Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематически повышать свою квалификацию, участвовать в работе по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала по своей специальности.






Врач-стоматолог-хирург должен владеть современными методами диагностики и лечения хирургических заболеваний челюстно-лицевой области у детей и использовать теоретические знания и практические навыки в области детской стоматологии в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Врач-стоматолог-хирург осуществляет: профилактику, диагностику и лечение хирургических заболеваний челюстно-лицевой области у детей, снижение распространенности, интенсивности и прироста интенсивности хирургических заболеваний челюстно-лицевой области у детей (травм, воспалений, опухолей челюстно-лицевой области и т.д.). Проводит диспансеризацию детей с хирургическими заболеваниями челюстно-лицевой области и анализирует её эффективность. Оказывает неотложную стоматологическую помощь хирургического профиля в полном объеме в амбулаторных условиях и в условиях стационара. Осуществляет санитарно-просветительскую работу среди населения по профилактике хирургических стоматологических заболеваний челюстно-лицевой области. Направляет в установленном порядке детей с хирургическими заболеваниями челюстно-лицевой области на стационарное лечение в челюстно-лицевое хирургическое отделение. Взаимодействует в деятельности с врачами-педиатрами и врачами-специалистами детских поликлиник.

Профилактика стоматологических заболеваний детского населения признана общегосударственной задачей и проводится на федеральном и территориальном уровне в виде составной части комплексной программы оздоровления населения. Здоровье полости рта ребенка рассматривается как часть общего состояния его здоровья. Стоматологическая помощь детям включает в себя не только систематическую санацию полости рта и санитарное просвещение детей и их родителей по вопросам профилактики, но и назначение специальных средств профилактики стоматологических заболеваний.

Практическое осуществление первичной профилактики стоматологических заболеваний детского населения возможно как развитие популяционной, групповой и индивидуальной профилактики и предполагает повышение личной ответственности каждого ребенка за гигиеническое состояние его полости рта, системное и местное применение фторида натрия, ограничение приема сахара, систематическую чистку зубов с раннего возраста. Мероприятия по профилактике осуществляются педиатрами, акушерами-гинекологами, средним медицинским персоналом, воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями общеобразовательных учреждений, родителями. Основная роль стоматолога состоит в обучении медицинского и немедицинского персонала методам профилактики, осуществления контроля эффективности мероприятий. Профессиональная первичная профилактика стоматологических заболеваний предусматривает проведение таких процедур, как удаление зубных отложений, запечатывание фиссур на поверхности зуба материалом светового отвержения, покрытия зубов лаком, содержащим фтор, контроль качества индивидуальной гигиены и диагностику ранних стадий заболеваний зубов и пародонта.

Вторичная профилактика стоматологических заболеваний детского населения проводится стоматологами в рамках систематического планового лечения кариеса зубов и болезней пародонта на всех стадиях заболевания.

Для анализа стоматологической заболеваемости используются показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов. Распространенность кариеса определяется процентом лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удаленные зубы. Показатель интенсивности кариеса (индекс КПУ) определяется средним количеством зубов, пораженных кариесом и его осложнениями, запломбированных и удаленных у детей определенной возрастной группы. Наиболее показательными возрастными группами населения являются 6, 12 и 15-летние дети. В 6 лет начало прорезывания постоянных зубов; в 12 лет начало формирования постоянного прикуса, а в 15 лет окончательное прорезывание постоянных зубов и формирование постоянного прикуса. Факторами, влияющими на формирование прикуса, являются: заболевания пародонта, отсутствие зубов, кариес зубов.

Оценка эффективности проводимой профилактики стоматологических заболеваний детского населения определяется следующими критериями:

§ процент здоровых детей (распространенность стоматологических заболеваний),

§ индекс КПУ (степень интенсивности кариеса зубов),

§ сравнение полученных результатов с исходными данными.

Реальное снижение стоматологической заболеваемости у детей главным образом зависит от своевременных профилактических мероприятий. Результативность профилактических программ возможна при полноценном функционировании всех звеньев предоставления профилактической помощи детям, начиная с антенатального периода развития, младенческого, дошкольного, школьного возраста и продолжая на входе во взрослую жизнь. Одним из наиболее весомых звеньев этой цепи является школьная стоматология, когда ребенок в течение 8-10 лет может получать комплексную профилактическую помощь. Школьный стоматологический кабинет является удобной формой организации работы с детьми в условиях организованного коллектива, где есть все возможности для обследования детей, выявления факторов риска, проведения лечебно- профилактических мероприятий с индивидуальным подходом, под постоянным контролем медицинского персонала и в тесном контакте с педагогами и родителями.

К сожалению, существующий в данный момент уровень организации работы врача-стоматолога в школе (миграция из школы в школу, отсутствие единой документации, позволяющей определить распространенность, уровень интенсивности заболеваний, эффективности проводимой лечебно- профилактической работы конкретного врача) не позволяет достигать улучшения стоматологического здоровья детей, а оснащение многих школьных стоматологических кабинетов не соответствует современным требованиям.

К тому же, в переходный период к новым экономическим отношениям в России стали закрываться школьные стоматологические кабинеты, соответственно произошло значительное снижение уровня и качества диспансеризации детей. И это произошло, когда был накоплен достаточно богатый опыт по организации школьной стоматологии, который перенимали зарубежные коллеги, в последующем адаптировавшие его к современным условиям и сегодня с успехом демонстрирующие нам колоссальные успехи профилактических программ, достижение высокого уровня гигиены и низкой распространенности кариеса у населения.

