов, но полезность является относительной (например, наркотики).

Специфические признаки норм права: выводятся из признаков норм вообще

1) Формальная определенность. Проявляется в том, что правовые нормы устанавливаются, изменяются и действуют в официальном порядке, который предусмотрен органами государственной власти, а также в юридических нормах содержится четкое описание границ юридического поведения. 2) Общеобязательность. Правовым нормам обязаны следовать все субъекты, не зависимо от желания. 3) Государственная гарантированность - меры принуждения и условия для осуществления норм права.

 

42. Элементы и структура норм права.

Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения.

Логическое выражение структуры! нормы права – «если…, то…, иначе…».

Структура нормы права:

1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:

а) в зависимости от структуры:

простые (одно условие реализации нормы права);

сложные (нескольких условий реализации нормы права);

б) в зависимости от способа изложения:

абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;

казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;

2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:

а) в зависимости от структуры:

простые (один вариант поведения);

сложные (несколько вариантов поведения);

б) по степени определенности:

– абсолютно определенные;

– относительно определенные;

– неопределенные;

в) в зависимости от действия:

управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;

запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;

3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:

а) в зависимости от состава:

простые (одна мера наказания);

сложные (несколько мер наказаний);

б) по отраслевому признаку:

– уголовные;

– административные;

– дисциплинарные;

– гражданские и др.;

в) по характеру последствий:

– правовосстанавливающие;

– штрафные;

г) по степени определенности:

абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

 

43. Классификация норм права.

Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов общ.отношений, установленных (санкционированных) и охраняемых гос-вом.

Виды норм права: 1) предмет правового регулирования: нормы гражданского, уг., трудового права идр. 2) метод правового регулирования: императивные; диспозитивные; поощрительные; рекомендательные. 3) по функциональной роли в механизме правового регулирования: а) нормы-правила (предписания) – содержат характеристику возможного, должного и недопустимого поведения: регулятивные (устанавливают права и обязанности); охранительные (устанавливают отрицательную реакцию гос-ва на неправомерное поведение, предусматривают санкции); б) специализированные: нормы-начала (конституционно закрепляют основы соц.-экон., полит. и гос. жизни, взаимоотношения гос-ва и личности, права и свободы граждан); нормы-принципы (закрепляют основные направления юр. деят-ти); нормы-дефиниции (содержат определение конкретного юр. понятия); оперативные (определяют порядок действия или отмены нормативного акта); коллизионные (регулируют выбор между конкурирующими нормами).

4) по субъекту правотворчества: нормы, закрепленные в законах и подзаконных актах. 5) по действию в пространстве: общего действия; локальные. 6) по действию во времени: постоянные; временные. 7) действие по кругу лиц: общие, специальные. 8) способ правового регулирования: управомачивающие; обязывающие; запрещающие.

 

44. Коллизии юридических норм: понятие, виды, правила разрешения.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1. объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2. субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1. между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2. между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3. между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФдействует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4. между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5. между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6. между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

1. отмена старого акта;

2. принятие нового акта;

3. внесение изменений в действующие акты;

4. систематизация законодательства; деятельность судов;

5. референдумы;

6. переговоры через согласительные комиссии;

7. толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

 

45. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта.

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

 

46. Социальная и юридическая эффективность норм права.

Эффективность права - соотношение между фактическими результатами действия, нормативно правовыми предписаниями и теми соц. целями, для достижения которых они были приняты. Виды: 1. Юрид. эффективность норм права - это такое их действие, кот.воплощается в реализуемых правах и обязанностях участников общ. отношений 2. Под специальной эффективностью норм права понимается достижение с их помощью какого-то социально полезного рез-та, к которому стремилось гос-во.

Общие предпосылки: а) соответствие норм права объективным потребностям об-ва. б) адекватное отражение в норме интересов народа. в) отсутствие противоречий между данной юрид. нормой и остальными действующими нормами зак-ва. г) согласование требований нормы права с основными принципами права. д) учет нормой права реального уровня культуры и сознания тех, к кому обращено это требование. е) гарантированность нормы права убеждением и в необходимыхслучаях гос. принуждением. ж) соответствие нормы права принципам нравственности.

 

47. Понятие правоотношения. Структура правоотношения.

Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Признаки правоотношений: - в правоотношении четко определен состав субъектов (правоотношение всегда возникает между конкретными лицами, сохраняется в большинстве случаев субъектный состав (правопреемство), субъекты персонально определены, кроме правоотношений абсолютного характера); - связь между субъектами правоотношения является двусторонней (у сторон по отношению друг к другу возникают не только права, но и обязанности, если только речь не идет об односторонних сделках - завещании, дарении или отношениях строгого типа «должник - кредитор»); - правоотношение возникает на основе норм права (но в данном случае происходит индивидуализация абстрактной по характеру изложения нормы права применительно к конкретному случаю на основе правоприменительного акта); - в правоотношении четко определено взаимное поведение участников или взаимное наделение их правами и обязанностями (эта связь возникает посредством субъективных прав и юридических обязанностей); - в правоотношениях права и обязанности строго возникают при наступлении определенных юридических фактов (порождающих, изменяющих или прекращающих правоотношение; эти факты должны подпадать под непосредственно предусмотренные составы гипотезы правовой нормы); - сознательно-волевой характер правоотношения (в конкретные правоотношения, кроме правоотношений общего типа, вступают обычно дееспособные лица; для его возникновения необходимо проявление воли хотя бы с одной стороны); - правоотношения возникают всегда по поводу реального блага (ценности) или в связи с законным интересом (именно эти блага и интересы и являются конкретным выражением содержания прав и обязанностей); - правоотношения обеспечиваются возможностью государственного принуждения (они охраняются государством уже в силу того, что как модель, тип, вариант отношений предусмотрены конкретными нормами права; в этом также проявляется свойство правоприменительной способности государства). Предпосылки прав-ний: норма права, правосубъектность, юридические факты.

К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъекты правоотношений - это отдельные люди или организации, которые в соответствии с нормой права наделены способностью быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Нужно хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Под социальным содержанием правоотношения понимается содержание фактического общественного отношения, т.е. деятельность, поведение участников отношения, осуществляемые в рамках их субъективных прав и юридических обязанностей, которые образуют юридическое содержание этого правоотношения.

Субъективное право - это установленная законом мера (вид, объем) возможного поведения конкретного субъекта права. Различают три вида правомочий:

· право на действия или вступление во взаимодействие в своих интересах, т.е. возможность поведения самого управомоченного лица;

· право требовать от обязательной нормы исполнения лежащей на ней юридической обязанности, т.е. возможность обладателя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц;

· право на официальную защиту своих правомочий в случае неисполнения другой стороной своих обязанностей либо возникновения явных препятствий реализации субъективного права, т.е. возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав.

Юридическая обязанность - это установленная законом мера (вид, объем) должного поведения обязанного субъекта, которому оно должно следовать в интересах управомоченной стороны под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности бывают трех видов:

· обязанность активного поведения и действия, т.е. совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством;

· обязанность воздерживаться от каких-либо действий, т.е. воздерживаться от поведения, поступков, запрещенных законодательством;

· обязанность нести юридическую ответственность, т.е. претерпевать нежелательные последствия за совершенное правонарушение.

Объект правоотношений - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами - это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей.

 

48. Субъекты правоотношений.

Субъекты правоотношения – лица, обладающие правосубъектностью, реализующие в рамках правоотношения субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.

Наличие у лица такого общественно-юридического качества, как правосубъектность, дает ему юридическую возможность вступить в правоотноше­ние, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей. Такие лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, на­зываются субъектами права.

Субъекты права – это потенци­альные участники правоотношений, это лица, которые лишь могут быть носи­телями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения - это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения - это все­гда субъект права (без этого он просто не смог бы стать таковым), но не всякий субъект права - участник того или иного конкретного правоотношения.

Для того, чтобы субъект права превратился в субъекта правоотношения, должны появиться определенные юридические факты, которые «запускают» в действие соответствующую предоставительно-обязывающую норму (нор­мы), и она уже, в свою очередь, возлагает на данных субъектов прá ва юриди­ческие обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем са­мым участниками возникшего правоотношения.

