Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие соц-но-психологической адаптации, механизмы психологической защиты. 1 страница






Специфика соц-ной адаптации ч-ка в том, что приспособление к окруж среде осуществ-ся путем универсального преобразования внешнего мира. Психологич-ая адаптация- принятие соц-но-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды. Соц-ая и психологич-ая адаптация находятся в неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать. С/п адаптация яв-ся важнейшим механизмом социализации и опред-ся взаимодействием личности и соц среды. Варианты с/п адаптации: 1.Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды (микросреды) и положительно направленной личности; 2. При несоответствии микросреды и личности по установкам, требованиям -ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации: а) в случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить «+» соц-ые нормы, идеалы, ценности; б) в случае если личность имеет «+»ую направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные установки и интересы. В данном случае имеет место псевдоадаптация, поскольку, адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в состоянии дезадаптации к макросреде -к общепринятым гуманистическим нормам, ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле псевдоадаптация личности, т.е. ее приспособление к антиобщественной или даже криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в разв-и об-ва, когда разрушены старые позитивные ценности и взамен не созданы или еще не утвердились новые +ые установки, ценности и нормы поведения. Психологич-ая адаптация как основной механизм социализации личности представл сложную систему и включ элементы: 1) когнитивные, психические процессы- ощущения, восприятия, представления, память, мышл-е, воображение; 2) эмоционально-чувственные процессы и состояния; 3) волевые процессы, имеющие выход в практику поведения. Процесс с/п адаптации включ объективную и субъективную стороны. Объективная – в том, что ч-к со дня своего рождения приобретает различные соц св-ва, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс разв-я механизмов адаптации. В нем принимают активное участие окруж соц среда (родители, друзья), а так же различные со институты (система образования, воспитания, СМИ). Субъективная- в том, что процесс с/п адаптации ч-ка связан с его половозрастными особ-тями, личными качествами, взглядами, убеждениями. И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание или нежелание изменить или усвоить существующие соц-ые ценности. Эффективность соц-ой и психологич-ой адаптации ч-ка зависит от взаимод-я объективн условий (соц происхожд-е, образоват ур-нь, природные задатки, непосредственная среда – семья, школа, трудовой коллектив) и субъективных индивидуал-ых особ-тей (сама личность, ее способ-ти к творческой деят-ти). Защи́ тный механи́ зм (психологи́ ч-я защи́ та)- понятие глубинной пс-и, обозначающее неосознаваемый психич процесс, направленный на минимизацию отрицат-х переживаний. Защит механизмы лежат в основе процессов сопротивления. Механизмы психологич защиты: 1. Вытеснение. -процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Наиболее широко известны 2 комбинации защ-х мех-в: а) вытеснение+смещение. Эта комбинация способств возникн-ю фобических реакций; б) вытеснение+конверсия (образует основу истерических реакций). 2. Регрессия. Осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний ур-нь приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия м.б. частичной, полной или символической. Большинство эмоц-х проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (напр, при рождении 2-го ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску), в ситуациях повышенной ответст-ти, при заб-ях (больной требует повыш-го внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психич-х болезнях (шизофрения). 3. Проекция - механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном ур-не индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у др.Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способ-ть отличать фантазии от реальности. 4. Интроекция - символическая интернализация (включение в себя) ч-ка или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем разв-и личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого ч-ка. С помощью интроекции устраняются различия м/у объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отнош-ю к др людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии. 5. Рационализация - защитн механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы; самый распространенный механизм психол защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Рацион-я помогает сохранять самоуважение, избежать ответств-ти и вины. В любой рацион-и имеется хотя бы минимал-е кол-во правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. 6. Интеллектуализация. предполагает преувеличенное использ-е интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоц-ных переживаний и чувств. Тесно связана с рацион-ей и подменяет переживание чувств размышлениями о них (напр, вместо реальной любви - разговоры о любви). 7. Компенсация - бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса яв-ся важной п-тью почти всех людей. Компенсация м.б. соц-но приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности -грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в др сфере). 8. Реактивное формирование - подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый х-р. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Напр, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное вежливое поведение может скрывать враждебность. 9. Отрицание - механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, п-тей или реальности, которые неприемлемы на сознательном ур-не. Поведение таково, словно проблемы не сущ-ет. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, потеря близкого ч-ка). 10. Смещение - механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Напр, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или др объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

