Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Х-ки интеллекта






16. Особ-ти мышления. 1-я особ-ть мышл-я - его опосредованный х-р. То, что чел-к не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни св-ва ч/з другие, неизвестное – ч/з известное. Мышл-е всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. 2-я особ-ть мышл-я – его- обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все св-ва этих объектов связаны-друг с другом. Общее сущ-ет и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное-обозна-чение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представле-ниям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Особ-ти мышл-я как процесса следующие: носит опосредствованный х-р; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деят-тью ч-ка. Наше познание окр действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышл - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышл-е позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышл-я - раскрытие отнош-й между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышл-е оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Мышление - процесс познавательной деят-ти индивида, х-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышл: мышл дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деят-сть.

Умозаключение – форма мышления; выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деят-ти. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Виды: Разделительно-категорическое умозаключение. В данном виде дедуктивных умозаключ-й одна посылка - разделительное суждение, а вторая и вывод – категорическое. Причем в категорическую посылку входит одна из альтернатив (или все, кроме одной) разделительного суждения. Раздели-тельно-категорическое умозаключ-е имеет 2 модуса: утверждающе-отрицательный; отрицательно-утверждающий. Формула утверждающе-отрицатель-ного модуса: А есть или В, или С; А есть В; Следовательно, А не есть С. Формула отрицающе-утверждающего модуса: А есть или В, или С; А не естьВ; Следоват-но, А есть С. Условно-категорическое умозаключ-е. Условно-категорическое умозаключ-е состоит из 2-х посылок - условного и категорииче-ского суждений. При этом категорическая посылка состоит из тех же терминов, что основание или следствие условной посылки. Условно-категоричес-кое умозаключ имеет 2 модуса - утвердительный и отрицательный. В утверждающем заключение идет от утверждения основания к утверждению след-ствия. Формула: Если есть А, то есть В; А есть; Следоват-но, есть В. Вывод по этому модусу м.б. и утвердительный, и отрицательный.В отрицающем модусе заключение идет от отрицания следствия к отрицанию основания. Формула: Если есть А, то есть В; В нет; Следоват-но, нет А. Вывод по этому модусу бывает утвердительный и отрицательный; его качественная сторона находится в обратной завис-ти от качествен-го х-ра условной посы-лки. Условно-разделительное умозаключ-е. Умозаключ-е, в котором одна посылка - условное суждение, а другая - разделительное, наз. условно-раз-делительным или лемматическим умозаключением. По кол-ву следствий условной посылки различают дилеммы, трилеммы и полилеммы. Дилемма-это условно-разделительный силлогизм с двумя альтернативами, ибо третьего решения вопроса не сущ-ет. В практике рассуждений встречаются 2 вида дилемм - конструктивная и деструктивная. В конструктивной дилемме из 2-х оснований вытекают 2 следствия. 2-я посылка ограничивает возможность выбора только этими 2-мя основаниями. Заключение признает оба вытекающих следствия. В конструктивной дилемме заключение идет от утвержде-ния оснований к утверждению следствий. Схема конструктивной дилеммы: ЕслиА естьВ, то А естьК; еслиА есть С, то А естьМ; А есть либоВ, либоС; Следоват-но, А есть либоК, либоМ. В деструктивной дилемме из одного основания вытекают 2 следствия: вторая посылка отри-цает оба следствия, а вывод разрушает само основание. Следоват-но, в деструктивной дилемме заключение идет от отрицания следствий к отрицанию оснований. Схема деструктивной дилеммы: Если А естьВ, тоА есть либо С, либоД; А не есть ниС, ниД; Следоват-но, В не естьВ. При определении правомрности выводов лемматических силлогизмов нужно руководствоваться следующим: вывод правомерен, если ход рассуждений направлен от утверждения оснований к утверждению следствий или от отрицания следствий к отрицанию оснований, и неправомерен, если ход рассуждений направ-лен обратно указанному. Вывод: один из видов умозаключ-я - дедуктивное. Формой ДУ яв-ся простой категорический силлогизм, имеющий свои фигуры, модусы, правила.