Поскольку субъект правоотношения - это всегда и субъект права, то его общую характеристику следует увязывать с правосубьектностью (правоспо­собностью – закрепленная за субъектом права способность обладать субъективными правами и нести юр-ие обязанности; дееспособностью - закрепленная за субъектом права способность самостоятельно, своими д-ми приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их; деликтоспособностью – способность лица нести юр-уюотв-сть за совершенное правонарушение) и правовым статусом - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права (Понятие «личность» объединяет свойства индивидуума и как человека, и как гражданина. Поэтому правовой статус личности охватывает систему прав и обязанностей человека и гражданина).

По видам субъектов права (а значит и субъектов правоотношений) можно разделить на:

а) физических лиц;

б) организации;

в) общественные образования (народы, нации).

Физические лица - это граждане их особенность как субъектов права в том, что они обладают максимальной широтой прав и обязанностей (правоспособностью). Они повседневно выступают участниками самых различных правоотношений, прежде всего, гражданско-правовых (сделки), трудовых, брачно-семейных; реже - административно-правовых (уплата штрафа в случае нарушения норм административного права), налоговых, конституционных (участие в выборах) и др.), иностранцы, лица без гражданства (апа­триды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

К организациям относятся:

а) само государство - выступает как субъект права в межгосударственных и международных отношениях; в государственно-правовых отношениях с субъектами Федерации;

б) государственные организации, ( На праве хозяйственного ведения,  На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) (организация – это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей и деятельность которых сознательно координируется); в) негосударственные (общественные, кооперативные, коммерческие и др.) организации.

Среди государственных организаций можно выделить государственные ор­ганы - государственные организации, обладающие властными полномочиями, также могут выступать как самостоятельные субъекты правоотношений, на равные с другими субъектами правоотношений, например, при приобретении техники (компьютерной, автомобильной), ремонте здания и т.д.;.

Особо следует отметить категорию юридических лиц - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

обладают правосубъектностью, необходимой им для участия в гражданском (имущест­венном) обороте.

 

49. Объекты правоотношений (плюралистическая и монистическая теории).

Объекты правоотношений:

А) по монистическому подходу – объектом всегда является поведение его участников;

Б) по плюралистическому подходу – объектами являются не только поведение участников, но и любые иные явления окружающей действительности, по поводу которых правоотношения возникают.

Наиболее обоснованной считается плюралистическая концепция.

Признаки объектов правоотношений. Они представляют собой:

А) явления, предметы, действия окружающего нас мира. Они всегда внешние по отношению к участникам правоотношений (товары, услуги и т.д.); Б) явления, блага, которые могут удовлетворять потребности субъектов; В) благо, которое признается таковым государством; Г) благо, которое связывает субъективное право и юр обязанность.

Объект правоотн-ий явл-ся благом, находящимся в распоряжении управомоченной стороны и охраняемым государством. Одно и тоже благо мб объектом разнообразных правоотн-ий (пр.: автомобиль мб объектом права соб-ти, правоотн-ий купли-продажи, наследования, страхования и др.).

По своему характеру объекты относятся к миру духовному, физическому. И в соответствии с этим предлагают подразделять объекты на:

1) Материальные блага (имущество) 2) Нематериальные блага (честь, достоинство, здоровье, деловая репутация, субъективные юридические права и обязанности) 3) Человеческое поведение 4) Результаты человеческого поведения 5) Документы.

 

50. Содержание правоотношения.

Правоотношение – общ.отношение, в котором стороны связаны м/у собой юр. правами и обязанностями, охраняемыми гос-вом.

Содержание правоотношения – взаимные субъективные права и юр. обязанности корреспондирующего хар-ра. Субъективное право – мера возможного поведения, принадлежащая субъекту права. Правомочия субъективного права: право на собственные активные действия; право требования; право обратиться за защитой нарушенного права. Юридическая обязанность – предусмотренная нормой права мера должного, необходимого поведения. Составляющие юридической обязанности: обязанность активного поведения в интересах управомоченного лица; необходимость воздержаться от каких-либо действий; обязанность претерпеть меры гос. принуждения в случае нарушения субъективного права.

Содержание правоотношения: 1. материальное – то фактическое поведение, которое совершают участники правоотношения. 2. волевое – гос. воля, воплощенная в правовой норме, и возникшее на ее основе правоотношение, а также волевые акты его участников. 3. юридическое – субъективные права и юрид. обязанности.

