Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орнаментальные мотивы русских народов.






Приход русской культуры на территорию Западной Сибири не мог пройти не замечено. Обширное внедрение христианства, строительство русскими жилья с использованием декора с собственными мотивами орнамента оказали неоспоримое влияние на узоры всех туземцев. Хотелось бы отметить, что влияние русского соседства в меньшей степени повлияло на мотив орнамента сибирских казахов, в отличие от их же соседей сибирских татар.

Космогоническая идея о происхождении мира существовавшая в славянских мифах получила отражение в композициях «птицы у древа жизни», или изображение плывущих уточек.

Это иконографическое выражение мифа о творении земли и земной природы, изображение гоголя (селезня, утки), достающего ком земли со дна мирового океана. По преданию, в начале мира земля была покрыта водою, по поверхности которой плавала птица; нырнув и достигнув дна, она в клюве принесла ком земли, из которого стала быть суша − «твердь, отделившая воду от воды». «Птица − один из наиболее распространённых и наиболее удерживающих образов в вышивке. Конь среди сюжетов приоритетно выделен, но по времени бытования он проигрывает первенство птицами». Птицами были лебедь, утка, петух, голубь, павлин, орел.

Растительный орнамент самая большая группа узоров. Этот вид орнамента прослеживается в вышивке, росписи и резьбе по дереву.Их цветочный орнамент продолжал носить собирательный образ живой природы.

Другим видом орнамента является геометрический узор, который пришел из глубокой древности, когда многие из них имели определенный символический смысл. Им часто украшают праздничные обрядовые предметы: полотенца, женские рубахи, головные уборы.

Часто в орнаменте используется сюжет. По отношению к геометрическому орнаменту он сложился в более позднюю эпоху − эпоху славянского язычества. Часто в композициях на первом плане оказывается Мать − земля. Птицы в ее руках — это стихии, а дерево жизни прорастает из ее головы, означающее вечно живую природу.

Среди изображений мезенской росписи на себя обращает внимание дерево, также встречающееся в композиции с конями либо с птицами. Оно изображается в виде мощного ствола без кроны, покрытого ромбическими знаками, которые в трактовке академика Б. А. Рыбакова означают плодородие, внизу изображение, как правило, заканчивается большими закрученными «корнями», часто между ними помещено зерно, из которого оно выросло. Это символ «древа животного» − дерева жизни, которое часто встречается в сюжетах растительной орнаментики Древней Руси, в вышивке, ювелирных украшениях, белокаменной и деревянной резьбе.

Образ дерева распространен и в музыкальном фольклоре, это сюжеты хороводных песен с игровым, театральным началом.

Многие мотивы орнамента у народов близки как по символическому представлению, так и изобразительной части. Растительный вид орнамента превалируют над другими, что можно объяснить глубокой связью между человеком и природой, а также и то, как человек был близок к природе, наделяя ее сверхъестественными способностями, с уважением относясь к ее дарам.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.