Мыслительные операции. Мысл-ая оп-я - это один из способов мыслит-ой деят-ти, посредством кот-го ч-к решает мыслит-ые задачи.Понятия и суждения яв-ся такими формами отражения действит-ти, которые получаются в результате сложной умственной деят-ти, состоящей из мыслит-х операций: 1. Сравнени е выделенных объектов. Чтобы отразить с помощью мышл-я какие-либо связи и отнош-я м/у предметами или явле-ниями объективного мира, необходимо в восприятии или представлении выделить эти явления. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Сравнивая выделенные в процессе мышл-я явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие. 2. Абстракция. Чтобы осуществился процесс мышл-я, необхо-димо не только различать отдельные св-ва предметов, но и мыслить эти св-ва отвлеченно от самих предметов. Такая мыслит-ая операция наз абстрак-цией-мысленное отвлечение одного св-ва вещи от др ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.Абстракция яв-ся умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она яв-ся источником познания истины. 3. Обобщение. Абстракция всегда соединяется с обобщением; абстрагированные св-ва предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщенном виде. 4. Конкретизация. Абстракция всегда предполагает противоположную ей мыслит операцию – конкре-тизацию, т.е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действит-ти. В соединении с абстракцией конкретизация яв-ся важным усло-вием правильного понимания действит-ти, т.к. она не позволяет мышл-ю отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации мышл-е становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. 5. Анализ - мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. 6. Синтез- обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о дан-ном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. В основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов. При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение.

 

17. Воображение - особая форма психики, которая м.б. только у ч-ка. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, ч-к может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое др живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что ч-к, исходя из знаний и опираясь на опыт создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Рубинштейн: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”. Воображение- способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”. Существенным признаком воображения яв-ся способность субъекта создавать новые образы. Особ-ть воображения- оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Функции воображ-я. 1. Представляет действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта ф-я воображ-я связана с мышлением и органически в него включена.2.Регуляция эмоциональных состояний. С помощью вообр-я ч-к отчасти удовлетворяет многие п-ти, снимает порождаемую ими напряженность (эта ф-я разрабатывается в психоанализе).3. Воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний ч-ка: восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов ч-к может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоми-наниями, высказываниями.4. Формир-е внутреннего плана действий - способность выполнять их в уме, манипулируя образами.5.Планирова-ние и программирование деят-ти, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.С помощью воображения ч-к управляет многими психофизиологическими состояниями организма, настраивает его на предстоящую деят-ть. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем ч-к может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Виды воображения. Отнош-е ч-ка к процессу воображения непосредственно определяет существование различных ур-ней воображения. На низших ур-нях смена образов происходит непроизвольно, на высших - в ней все большую роль играет сознательное ч-ка к формир-ю образов.В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания ч-ка, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формир-ся и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, ч-к по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деят-ти ч-ка. Эта форма воображения наз. активной. Различают также воображение воспроизводящее (репродуктивное) и преобразующее (продуктивное). В репродуктивном воображ-и ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество (направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм).В продуктивном воображ-и действительность сознательно конструируется ч-ком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Воображение тесно связано с творчеством. Именно воображение формир-ся в процессе творческой деят-ти, а не наоборот. Сущ-ет столько специфических видов воображ-я, сколько имеется видов человеческой деят-ти – конструк-тивное, техническое, научное, художественное, музыкальное. Все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения. Здесь воображение играет положительную роль.

Сновидения относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображ-я. В сновидениях ч-ка находят выражение и удовлетв-е многие жизненно важные п-ти, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинации - фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей ч-ка действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния. Грезы - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием. Мечта - форма особой внутренней деят-ти, заключающ-ся в создании образа того, что ч-к желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени осуществима. Процесс воображ-я редко сразу же реализуется в практич-х действиях ч-ка, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил ч-ка. Необходи-мость мечты сост в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем становится внутренней п-тью личности.