 

51. Виды правоотношений.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. Виды правоотношений: В зависимости от кол-ва субъектов: двусторонние и многосторонние; По соотношению прав и обязанностей: простые (т.е. у одного субъекта имеется субъективное право, а у другого – соответствующая юридическая обязанность пр.: правоотношения по договору займа) сложные (у каждой из сторон имеются и субъективные права, и юридические обязанности). По продолжительности: кратковременные ( завершаются выполнением участниками своих субъективных прав и юридических обязанностей пр.: при отдаче долга по договору займа); длящиеся (характеризуются постоянным, в течении длительного времени, выполнением сторонами своих субъективных прав и юридических обязанностей (пр.: прав-ния складывающиеся при получении гражданином высшего образования). В зависимости от предмета правового регулир.: конституционные, администр., уголовные, гражданские и т.д. По методу правового регулирования: договорные (стороны равны), управленческие (одна сторона, как правило гос-во, имеет властные полномочия по отношению к другой стороне). По содержанию поведения обязанной стороны: пассивного типа (обязанное лицо должно воздержаться от действий, чтобы не помешать управомоченному субъекту осуществить свое право (пр.: защита авторских прав) активного типа (обязанный субъект должен совершить определенное действие пр.: возвратить долг). По функциональному назначению: регулятивные (складываются в процессе правомерного поведения людей и составляют основную массу прав-ний. Составл суть правопорядка) охранительные (возникают в случае совершения правонарушений т.е. защита правопорядка). По способу регулирования: материальные (склад. в результате регулирования содержательной стороны общ отношений) процессуальные (в результате регулирования процедуры, процесса защиты прав). В зависимости от степени определенности сторон: относительные (конкретно определены все участники), абсолютные (известна лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – все возможные субъекты) и общие (выражают юридические связи более высокого уровня).

 

52. Понятие и классификация юридических фактов.

Юридические факты – реальные жизненные обстоятельства, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

II. В зависимости от связи юридического факта с волей участников правоотношений, т.е. волевой критерий:

1) Деяния – такие юридические факты, возникновение которых связано с волей участников правоотношений. В свою очередь деяния могут быть подразделены на виды в зависимости от формы внешнего проявления:

а) действия – активное человеческое поведение

б) бездействия – пассивное человеческое поведение, т.е. воздержание от определенных поступков (например, брачно-семейные отношения)

2) События – такие юридические факты, которые не зависят от воли участников правоотношений. События не редко подразделяются на две группы в зависимости от наличия или полного отсутствия воли человека вообще:

а) абсолютные – события, которые вообще не связаны с волей человека (стихийные бедствия: ураганы, наводнения и т.д.)

б) относительные – события, которые, так или иначе, связаны с волей человека (смерть человека)

III. По содержанию:

1) Положительные - такие юридические факты, которые выражают реальное существование в данный момент какого-либо явления.

2) Отрицательные - такие юридические факты, которые выражают отсутствие реального какого-либо явления в данный момент.

IV. По характеру действия:

1) Факты однократного действия - такие юридические факты, которые связывают юридические последствия только в данном, конкретном случае (например, увольнение с работы Сидорова).

2) Факты-состояния - такие юридические факты, которые существуют длительное время и многократно в течение существования порождают юридические последствия (например, трудовой стаж).

 

53. Реализация норм права: понятие и формы.

Под реализацией норм права понимается воплощение их предписаний в правомерном поведении участников правоотношений.

Понятия «действия» (вступление в силу) и «реализации» норм права тесно связаны, но никак не идентичны, так как юридические нормы начинают действовать со вступления их в силу.

Реализация норм права может осуществляться разными способами:

I. В зависимости от характера и направленности правореализующего поведения:

1) использование норм права - это такая форма реализации норм права, в которой субъекты осуществляют принадлежащим им субъективные права. Например, право на образование.

2) исполнение норм права - это такая форма реализации норм права, когда осуществляются активные юридические обязанности, т.е. такие обязанности, которые можно выполнить с помощью активного поведения. Например, посещение семинарских занятий студентами, сдача зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.

3) соблюдение норм права - это такая форма реализации норм права, в рамках которой осуществляются пассивные юридические обязанности, (предполагает воздержание от активного поведения, т.е. осуществляются предусмотренные юридические запреты).