36. Составляющие мотивационной сферы ч-ка: п-ти, цели, мотивы. П-ть -состояние нужды ч-ка /животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального сущ-ния и разв-я. Она всегда связана с чувством неудовлетвор-ти. П-ти есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. К-во и качество п-тей зависит от ур-ня организации живого существа. Меньше всего п-тей у растений, больше всего - у ч-ка. Виды п-тей: по происхождению: естественные и культурные. Их, в свою очередь, можно разделить на физические, органические, материальные, духовные, социальные. Х-ки человеческих п-тей - сила, периодичность возникн-я, способ удовлетв-я и предметное содержание п-ти, т.е. совок-ть материал и духовн культуры, с пом которых данная п-ть м.б. удовлетворена. П-ть обладает способ-тью воспроизводиться. Цель- тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деят-тью, удовлетворяющей актуальную п-ть. Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается ч-ком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деят-ти. Мотив - внутренний побудитель деят-ти, придающий ей ли-ностный смысл. Это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы м.б. осознанные (когда ч-к отдает себе отчет в том, что побуждает его к деят-ти, что яв-ся содержанием его п-тей; они х-ся интересами, убеждениями, стремлениями) и неосознанные (когда ч-к не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деят-ти. Мотивы: внешние и внутренние. К внешним (ситуативным/узким) относ. такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают ч-ка к деят-ти как к своей цели. Напр, интерес к самим занятиям, любознательность, п-ть в информ-и. Мотивация – это совок-ть причин психологич-го х-ра, объясняющих поведение ч-ка, его начало, направленность и активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Высшие мотивы образуют ценностное ядро личности, отказ от которого переживается ч-ком как отказ от самого себя.

Методы иссл-я мотивации. Сущ-ют методы, с помощью которых периодически исследуются мотивы и антимотивы работников (включая и руководителей) конкретного учреждения. На основе результатов этих иссл-й разрабатываются и реализуются меры стратегического, тактического и оперативного х-ра по улучшению мотивации, совершенствованию систем, которые попадают в поле антимотивационных оценок. Пример 2-х методов иссл-я мотивации персонала, которые используются при проведении «мотивационных тренингов» с работниками системы соц защиты населения. Первый метод наз. выявлением «полярной мотивации». Суть его в том, что каждый из участников опроса получает готовую опросную форму или делает ее сам. Стандартный лист бумаги делится на 2 равные части: левая имеет заголовок «Мотивы», а правая - «Антимотивы». Участник опроса должен заполнить эту форму. При этом м.б. 2 варианта. В первом каждый просто указывает мотивы и антимотивы. При втором руководитель опроса просит называть мотивы и антимотивы по нисходящей, т.е. от ведущего мотива и антимотива. Полученная информ-я обрабатывается и становится достоянием руководства учреждения. При обработке информации аналитики могут выделить определенные группы мотивов и антимотивов, имеющие конкретное содержание. Второй метод - опросная анкета. Она имеет 2 части: в левой указаны мотивы, в правой - антимотивы по каждой группе. Справа в колонке «Баллы» опрашиваемый должен указать по балльной системе значимость присущих ему лично мотивов и антимотивов. Напр, по пятибалльной системе (1, 2, 3, 4, 5) цифрой 1 отмечается ведущий (доминирующий) мотив и антимотив. Полученная оценочная информ-я обрабатывается и суммируется для получения общей картины Поскольку мотивация/антимотивация дело деликатное, желательно проводить анонимный опрос.

