Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. В сравнении с другими органами управления, функционирующих на профессиональной основе






1) решения принимают функционеры; 2) высшая степень организационной оформленности; 3) госаппарат является официальным выразителем государственного суверенитета

Аспекты:

а) верховенство госаппарата в системе органов публичной власти Г: находится на верхней ступени в иерархии государственной власти б) универсальность решений госаппарата: распространяется на всю территорию Г и всех лиц, находящихся на его территории в) обязательность решений, принимаемых госаппаратом, для всех субъектов, к которым они обращены. В случае несогласия могут быть применены силовые меры;

4) создание и исполнение законодательства, наиболее соответствующего потребностям государственного управления.

Законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, принимаемых органами Г;

5) реализует монополию на легитимное физическое насилие.

Элементы госаппарата являются его органы.

Признаки органов:

а) образованы в установленном юридическими нормами порядке; б) участвуют в реализации Г функций; в) обладают государственно-властными полномочиями (соответствующей компетенцией); г) для выполнения своих полномочий за органами госаппарата закрепляются определенное имущество (здания, сооружения, финансовые средства и т.д.).

Соотношение понятий «госаппарат» и «государственный механизм» (на это определения существует три точки зрения):

1) государственный механизм состоит из госаппарата и других государственных организации, участвующие в осуществлении Г функций 2) государственный механизм характеризует государственную власть в динамике, а госаппарат в статике, но по объему функции ГА и ГМ совпадают 3) понятия ГА и ГМ тождественны

Госаппарат в современном государстве осуществляется на основе его принципов действия (это основополагающие руководящие идеи в соответствии с которыми образуются и функционируют органы государственной власти). Значение принципов госаппарата: обеспечение максимальной результативности государственного управления. система принципов зависит от разных факторов, от уровня востребования научных знаний, от политического режима, от формы правления и государственного устройства.

 

19. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат - система органов государственной власти, через который реализуется большинство функций Г.

Принципы организации и деят-ти гос аппарата – исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос-ых органов.

Принципы (их виды):

I. 1) общие (для любых звеньев ГА) 2) частные (для отдельных видов деятельности ГА)

II. по политическому режиму, в котором функционирует ГА

1) в условиях демократического Г и его госаппарата 2) в условиях недемократических режимов

Общие принципы организации деятельности госаппарата в условиях демократии:

1) Принцип разделение властей (главное – создание системы сдержек и противоречий)

2) Принцип правовой законности

а) органы госаппарата создаются и действуют в строгом соответствии с правовыми нормами б) запрещает создание таких органов госаппарата, которые правом не предусмотрены в) предполагает обязательную юридическую ответственность со стороны органов госаппарата и их должностными лицами за совершаемые им правонарушения

3) принцип исчерпывающей компетенции (запрещено все, что прямо законом не разрешено)

4) принцип сочетания централизации и децентрализации, субординации и координации:

Позволяет обеспечить вертикаль государственной власти – принцип централизации и субординации

Позволяет принимать государственные решения с учетом конкретных обстоятельств, которые появляются на практике – принцип децентрализации и координации

5) принцип функциональной обоснованности:

при создании новых органов учитывается выполнение их функций другими органами госаппарата

помогает избежать дублирование в деятельности органов госаппарата

не позволяет появляться органам госаппарата, которые объективно не нужны

6) принцип профессионализма (при формировании профессионального состава органов госаппарата, приоритет отдается профессиональным деловым качествам кандидатов)

Общие принципы деятельности ГА в условиях антидемократии:

1) принцип концентрации всей полноты власти в одних руках 2) принцип неправовой законности в сочетании с открытым государственным произволом 3) принцип неограниченной компетенции (разрешено все, что не запрещено законом) 4) принцип бюрократической централизации (бюрократического централизма) 5) принцип произвольного определения функций органов госаппарата (сначала создается орган, а после он наделяется функциями) 6) принцип политической лояльности (преданности) – приоритет отдается по политической преданности к существующему строю.

 

20. Понятие и признаки органа государственной власти. Классификация органов государственной власти.

Гос. Орган (ГО) – относительно самостоятельная строго обособленное звено гос аппарата, создаваемое гос-м с целью определенного вида гос деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу гос-ва.

Признаки: 1) формируются по воли гос-ва и от его имени осущ-ют полномочия. 2) наличие у каждого ОГ юр закрепленной организационной стр-ры, территориального масштаба деят-ти, установленного положения в системе властной иерархии, определение хар-ра и объема полномочий, принадлежащих ГО, а также порядок его взаимодействия с др. гос и негос органами и орг-циями. 3) в праве совершать юр значимые действия с применением принуждения. 4) состоят из гос служащих, кот м/у собой в особенных правоотношениях.

Виды: 1) По юр. силе: а)федеральные; б)ГО СРФ. 2) По порядку образования: а)представительные (выборные) ГД; б)производные (назначаемые) Пр-во. 3) По порядку принятия решений: а)коллегиальный – Пр-во; б)единоличный – През-т. 4) По хар-ру компетенций: а) общей компетенции (всем занимаются) ГД, СФ. б) спец компетенции (узкая направленность) Министерства. 5) По времени действия: а) постоянные (срок службы не ограничен); б) временные (для решения определенных задач).

 

21. Правовое государство: понятие и признаки. Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2. деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

Гражданское общество — это правовое демократическое общество, где на первом месте признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Особую роль в защите и обеспечении этих прав играет правовое государство, которое является неотъемлемой часть гражданского общества Правовое государство, по сути, является результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Современному гражданскому обществу и правовому государству свойственно то, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.