4) применение норм права – в рез-те которого уполномоченным на то субъектом издаются, принимаются индивидуально-властные предписания (акты применения норм права), + обладают данные субъекты публично-властными полномочиями по разрешению конкр юр дел.

II. В зависимости от субъекта осуществления норм права:

1) физические лица;

2) юридические лица.

III. В зависимости от объективной стороны норм права:

1) в форме активного поведения;

2) в форме пассивного поведения.

IV. В зависимости от субъективной стороны норм права:

1) реализация индивидуальная,

2) реализация коллективная.

Рыбаков В.А.: V. По методу воздействия:

1) добровольная,

2) принудительная.

VI. По хар-ру действия субъектов:

1) непосредственная реализация,

2) опосредованная реализация.

VII. В зав-ти от структуры нормы права:

1) реализация диспозиции – нормальная реализация,

2) реализация санкции – правообеспечительная реализация.

И другие основания для классификации.

 

54. Понятие применения норм права как особой формы их реализации.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

 

55. Стадии применения норм права.

I. стадия установления фактических обстоятельств дела (субъект устанавливает те обстоятельства, с которыми связано рассматриваемое им юридическое дело, т.е. устанавливает наличие или отсутствие юридических фактов);

II. стадия выбора юридической нормы, регулирующей данное юридическое дело (стадия юридической квалификации) – правоприменитель не только выбирает норму, выполняет целый ряд сложных операций, с которыми возникают проблемы, но и осуществляет критику юридической нормы. Критика юридической нормы бывает:

1) низшая – сводится к проверке словесно-документального изложения юридических норм (юридический текст проверяется на наличие пропусков, пробелов, ошибок, опечаток и иных недостатков);

2) высшая – охватывает проверку подлинности нормы (т.е. правоприменитель должен установить, что перед ним норма последней действующей редакции), установку ее правомерности (т.е. правоприменитель должен выяснить, не превысил ли свою компетенцию субъект, принявший данную норму) и правоприменитель определяеют параметры нормы по действию во времени, пространству и по кругу лиц, осущ-ся толкование нормы.

III. стадия принятия решения по рассматриваемому юридическому делу (абстрактные предписания, принимаемых юридических норм, воплощаются в индивидуальные юридические акты, которые конкретизируют и оформляют правоотношения и эти акты решают возникшие юридические вопросы).

 

56. Акты применения норм права: понятие и виды.

Правоприменительный акт – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание конкретного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основе юридических фактов или нор права, определяющий права, обязанности или меры юридической ответственности конкретных лиц. Актам применения и нормативным актам присущи следующие общие черты, они: исходят от государства; обеспечиваются компетентными органами (прежде всего го­сударственными); выступают властными по своему содержанию характеру до­кументами; обладают юридической силой (порождают юридические послед­ствия, защищаются государством). Правоприменительный акт отличается от других видов правовых актов тем, что он: персонифицирован (индивидуально- определен); имеет разовый характер; регулирует конкретные, определенные отношения; имеет собственную структуру. Правоприменительные акты могут приниматься не только в пись­менной, но и устной форме и даже в форме жестов. Подобная форма, например, широко применяется работниками милиции, осуществляющими регулирование дорожного движения. Основные требования, предъявляемые к актам применения, за­ключаются в том, чтобы акты: строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе кот. они принимаются; издавались в пределах компетенции правоприменительного ор­гана или должностного лица; содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; имели все необходимые реквизиты, придающие актам офици­альный хар-р. Виды правоприменительных актов. 1 ) по субъектам: акты органов гос. власти, органов гос. управления, судебных органов, контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции), органов местного самоуправления (распоряжение мэра города); 2) по характеру правового воздействия: регулятивные (решение суда по гражданскому делу), охранительные (приговор суда); 3) по форме: отдельный документ (приговор суда), резолюция на материалах дела (утверждение прокурором об­винительного заключения), устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте); 5) по отраслевой принадлежности: акты применения норм уголовного права, акты применения норм гражданского права, акты применения других отраслей; 6) по характеру решения: запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные); 7)по значению: основной (приговор суда); вспомогательный (определение суда о назначении экспертизы).

 

57. Пробелы в законодательстве: понятие, виды и способы восполнения.