 

37. Способности и задатки. Способности – это психологич-ие особ-ти личности, обеспечивающие успех в деят-ти и общении и легкость овладения ею. Это: индивидуал-е особ-ти, т.е. то, что отличает одного ч-ка от др; не физиологич-е, а именно психологич-е особ-ти; не всякие индивидуально-психологич особ-ти, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деят-ти, потому что не сущ-ет отвлеченного от вида деят-ти понятия способностей.Оценивать способности надо всегда в связи с деят-тью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами.Любая деят-ть требует от ч-ка целого ряда взаимосвязанных способностей. Виды способностей по их направленности можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные. Общие способности-система индивидуально-психологич-х особ-тей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осущ-и различных видов деят-ти и общения, яв-ся предпосылкой всестороннего разв-я личности. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деят-ти, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность. В зарубежной пс-и эти способности обозначаются как умственные способности. К числу общих сп-тей ч-ка относят сп-ти, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.Эти сп-ти яв-ся социально обусловленными. Они формир-ся у ч-ка в процессе его жизни в об-ве. Без данной группы сп-тей ч-ку очень трудно жить среди себе подобных.

Специальны е способности -система индивидуально-психологических особ-тей личности, определяющая успехи ч-ка в специальных видах деят-ти и общения, где необходимы особого рода задатки и их разв-е. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные. Теоретические сп-ти опред-ют склонность ч-ка к абстрактно-логическому мышлению, а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Учебные сп-ти влияют на успешность педагогических воздействий, формир-я качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков, определяют успешность обучения, усвоения ч-ком знаний, умений и навыков. Межличностные – это сп-ти к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодейст-вием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами. Структура сп-тей личности зависит от ур-ня ее разв-я. Репродуктивный ур-нь связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деят-ти, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деят-ти и общения; творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деят-ти. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного ч-ка, каждая из них приобретает иной х-р..

Сущ-ют различн теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных сп-тей провозглашает наследственность сп-тей и сводит их к задаткам. Теория приобретенных сп-тей полностью игнорирует природные предпосылки сп-тей и считает их обусловленными средой и воспитанием. В отеч пс-и убедительно раскрыта проблема природных предпосылок сп-тей. Установлено, что сп-ти – это прижизненные образования, их разв-е при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их. Теплов показал, что предпосылками для разв-я сп-тей яв-ся АФО и функционал-е особ-ти ч-ка, называемые задатками. К ним относ: некоторые АФО организма – рост, вес, телосложение; строение г/м; строение органов чувств; типологические особ-ти н.с. (сила, уравновешенность, подвижность); определенное соотнош-е в работе правого и левого полушарий г/м; соотнош-е первой и второй сигнальных систем; генофонд (особ-ти структуры генов). Факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формир-и и разв-и способностей. Можно условно назвать 3 основных этапа разв-я способностей: задатки, склонности, способности. Задатки – это возможности, с которыми ч-к появляется на свет. Без соответствующих задатков разв-е способностей невозможно, но наличие задатков не всегда яв-ся гарантией того, что у ч-ка проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их разв-ю, которое может проявиться только при соответствующих условиях. Задатки несут в себе возможности для разв-я способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деят-ти, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их разв-я, это только одно из условий формир-я способностей. Задатки - первичная, природная основа способности, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деят-ти. Ни один ч-к, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающейся Л, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деят-тью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый ч-к с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деят-ти может добиться заметных успехов.

 

38. Уровни развития способностей: репродуктивный и творческий. Ч-к, находящийся на репродуктивном ур-не разв-я сп-тей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деят-тью и осуществлять ее по предложенному образцу. На творческом ур-не разв-я сп-тей ч-к создает новое, оригинальное. При др подходе к ур-ню разв-я сп-тей можно выявить градацию их разв-я от слабо развитых или еще не развитых сп-тей до их высшего разв-я (задатки→ склонности→ одаренность→ талант→ гениальность). Задатки - врожденные АФО строения организма в целом и его н.с., составляющие индивидуальные предпосылки формир-я и разв-я сп-тей. Склонности - первый и наиболее ранний признак зарождающейся сп-ти; проявляется в стремлении ч-ка к занятиям определен видом деят-ти. Одаренность - сочетание различных развитых сп-тей, обусловливающее особенно успешную деят-ть ч-ка в определенной области или в нескольких областях деят-ти. Талант - сочетание выдающихся сп-тей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деят-ти. Гениальность - высшая ступень талантливости; сп-ть создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, лит-ре, искусстве. Продукты творчества гениального ч-ка яв-ся важным этапом в разв-и той или иной отрасли деят-ти.

