Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Омской области






Особенности символической системы народов

Трехцветная система в духовной и материальной культуре народов Омской области

«Цвет − одна из мощных универсалий традиционной культуры. Известно, что символике цвета придавалось огромное значение, например, в обрядовой одежде, цветовые маркировки встречаются и среди образцов устного народного творчества, и в песенном фольклоре».

Принято считать, что кроме психологического воздействия цветов отмечается и биологическая врожденность предпочтений. «Этническая функция цвета реализуется через знаковые системы и пронизывает физиологическую, психологическую, эстетическую и социальную сферу».

В культуре народов чаще сталкиваемся с бытованием трех цветов − красного, белого, черного. «Цветовой код имеет особое значение, являясь одним из важнейших элементов, при помощи которого формировалась модель мира».

В русском представлении о цвете большую роль играет белый цвет. Существуют предания о белой березе. Приход русского суперэтноса на территорию Сибири, представим как прорастание березы. «Исчезновение аборигенов связанно с появлением в их местах белой березы (белого дерева, белого леса). Большое сходство преданий связывает березу с «роковым» деревом, которое вызывает гибель туземцев. Предположительно, такой образ связан с верованием. Символ белой березы прослеживается, например, в мезенской росписи, где белый, условно, это цвет дерева, бересты (рис. 25). Также считается, что он возник в среде нерусских людей, вероятнее всего татар во времена населения земель русскими. Более глубоким семантическим пластом является одно из исконных значений белого цвета в традиционной народной культуре. Символика белого цвета включает в себя представление о чужом, принадлежащем иному миру, опасном, белый − это цвет смерти. На протяжении долгого времени, включая и начало XX века, траурную одежду и одеяние для покойника в русской деревне, во многих регионах России, шили из белой ткани – белый саван.

Значение черного цвета обычно одновалентно. Существуют упоминания о черном цвете, в значении аборигенов, или татар. Имеется предание, в котором, белый зверь убегает от черного, где черный понимается как татарское гонение русских. В имени Черного Арапина, персонажа эпических песен южных славян, эпитет «черный» не связан с цветом его кожи, а напрямую идет от символа врага. Негативное значение черного цвета в общемировом контексте рассмотрел В. Тэрнер, исследовавший универсальную триаду цвета.

Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его промежуточная позиция в троичной системе, между белым и черным. Большая группа персонажей святочного и масленичного ряженья маркирована этим цветом. Наиболее часто отмечаются такие особенности их внешнего облика, как красный цвет маски, красный пояс, штанина, рукав, рубаха. О характерности красных рубах в костюмах ряженых сообщает этнограф В. Ф. Кудрявцев: «Самый же обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном …». В пространственном обозначении красному цвету соответствуют маргинальные зоны, например порог, ворота, мост − суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого. Во многих регионах Приобья существовало понятие «красный» лес. Что означало не только его цвет при обработке, но и качество идентичное его характеристикам: ровный, смолистый, прямослойный, тем самым лучшим образом пригождающимся для строительства.

В казахской культуре практически подобное отношение к универсальной цветовой триаде. Отношение к черному цвету однозначно как к цвету скорби. Примером может служить ритуал забоя скота на торжество. Из стада выбирался коричнево-белый баран и ни в коем случае не черный, что являлось нехорошим предзнаменованием. Также, согласно традиции, по умершему в течение длительного времени носились траурные черные одежды.

Еще одной традицией связанной с цветом является обряд постановки стяга перед юртой умершего. Цвет поставленного стяга зависит от возраста умершего: для молодого − красный, старика − белый, человека средних лет − красно-белый. Скорее всего, красный считается цветом, позволяющим оценить возраст умершего по наполнению крови. Молодой человек, полный сил, крови, здоровья олицетворялся с красным цветом. Свадебное платье невесты чаще всего шили также из красной ткани, чтоб показать ее красоту и пылающее здоровьем тело. На Руси также в большей степени красный цвет отождествлялся с силой, красотой и здоровьем.

Белому цвету присуще положительное значение в свадебном наряде казашки. Головной убор невесты «саукеле» с белого шелка, говорит о том, что дочь любима отцом, что невеста чиста как этот шелк белого цвета.

В этом же цвете в казахской культуре представлен еще один головной убор − «жаулык» − белый платок замужних женщин. Носить его могли матери и бабушки, тем самым почитались остальными. По старинному поверью, свадебный платок в русской обрядности обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов − красного и белого. Красный цвет − цвет мужчины, белый − цвет женщины, их сочетание означал брак.

По словам В. Б. Богомолова, «шкала цветовых предпочтений у сибирских татар очень устойчива. Она несет в себе отпечаток древнетюркских традиций, а также норм ислама, которые далеко не всегда совпадают друг с другом». Например, погребальная традиция в доисламский период несла в себе признаки шаманизма. Одним из важнейших элементов любой веры явились погребально-поминальные обряды. Обнаруженные в ходе полевого обследования постройки в виде столбов с красными поперечными зарубками говорят о ритуальной функции красного и олицетворяют «небесную лестницу». Такая же зарубка была найдена и у шаманов шорских и алтайских народов.

«Для ислама характерно сочетание поэтичности, узорчатости, яркости. Здесь сложилось четкое учение о цвете, его символическом значении. То что сибирские татары не противопоставляют белый и черный цвета, соответствует исламской традиции»

Как пишет В. Б. Богомолов, «черный тон, темнота, тень в Коране не обладает негативной оценкой, а в представлении сибирских татар у черного цвета нет негативного значения». При этом во многих словах или сочетаниях народа заложено субъективное отношение к цвету. Так, например, черный сопряжён в словах − дурной человек, чужой человек, несчастье.

Символика красного цвета у сибирских татар в доисламский период в некоторых случаях олицетворяла солнце − в древности главное божество многих народов, которое в свою очередь несло доброе знамение, успех, счастье, жизнь. Если перейти к семантике слов, то можно заметить, что слово «Ал» – красный, имеет значение силы и мощи. Наглядным примером служит обряд, когда молодые оставались впервые наедине после свадьбы, невеста протягивала жениху белый платок, говорящий о ее невинности и чистоте, а утром, после свадьбы, на молодую жену надевали красный платок, олицетворяющий женскую плоть и силу родить ребенка.

Цвет жертвенного животного также имел особое символическое значение. В некоторых населенных пунктах тарских татар считалось, что в качестве жертвы для обряда вызывания дождя подходит только баран голубого цвета (чисто белого). З. А. Баширова пишет, что, курдакско-саргатские татары приносили в жертву животных исключительно белой масти, что по ее мнению, было связано с почитанием неба.

Таким образом, можно сделать вывод, что часто одни и те же цвета у народов с различными этническими корнями, культурными и историческими традициями несли в себе очень близкую символику. А самая значительная разница в восприятии цвета проявилась у народов, принадлежавших или к кочевой, или к земледельческой культуре. Правда, постепенно эти различия стирались, что было связано с изменением образа жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.