Пробел в праве – отсутствие юридической нормы, необходимой для урегулирования возникших правоотношений, т.е. правоотношения есть, а нормы для их регулирования нет.

Пробел в праве представляет собой полное или частичное отсутствие правовых норм, необходимых для профессиональной юридической оценки спора, возникшего или способного возникнуть в такой сфере общественных отношений, которая входит или должна входить в сферу правового воздействия (в силу действующих в обществе экономических, социальных, политических и др. отношений). С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей. Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил. Последующая пробельность является следствием появления новых отношений в результате развития регулируемой сферы. Правоприменитель сталкивается с тем, что нормы необходимой для урегулирования сложившейся ситуации нет. Существует несколько путей борьбы с пробелами в законодательстве 3 шт.: 1 Своевременное законотворчество. 2) Аналогия закона (нормы) предполагает соблюдение ряда условий: а) наличие общей правовой урегулированности данного случая; б) отсутствие адекватной юридической нормы; в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы. 3) Аналогия права представляет менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: а) наличие общей правовой урегулированности данного случая; б) отсутствие адекватной юридической нормы; в) отсутствие аналогичной нормы. В этой ситуации правоприменитель должен исходить из общих начал и смысла законодательства (принципов). Аналогия права допустима только при наличии пробела в законе, который не может быть восполнен с помощью аналогии закона. Аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения. В уголовном и административном праве аналогия исключается. 4. Субсидиарное применение права - это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой - родственной отрасли права. Такое возможно, например, между нормами гражданского права и семейного, административного и финансового права. Понятно, что субсидиарное применение не имеет смысла, если аналогичная норма имеется в той же отрасли права.

 

58. Правовое регулирование: понятие и признаки. Отличие правового регулирования от правового воздействия.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы особых юридических средств результативное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания.

Признаки:

1 это один из видов социологического регулирования (рег. связанное с упорядочением о/о);

2 это гос. Регулирование;

3 это опред. воздействие на о/о;

4 это воздействие, которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП);

5 это воздействие направленное на упорядочение общ. отношений, на привидение их в определенную систему.

ПР не отождествлять с правовым воздействием. ПВ - все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. ПР- понятие более узкое чем ПВ. Формы воздействия права на поведение людей: информационное, ценностно-ориентационное Информационное и ценностное правовое воздействие осуществляются параллельно с правовым регулированием (когда НА вступил в силу и начал действовать) или предшествует правовому регулированию (когда НА опубликован но в законную силу не вступил т.к. не все НА начинают действовать с момента его опубликования). ПР - одна из форм ПВ, ПР - одна из главных форм ПВ, т.к. П создается именно для регулирования о/о.

Право – действующее явление, а правовое регулирования показывает его в действие, характеризует его динамику, реализацию права.

«Действие права» и «правовое регулирование» - это нетождественные понятия, несмотря на естественную связь. Действительно, право является более широким феноменом по объему, чем категория правового регулирования, т.к. действие права осуществляется по крайней мере по трем основным направлениям (формам):

1) информационное воздействие права на человеческое поведение. Юридические нормы и принципы несут определенную информацию о возможном или должном поведении. Без такого воздействия требовать надлежащего поведения от лиц и организаций бессмысленно.

2) ценностно-ориентационное воздействие. В праве закрепляются определенные социальные ценности – политические, нравственные, религиозные и т.д. с одной стороны, а с другой стороны право представляет собой саму самостоятельную социальную ценность. Когда юридические нормы и принципы воздействуют на субъекты права, то ценности, зафиксированные в праве, создают у субъектов определенную ориентацию. Если они признают право, то у них складывается соответствующее мировоззрение: негативное отношение к нарушениям права и положительное отношение к соблюдению норм права. Это воздействие на человеческое сознание и характеризует ценностно-ориентационное воздействие на человеческое поведение.

3) собственно-юридическое воздействие или правовое регулирование. По мнению ученых, правовое регулирование выступает лишь одной из форм действия права на человеческое поведение.

Особенности правового регулирования как формы действия права:

А) правовое регулирование - всегда целенаправленное воздействие на человеческое поведение, которое достигается с помощью права, юридических средств. Главной целью выступает упорядочивание человеческого поведения в соответствии с теми представлениями о должном порядке, которые существуют у тех субъектов, осуществляющих правовое регулирование. Эти представления могут быть различными.