Способы возникн-я образов. Преобразование действит-ти при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах преобразования, которые используются ч-ком неосознанно. 1. агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование - подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве.2. акцентуирование (подчеркивание черт) некоторых сторон отображаемого явления. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Оно активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения, что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности.

3. схематизация, т.е. отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок. 4. типизация, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отнош-и фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Напр, сущ-ют профессионал-ые образы рабочего, врача, художника. Таким обр, в воображении заключена тенденция к иносказанию, использованию образов в переносном значении. Все ср-ва литературного творчества (метафора, эпитет) показывают проявление преобразующей силы воображ-я.

 

18. Галлюцинация (бессмысленная болтовня, бредни, несбыточные мечты) - это не соответствующий внешнему раздражителю образ, возникающий в сознании. Они возникают при сильной усталости, употреблении некоторых психотропных в-тв и при некоторых психических и неврологических заб-ях. Действительность - осуществленная реальность во всей своей совок-ти - реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. Действительность включ в себя также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный х-р в виде различных продуктов человеческой деят-ти - мира техники, общепринятого знания, морали, гос-ва, права. Действительность - объективная реальность как конкретно развитая совокуп-ть природных и общественно-исторических явлений; всё существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, об-ва и духовной культуры в её объективном значении. Действительность обычно противополагается фантазиям, иллюзиям, неосуществленным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованным возможностям и видимости, скрывающей подлинную картину и содержание явлений, событий, взглядов и теорий. Действительность раскрывается как система реально существующих фактов, понятая в их конкретно-историческом взаимодействии, в процессе её саморазвития, в её конкретной сущности, так как она складывается на самом деле независимо от воли и сознания людей, субъекта. Фантазия (воображение) - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их же-лания. Фантазия это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. Т.е. жить образами и пред-ставлениями, рождаемыми в мозговой части ч-ком-мечтателя. Фантазия -необходимый компонент творческой деят-ти ч-ка, котор выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информ-и об условиях и ср-вах достижения цели недостаточно. Мифологизм - это фразеологизм, пришедший из мифологии. Мифология - предание, сказание. Система сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных преданиях, х-ся метафоричностью, верой в чудесное. Мифология призвана объяснить происхождение и устройство мира, место ч-ка в нём. Аллюзия- художественный прием, котор делает жизнь вымышленную более таинственной, более схожей с нашей действительной жизнью, не лишенной загадок.

 

19. Эмоции, сознание, связь эмоций с когнитивными процессами. Эмоция - переживание отнош-й, возникающее в данный момент. Эмоции - прямое ценностное переживание организмом поля «организм/среда», не опосредована мыслями и словесными суждениями, она непосредственна. Она яв-ся решающим регулятором действия, ибо она не только составляет основу сознавания того, что важно, но также дает энергию соответствующему действию, или если действие невозможно, она дает энергию и направление поискам такового. Эмоции - сила, которая снабжает энергией все наши действия. Это язык самого организма; эмоции преобразуют фундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать. Возбуждение трансформируется в специфические эмоции, а эмоции трансформируются в сенсорные и моторные действия. Эмоции яв-ся также сигналами о психологических п-тях организма (эмоция злости яв-ся признаком п-ти в выражении агрессии). Сознание - это результат творческого синтеза основных процессов психики -процесс непосредственного отражения объективной действит-ти органами чувств (перцепции), активного процесса, с помощью котор сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, ур-не и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокуп-тей психических элементов (апперцепции).

