Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запад и Восток в политике Ивана IV







Увлекшись разгромом действительных и воображаемых изменников, царь стал обращать меньше внимания на внешнюю политику. Если в 1550-е гг. им были достигнуты большие военные успехи: захвачены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, в 1558—1563 гг. успешно велась война с Ливонией, в результате которой были взяты Нарва, Юрьев и еще около 20 городов, то в 1560-е — 1580-е гг. положение резко изменилось в худшую сторону. В 1571 г. Москва была сожжена и разграблена войсками крымского хана Девлет-Гирея, большое количество москвичей стало пленниками и было увезено в рабство. Ливонский орден, чтобы не стать добычей Московского государства, признал над собой власть Литвы, а Эстляндия (Эстония) — власть Швеции. Пришедший в 1576 г. к власти в Польше и Литве король Стефан Баторий отобрал обратно завоеванные Россией города и в 1581 г. осадил Псков. В результате в 1582 г. было заключено перемирие у Яма Запольского, по которому Иван Грозный отказался от Ливонии и Полоцка. Одновременно с этим шведы захватили города Ям, Копорье и Орешек, расположенные на южном берегу Финского залива. По перемирию 1583 г. со Швецией на реке Плюссе Россия теряла свой единственный выход к Балтийскому морю, который традиционно принадлежал Новгороду.
В итоге этого Московское государство еще сильнее, чем в условиях монголо-татарского ига, оказалось повернутым на восток. Беглое население из центра России быстро заселяло вновь присоединенные поволжские и башкирские земли. Строились новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа. На Урале — по рекам Каме и Чусовой — расширялись владения купцов Строгановых. Донские казаки под руководством Ермака разбили войска сибирского хана Кучума. В результате войны с сибирскими татарами, которая шла с перерывами с 1582 по 1598 г., Кучум был окончательно разгромлен и Западная Сибирь включена в состав России. Центром Сибири стал город Тобольск. Были построены крепости Тюмень, Верхотурье, Нарым. Но в то же время удобные для торговли с Западом порты на Балтийском море были утеряны. Единственным портом России оставался Архангельск на Белом море, через который торговлю вели англичане (после “открытия” северного пути в Россию капитаном Р. Ченслером в 1553 г.). Усиление восточного деспотизма и беззакония гнало из страны образованных людей. Так, русский первопечатник Иван Федоров, выпустивший в Москве в 1563—1565 гг. книги “Апостол” и “Часословец”, смог выпустить первый русский букварь лишь во Львове. Там он и умер.
Правление Ивана IV показало, что первая попытка реформ в России закончилась неудачей. В России XVI в. невозможно было построить государство ни на основе местных, общинных, догосударственных ценностей, ни на основе ничем не ограниченной власти царя. Необходимо было искать компромисса между ними.
Последним из крупных преобразований XVI в. было учреждение в 1589 г. патриаршества в России. Митрополит всея Руси Иов получил сан патриарха, а архиепископы стали митрополитами. Тем самым русская православная церковь была окончательно поставлена на один уровень с константинопольской. Это укрепило престиж русской церкви и государства.

Развивалась в XVII веке и теория “Москва – третий Рим”, подразумевавшая создание единой православной державы, которая объединит под своей эгидой все православные народы Земли. Именно стремление царя стать освободителем и повелителем православных народов, находившихся в подданстве у турецкого султана, стало толчком к началу церковной реформы середины XVII столетия, а затем раскола русской православной церкви. Исправление «неправильных» русских обрядов и замена их более верными греческими диктовались желанием царя Алексея Михайловича облегчить переход зарубежного православия под власть «Третьего Рима».

В XVII веке постепенно меняется и так называемый “литургический статус” царя (т.е. место и значение государя в богослужебных обрядах). Русский царь уподоблялся Христу. Нередко царя именовали и святым.

Но самое важное, что русская православная церковь в то время предпочла иное уподобление, следуя не менее древней, зародившейся в конце XV столетия, концепции “Москва – Новый Иерусалим (или Израиль)”. Эта идея отводила первое место вообще власти духовной. В уподоблении “Москва – Иерусалим” нашли своё выражение теократические тенденции.

Как видим, в российском обществе XVII столетия были популярны обе идеи: «Москва – третий Рим» и «Москва – Новый Иерусалим». Обе теории имели одну общую направленность, их целью было создание «православного царства». Однако расхождение в вопросе о главенстве между светской и духовной властями породило противоборство двух тенденций, что и привело к торжеству третьего направления - абсолютизма. Это направление отразилось в построенной Петром I империи, где церковь была поставлена в полную зависимость от государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.