С другой стороны, стоматологические образовательные программы для детей, осуществляемые с 1986 и посей день, силами врачей-стоматологов или при поддержке компаний, производящих средства и предметы гигиены полости рта во многих городах России показали свою значительную эффективность. В среднем реализация программ стоматологической профилактики дает снижение прироста кариеса на 50%- 100%. Только проведение систематических профилактических осмотров, раннее выявление стоматологических заболеваний и информирование обследуемых, уже дает снижение интенсивности кариеса у детей. В большинстве программы включали проведение уроков гигиены полости рта, коррекцию навыков и проведение контролируемой чистки зубов. Профессиональные методы индивидуальной профилактики (профессиональная гигиена, полоскания реминерализующими растворами, покрытие фторлаком, герметизация фиссур, применение стеклоиономерных цементов для пломбирования молочных зубов) в некоторых программах применялись выборочно. В итоге, стоматологи приобрели знание, как сохранить здоровье детей, но на данный момент нет комплексного и масштабного подхода для реализации таких программ на уровне страны (т.е. преемственности работы между детской и взрослой стоматологическими поликлиниками, ведение единой карты с периода антенатального развития и до окончания школы, финансирования).

Не внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний на государственном уровне приводит к низкому уровню знаний у населения по гигиене полости рта, недостаточной мотивации к проведению профилактических мероприятий и, как следствие, плохому стоматологическому здоровью у большинства представителей различных возрастных групп (дети, подростки и родители) населения, что подтверждается множеством проведенных социологических исследований. Во многих семьях родители не уделяют внимание выработке установки сохранения здоровья и профилактике заболеваний, а, напротив, чаще своим примером демонстрируют модель поведения «болит - лечим». 67% родителей не придают большого значения патологии зубов, приводя детей к врачу при появлении жалоб. Лишь 14% детей, из числа обратившихся, получают помощь в день обращения. Низкая обращаемость связана еще и с тем, что всего 1% родителей доверяют уровню оснащения государственных детских стоматологических учреждений и 18, 7% родителей, присутствовавших во время лечения своих детей, оценили уровень квалификации врачей, как высокий. Необходимость сопровождения ребенка в стоматологическую поликлинику родителем, больших временных затрат на дорогу и ожидания приема, особенно в крупных городах, также снижает обращаемость из-за занятости родителей на работе. Это является недостатком централизованной стоматологической помощи и диспансеризации.

Анкетирование врачей стоматологов, оказывающих помощь детям, подтверждает низкий уровень знаний у пациентов, так как превалирует обращаемость в поликлинику при осложненных формах кариеса, а не за профилактическими и гигиеническими услугами, которые врач не может предоставить в полном объеме из-за загруженности лечебной работой.

Изучение знаний детских врачей-стоматологов относительно современных методов индивидуальной профилактики, показало, что у стоматолога общей практики они ниже в два раза, чем у профильных специалистов. Частота применения эффективных профилактических и лечебно-профилактических технологий, таких как: герметизация фиссур, глубокое фторирование, пломбирование стеклоиономерными цементами молочных зубов и применение отсроченных методов лечения кариеса более высокая среди стоматологов коммерческих учреждений. В государственных учреждениях 80% врачей не удовлетворены оснащением рабочего места и 84% хотели бы сменить рабочее место.

Отсутствие достаточного финансирования в государственной стоматологии снижает не только возможность внедрения новых лечебных технологий, но и не позволяет в полном объеме предоставлять профилактические услуги.

С учетом вышеперечисленного вновь возникает необходимость возрождения децентрализованного метода оказания санационно - профилактической помощи и создания современных стоматологических кабинетов в организованных детских учреждениях, где врач, постоянно наблюдающий определенный контингент детей, имеет возможность систематического проведения профилактических мероприятий в коллективе. Так же требуется система, определяющая качество оказываемой лечебно- профилактической помощи детям.

Сегодня все усилия Стоматологической Ассоциации России направлены на поиски возможностей для возрождения школьной стоматологии в новых условиях. Разработана модель организации работы школьного стоматологического кабинета в новых социально – экономических условиях. Она предусматривает: 1). Привлечь гигиениста – стоматологического к работе с врачом стоматологом в целях повышения эффективности и качества оказания лечебно – профилактической помощи в условиях школьного стоматологического кабинета. 2). Выявить факторы риска стоматологических заболеваний у детей различных возрастных групп. 3). Выявить уровень знаний детей по гигиене полости рта, создать мотивацию у родителей к сохранению и поддержанию стоматологического здоровья их детей. 4). Организовать санитарно – просветительскую работу в школьном стоматологическом кабинете. Обучить детей методам чистки зубов и обеспечить контроль за гигиеной полости рта. 5). Разработать и внедрить индивидуальные планы лечебно- профилактических мероприятий для детей в условиях организованного детского коллектива. 6). Обеспечить оказание качественной лечебно - профилактической помощи детям в школьном стоматологическом кабинете с использованием материалов компании VOCO.

Широкомасштабное внедрение профилактических программ должно значительно снизить уровень заболеваемости кариесом среди детского населения, увеличить экономическую рентабельность профилактической и лечебной помощь за счет высвобождения врачей-стоматологов и достижения тесного контакта с родителями и педагогами.

Специальные показатели деятельности детской стоматологической поликлиники:

. Удельный вес нуждающихся в лечении от числа осмотренных детей в возрасте до 3-х лет.

. Удельный вес нуждающихся в лечении от числа осмотренных дошкольников.

. Удельный вес нуждающихся в лечении от числа осмотренных школьников.

2. Удельный вес санированных от числа нуждавшихся в санации полости рта среди профилактически осмотренных детей до 3-х лет (дошкольников, школьников).

3. % детей, охваченных профилактикой кариеса:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.