Б) правовое регулирование осуществляется с помощью системы специальных юридическихсредств. Например, юридические нормы, юридические факты, субъективные юридические права и обязанности и др. Только эти средства свойственны правовому регулированию.

В) правовое регулирование всегда прямо и косвенно связано с функционированием органов публичной власти, следовательно, там, где есть правовое регулирование, есть органы публичной власти, без них правовое регулирование невозможно.

Принятие юридических норм органами государственной власти – это прямое действие; косвенное – органы публичной власти лишь создают условия для эффективного правового регулирования, т.е. они не вмешиваются в процесс, но без них правовое регулирование было бы либо невозможно, либо неэффективно.

Г) правовое регулирование осуществляется через закрепление за субъектами правовых отношений субъективных юридических прав и обязанностей. Там где нет такого закрепления, даже если перед нами на первый взгляд источник юридических норм, отсутствует правовое регулирование (это регулирование нравственного, религиозного характера, в зависимости от того, какому социальному регулятору оно принадлежит).

Д) правовое регулирование всегда связано с обеспечением свободы субъектам общественных отношений. Оно определяет рамки, масштабы, границы этой свободы, причем эти границы должны быть адекватны, соответствовать уровню развития человеческого общества. Если с помощью юридических средств фиксируется только обязанность (активная или пассивная), где свободы субъектов правоотношений необоснованно ограничены – там отсутствует правовое регулирование. Но для обеспечения свободы нужны не только дозволения, но и запреты. Главное в праве – обеспечить уровень свободы, соответствующий уровню развития общества.

Виды правового регулирования:

I. по наличию у субъекта общественных отношений возможности самостоятельно по собственному усмотрению конкретизировать варианты своего поведения:

- Централизованное ( императивное). Правовое регулирование полностью от начала и до конца осуществляется на властных императивных началах, и у субъекта практически отсутствует возможность самостоятельно конкретизировать варианты своего поведения. Этот вид правового регулирования наиболее широко распространен в сфере публичного права. - Де централизованное (диспозитивное) - это такое правовое регулирование, при котором у участников общественных отношений имеется возможность самостоятельно определять варианты своего поведения. Этот вид в большей степени свойственен частному (гражданскому) праву.

II. в зависимости от основного используемого или используемых юридических средств:

- Нормативное правовое регулирование (основные средства упорядочивания человеческого поведения – юридические нормы). - Индивидуальное правовое регулирование (основным средством регулирования выступает индивидуальный правовой акт, который в свою очередь подразделяется на акты применения норм права и на сделку (может быть односторонней или двухсторонней – договоры)).

III. по особенности той отрасли позитивного права, с помощью которой осуществляется правовое регулирование:

- уголовно-правовое регулирование - административно-правовое регулирование - гражданское правовое регулирование и т. д.

Индивидуальное правовое регулирование – выделение на основе основных особенностей основного средства правового регулирования. Этим средством выступает индивидуальный правовой акт (сделки, договоры, правоприменительные акты).

Особенности индивидуального правового регулирования:

А) субъекты правоотношений могут принимать собственно-юридические решения; Б) индивидуальное правовое регулирование имеет место только тогда, когда ситуация вообще не регламентируется юридическими нормами, хотя такая регламентация требуется, либо в случае, когда юридические нормы дают возможность участникам правоотношений самостоятельно конкретизировать свои права и обязанности.

Причины появления индивидуального правового регулирования:

1) юридические нормы по своему содержанию достаточно абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть всех возможностей конкретных жизненных обстоятельств, в которых участники правоотношений могут оказаться. Следовательно, у участников правоотношений должна быть возможность самостоятельно доурегулировать ситуацию с учетом возникших обстоятельств

2) нормативная система статична, а правовые отношения динамичны, поэтому ситуации, когда новые общественные отношения не регулируются юридическими нормами, могут возникнуть.

Индивидуальное правовое регулирование позволяет преодолеть пробел самому субъекту, не дожидаясь необходимой юридической нормы.

3) индивидуальное правовое регулирование побуждает субъектов правоотношений действовать активно, что полезно для общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.