Впервые на тесную связь интеллектуальной сферы с эмоциональной указал философ Спиноза. Он считал, что мы не только испытываем эмоции и чувства, но и определен образом называем их, может указать причину их возникн-я, тем самым, эмоции становятся подвластными нам. Ими можно управлять. Согласно К.Левину, поведение представл целостное поле, которое охватывает и субъекта и объект. Чувства определяют ценность того или иного объекта для субъекта и предписывают поведению цель. Интеллект же снабжает поведение средствами (техникой), котор обеспечивает связь субъекта и объекта. Динамику поля образуют чувства, образование структуры поля обеспеч-ют интеллект, направленность человеческому поведению придают мотивы. Эмоции пронизывают все познавател-ые процессы. Так, ощущения облад эмоциональным тоном, т.е. имеют эмоцнональную окраску. Особенно это относ к интероцсптивным ощущениям (не случайно же мы говорим «чувство голода», «чувство боли», хотя это не чувства, а ощущения). Эмоции влияют на восприятие времени (грустные часы длинны, счастливых часов не замечают). Ч-к в состоянии радости склонен воспринимать мир ч/з розовые очки, испуганный же субъект склонен видеть только пугающий объект, такой ч-к с трудом проверяет различные альтернативы. В состоянии повыш-го интереса или возбуждения ч-к м.б. настолько захвачен любопытством, что оказывается не способным к обуч-ю и исследованию.

 