Общие и специальные сп-ти. Вопрос об общих и спец-х сп-тях яв-ся одним из наиболее сложных в психологической теории сп-тей. Ч-к от природы наделен общими сп-тями (сп-ти, облегчающие освоение любого деят-ти). Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные сп-ти для каждой деят-ти. Любая деят-ть осваивается на фундаменте общих сп-тей, кото­рые развив-ся в этой деят-ти. Оператив-ный х-р разв-я сп-тей, х-ся тонким приспособлением свойств личности к требованиям деят-ти. Специальные сп-ти есть общие сп-ти, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деят-ти.
Дs-ка специальных сп-тей. В отеч пс-и разработан прочный теоретико - методологический фундамент исслед-я сп-тей. Несколько менее интенсивно разрабатыв-ся собственно диагностические методики. Критерии, по которым судят о выраженности сп-тей: результативность деят-ти, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, степень преодоления неблагоприятных условий среды. Для изучения сп-тей применяют наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деят-ти, экспертные оценки специалистов. Наиболее разработанной проблема дs-ки спец сп-тей яв-ся в зарубежных исслед-ях, поэтому воспользуемся воспользуемся классификацией сп-тей к разным видам деят-ти. Выделяют группы сп-тей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные. Выделение групп сп-тей проводится по 2-м основаниям: по видам психических функ-й (моторные, сенсорные), по видам деят-ти. М-ды изуч-я психомоторных сп-тей: эти сп-ти диагностируются при проведении профотбора на определение профессии, отбора спортсменов. Моторные тесты направлены на изуч-е скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук. Наиболее распространенными тестами яв-ся: тест ловкости пальцев 0'Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими пред-метами Крауфорда. Одной из областей применения сенсорных (главным образом для изуч. особ-тей слуха и зрения) тестов яв-ся клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в разв-и тех или иных сенсорных функ-й, но наибольшее распростр-е эти м-ды получили при проведении психологич-го отбора на профессии в промышленности и военном ведомстве. Изучается зависимость эффективности и качества деят-ти от ур-ня разв-я сенсорных сп-тей, данные об их разв-и привлекаются к анализу причин травматизма, несчастных случаев. Технические сп-ти проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умствен-ных сп-тей, а также высокого ур-ня разв-я сенсомоторных сп-тей, ловкости, физич силы. Л.Терстон рассм технич-е сп-ти как общие умствен-ные. Наряду с общей сп-тью, которая может рассм-ся как общая технич-ая одаренность/опыт, приобретаемый ч-ком в работе с техникой, сущ-ют независимые факторы: пространственные представления (сп-ть оперировать зрительными образами) и техническое понимание (сп-ть правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные). В соответствии с таким разделением на 2 фактора создаются и типы тестов. Самые первые создатели тестов технич-х сп-тей требовали от испытуемых умения собирать технич-ие приспособления из отдельных деталей. В наст.вр. большинство таких тестов созданы в виде бланковых методик.

 

39. Воля - это св-во (состояние) ч-ка, проявляющееся в его сп-ти сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Все волевые действия целенаправленны. Чтобы действовать организованно, т.е. волевым образом, люди учитывают особ-ти своей деят-ти и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их оценивают и в одних случаях к ним приспосабливаются, в других – изменяют их, в третьих – создают новые. Воля яв-ся действенной стороной сознания ч-ка, т.е. таким его качеством, благодаря которому психическая деят-ть влияет на деят-ть практическую. Под влиянием волевых процессов ч-к может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же ч-к благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное св-во личности. Если чк может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей. Воля проявляется в волевых действиях, в выборе мотивов и целей, в регуляции внутренних состояний ч-ка, в волевых качествах личности. Волевое действие определяется как сознательное и целенаправленное. Для понимания всей сложности волевой сферы личности следует учитывать, что человеческая деят-ть состоит не только из произвольных (целенаправленных, преднамеренных), но и из непроизвольных, неволевых действий. Основн волевые качества ч-ка: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность. Воля направляет или сдерживает действия ч-ка, а также организует деят-ть психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям ч-ка, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использ-ся для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний ч-ка, связанном с постановкой проблем свободы воли. Функции воли: 1) выбор мотивов и целей; 2) регуляция побуждения к действиям - при недостаточной или избыточной их мотивации; 3) организация психич-х процессов - в систему, адекватную выполняемой деят-ти; 4) мобилизация физич и психич-х возможностей - при преодолении препятствий к достижению поставленных целей. Структура волевого акта. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осущ-ния каких-либо действий.Волевой акт хар-зует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).Волевой акт может иметь разную структуру, в завис-ти от кол-ва компонентов, и длительность этапов его осущ-ния. Волевые действия бывают простые (при осущ-и которых ч-к без колебаний идет к намеченной цели, т.е. побуждение к действию непосредственно переходит в само действие).и сложные. В сложном волевом акте можно выделить 4 фазы: 1 - возникн-е побуждения и предварительная постановка цели. 2 фаза - обсуждение и борьба мотивов. 3 фаза - принятие решения. 4 фаза - исполнение решения.1-я фаза х-ет начало волевого акта. Он начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформи-ровалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким обр, для возникн-я волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. 2-я фаза волевого акта х-тся активным включением в него познават-х и мыслит-х процессов. Происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осущес-твить выбор. 3-я фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении. 4-я фаза – испол-нение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Особ-ть протекания волевого акта - в том, что механизмом его осуществл-я яв-ся волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения. Волевые процессы - психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий. К вол-м пр-сам относятся высшие психич-е функ-и (произвольное внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное воображение, речь), процессы высшего ур-ня регуляции деят-ти (планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка). Волевая сфера личности - совокуп-ть волевых качеств, характеризующую личность ч-ка со стороны его способ-ти достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Качества: сила и стойкость воли, целеустремленность. Сила воли -степень необходимого волевого усилия, проявленного индивидом ради достижения желаемой цели. Это кач-во проявляется в трудностях, котор приходится преодолевать ч-ку. Стойкость воли – ур-нь постоянства и повторения усилий, прилагаемых ч-ком при достижении цели на протяжении достаточно заметного времени. Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым ч-к преодолевает препятствия при ее достижении. Кач-ва личности, благодаря которым и проявляется воля: самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство. Волевые кач-ва проявляются и в др х-ках личности: локус контроля (склонность ч-ка приписывать ответст-ть за результаты своей деят-ти либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способ-тям), склонность к риску. Тест ВСК направлен на изуч-е волевых качеств индивида. Предназначен для обобщённой оценки индивидуал-го разв-я волевой регуляции, под котор понимается мера овладения собственным поведением в различн ситуациях- способ-ть сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.Опросник ВСК содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. В результате суммарный балл ВСК д.б. в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13.Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в кач-ве ответа вариант «да» или «нет». Иссл-е субъективного контроля. Цель: определить локус субъективного контроля. Методика позволяет сравнительно быстро и эффективно определить ур-нь сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких ч-к. Тест представлен в виде опросника из 44 вопросов. Испытуемому предлаг-ся ответить на вопросы, указав в кач-ве ответа «да» или «нет». Средний ур-нь интернальности характерен для большинства людей. Особ-ти их субъективного контроля могут несколько изменяться в завис-ти от того, представляется ли ч-ку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных соц ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля. Иссл-е настойчивости. Цель: определить ур-нь настойчивости. Бланки с тремя наборами слов для составления предложений. Регистрируется время составления предложений. Испытуемому последовательно предъявляют бланки с наборами слов и просят составить из слов предложения. Трудность составления предложений из 1-го и 2-го набора слов практически одинакова, а из 3-го набора составить предложение практически невозможно, но испытуемый об этом не должен знать. Инструкция: используя все слова набора, напечатанные на бланке, составьте осмысленное предложение. Возможный вывод: умение и желание добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует/присутствует. Иссл-е импульсивности. Цель: определить ур-нь импульсивности.Опросник В.А.Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из котор дана 4-хбальная шкала ответов.Испытуемому предлагают текст опросника с 4-бальной шкалой ответов по каждому вопросу.Возможный вывод: самоконтроль в общении и деят-ти средний. Импульсивно реагирует только на индивидуал-ые раздражители. Жизнь распланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы, только если считают их стоящими. М-ка дs-ки ур-ня школьной тревожности Филлипса. М-ка дs-ки показателей и форм агрессии. М-ка дs-ки предрасположенности личности к конфликтному поведению






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.