20. Возрастные и половые особ-ти эмоциональной сферы личности. Важность изучения: имеется тесная связь эмоционал-го и интеллектуал-го разв-я. Наруш-я в эмоц-ом разв-и ребенка дошкол возр ведут к тому, что ребенок не может использовать др способ-ти, в частности интеллект, для дальнейш разв-я. Эмоции появляются у ч-ка еще до его рождения. Эмоц-ое разв-е ч-ка проходит путь, аналогичный пути его интеллектуал-го разв-я: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном ур-не разв-я оно высвобождается от непосредственного окружения - родных, близких, в которое ребенок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего и абстрактного, происходит другой, не менее показательный сдвиг - чувство становится избирательным. Меняются способы произвольного реагирования на те или иные эмоции. Напр, маленький ребенок, переживая страх, скорее всего бросится к близким ему людям (матери, отцу). Однако уже в дошкол возр базовые (врожденные) эмоции приобретают соц-ную окраску. Поэтому у подростка бегство от опасности ассоциируется с эмоцией стыда, он выбирает др способ совладания со страхом - старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию или просто игнорирует угрозу, не придает ей значения. С возрастом меняются не только эмоц-ные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. Так, в 3-недельном возр звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но, по мере того как ребенок становится старше, этот же голос может вызвать у него раздражение. Удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у 3-месячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться, т.к. остается дома один, без родительской опеки. В онтогенезе разв-е базалъных эмоций, а также знаний о них формир-ся с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети 2-3 лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. Характерно, что от младших школьников к старшим кол-во учащихся, имеющих правильные знания об эмоциях радости и страха, практически не изменяется. Это свидетельств-ет о том, что окончательное представление об этих эмоциях появляется не позже 9 лет. Бюлер показал, как с возрастом развив-ся положит-е эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере разв-я ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующ ступени разв-я удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На 3 ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деят-ти. В процессе онтогенеза развив-ся способ-ть использ-я эмоц-ной экспрессии в кач-ве ср-ва общения. С возрастом увеличив-ся контроль выражения отрицат-ых эмоций и неизменность его в отнош-и положит-х эмоций. С др стороны, с возр улучш-ся распознавание эмоций по выражению лица. Весь процесс социализации ребенка сопровожд-ся состоянием тревоги, т.к. он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьн тревожности, связанной с учебн процессом. На протяжении младш школьн возр наблюд-ся ее относит-ая устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростк возр, особенно в 9-м кл. В 10-м классе ур-нь тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы. С возрастом гнев как взрыв, не направленный на конкретный объект, встреч-ся все реже и реже, а гнев, направленный на конкретный объект встреч все чаще. Итак, каждый возрастной период х-ся своими особ-тями проявления эмоций и чувств. С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается кол-во понятий, в которых осмысливаются эмоции, что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное-неприятное». Границы эмоц-ных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обознач-я более широкого круга эмоц-ных явлений, чем более старшие дети. Увелич-ся число параметров, по которым х-ся эмоции; вначале их 2 - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту». Если в 5 лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникн-я и определяют первую ч/з вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоц-ной реакцией. Детская эмоциональность зависит от эмоц-ной атмосферы в семье. Половые различия в эмоц-ной сфере. В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжит-ти отрицат-х эмоц-ых реакций у мальчиков и девочек, но с возр их частота и интенсивность у мальч возрастают, а у дев - убывают. Это они объясняют тем, что дев, имея те же агрессивные тенденции, что и мальч, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальч окружающие относятся более благосклонно. В соответствии с разделением соц ролей сформировался определ взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Для девочек старш классов соц среда оказыв-ся более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное знач-е, чем для мальчиков. У женщин эмоц-ная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. Различия в эмоц сфере мужч и женщ связаны с особ-тями воспитания. У женщин весьма желательны эмоц-ная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщ мазохистскую установку. Для мужчин все это достойно насмешек и позора. Мужчины в процессе его воспит-я чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Различия по тревожности. У младш школьников наблюд-ся различия м/у мальчик и девочк по ряду эмоц-ных состояний. Показатели тревожности у мальчиков ниже, чем у девочек, это связано с тем, что девочки с большей осознанностью воспринимают роль школьника. У девочек школьн тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младш классов наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возр. При этом у мальчиков уже в 9 лет показатели самооценочной тревожности начинают сравниваться с показателями школьной тревожности. У мальчиков младш классов наблюд агрессивность, драчливость, гиперактивность. Различия м/у мальч и девочк по тревожности имеются лишь в 12-летнем возр. В старшем подростковом возр (14-15 лет) различия м/у ними не обнаруживаются, а в возр 16-17 лет снова более тревожными оказываются девочки. Различия в склонности к переживанию базовых эмоций. Выявлены значимые половые различия в самооценке печали, тревоги и вины. У девочек и девушек во всех возр группах склонность к страху выражена значит-но больше, чем у мальчиков и юношей. Чем младше школьники, тем склонность к переживанию гнева и печали больше выражена у лиц муж пола, и чем старше школьники, тем больше выражены эти склонности у лиц жен пола. Склонность к радости в 8-9, 12-13 и 16-17 лет выражена у мальч и девоч одинаково, а в возр 10-11 и 14-15 лет- выражена больше у девочек. Мужчины чаще сдерживают проявление эмоций, чем женщины, и больше нуждаются в эмоц-ном участии. При этом мужч чаще игнорируют эмоц-ные проблемы. Женщины чаще сохраняют эмоц-ную безучастность в отношениях. У мужчин эмоц-ные проблемы маскируются или даже отрицаются на ур-не самооценки. Различия в эмоц-ных отношениях к другим. Среди дружащих девочек отнош-я более доверительные, чем среди мальчиков. У девоч стремление к близким дружеским отнош-ям с противоположным полом завязываются раньше, чем у юношей. Различия в св-вах эмоциональности. Отмеч-ся большая эмоц-ная чувствительность и эмоц-ная нестабильность женщин. Лица жен пола явно превосходят лиц муж пола во всех возр группах по эмоц возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длит-ти сохранения эмоций и эмоц-ной устойчивости. Различия в эмоц-ных св-вах и типах л-сти. Лица жен пола уделяют значит большее внимание эмоц-ным аспектам межличностных отнош-й и своим переживаниям. Они более эмпатичны, т.к. девоч морально созревают раньше, чем мальч. У лиц жен пола больше выражена вспыльчивость.

 

21. Патология и эмоции. Во многих случ причинами эмоц-ых расстройств яв-ся различн органические и психич заб-я, эти причины носят индивидуал х-р. Есть даже причины, котор касаются целых слоев об-ва и даже нации. Это особые ценности и установки, устанавливаемые в социуме. Они могут создать психологич-ю предрасположенность к эмоц расстройствам, в т.ч. к переживаниям отрицат-х эмоций и депрессивным и тревожным состояниям. К. Хорни, создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту соц-ную почву, котор способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие м/у христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отнош-я, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на др людей. Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окр мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности. К патологическим изменениям эмоц-х свойств личности относ аффективная возбудимость, слабость, вязкость, истощаемость. Аффективная возбудимость - склонность к чрезмерно легкому возникн-ю бурных эмоц-х вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Форма проявления аффективной возбудимости- раздражительность. Аффективная слабость х-ся чрезмерной эмоц-ной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Разновидность аффективн слабости- гневливость. Аффективная вязкость - инертность, ригидность. К ней относ, напр, патологическая злопамятность. Аффективная истощаемость х-ся кратковременностью ярких эмоц-ных проявлений (гнева, злобы, радости), после которых наступают слабость и безразличие. К ней относ садизм, мазохизм. Как отмечает В.В. Бойко, различные патологии приводят к многим видам извращения эмоц-ных реакций: 1. Эмоц-ная неадекватность (эмоц реакции становятся неадекватными): аутизм; эмоц-е автоматизмы; эмоц-я парадоксальность; парамимия; паратимия; амбивалентность; эхоламия. 2. Идиосинкразия - болезненное отвращение к определенным раздражителям. 3. Эмоц-я лабильность - неустойчивость эмоц-го фона. 4.Эмоц-ое огрубление - утрата тонких эмоц-ных дифференцировок. 5. Поверхность эмоц-ых переживаний - неглубокие переживания. 6. Гипомимия- двигательное угнетение, развивающееся в мимической мускулатуре. 7. Эмоц-я тупость- душевная холодность, бессердечие. 8. Амимия высшая степень гипомимиии. 9. Гипермимия- не обусловлена переживанием эмоций. 10. Алекситимия - сниженная способ-ть или затрудненность в вербализации эмоц-х состояний.
Патологические эмоц-е состояния: 1.Патологич-е аффекты и бредовые идеи. 2.Психич-е травматические состояния. 3.Страхи (фобии): недифференцированные (беспредметные); ночные; неврозы; 4.Гипертемия (повышенное настроение различных оттенков): благодушие; восторг, восхищение; эйфория. 5. Гипотимия (сниженное настроение различн оттенков): угнетенно-подавленное; скучное; тревожное; тоскливое; мрачное. 6. Астеническое состояние. Эмоц-я сфера при различн патологиях: 1. Эмоц-ое нарушение у детей с ЗПР и нарушение интеллекта. При ранних расстройствах шизофренического х-ра, при выраженном психическом недоразвитии наблюд эмоц-я незрелость. При психологическом инфантилизме эмоц-я сфера находится на более ранней ступени разв-я. Эмоции яркие и живые. При ЗПР церебрально-органи-
ческого генезиса появляются наруш-я в эмоц сфере. Отсутствует живость и яркость эмоций, наблюд склонность к эйфории. При ЗПР соматогенного происхожд-я наблюд боязливость, связанная с ощущением своей неполноценности. При ЗПР психогенного происхож-я наблюд боязливость, застенчивость при общении со взрослыми. 2. Эмоц-е особ-ти детей с невротическими проявлениями. Штепа отмечал, что для детей характерны тревожность, напряженность и эмоц-я неустойчивость. 3. Эмоц-е нарушения при поражении различн отделов мозга. Для гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения характерно постепенное обеднение эмоций. Лурия рассм эмоционально-личностные изменения (тупость, эйфория, благодушие) как важнейшие симптомы поражения лобных долей мозга. 4. Эмоц-е нарушения при поражении правого и левого полушария г/м. 5. Эмоц-е нарушения у душевнобольных. 6. Эмоц-е особ-ти больных алкоголизмом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.