Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Примеры мер по реализации международных обязательств






Частными примерами конкретных мер по реализации международных обязательств в экологическом законодательстве РК, на наш взгляд, могут быть следующие:

1) запрет на производство и использование пестицидов (ядохимикатов), в составе которых имеются стойкие органические загрязнители, предусмотренные международными договорами РК (п. 4-1 ст. 239 ЭК), следующий из Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 года;

2) экологические требования при производстве и использовании потенциально опасных химических веществ (ст. 280 ЭК с изменениями, внесёнными Законом от 03 декабря 2011 года в целях реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 года), Правила обращения со стойкими органическими загрязнителями и отходами, их содержащими, утвержденные Приказом Министра охраны окружающей среды РК от 24 февраля 2012 года № 40-п;

3) разрешительная система на эмиссии в окружающую среду, со временем ужесточающая требования к природопользователям согласно принятым международным обязательствам. В частности, Законом от 03 декабря 2011 года внесено требование о том, что с 01 января 2013 года при выдаче разрешения на размещение отходов производства и потребления включаются показатели программы управления отходами, отражающие уменьшение накопленных объёмов отходов и снижающие их вредное воздействие на окружающую среду за период действия разрешения. В условия природопользования при выдаче разрешения на эмиссии в окружающую среду в части размещения серы включаются показатели программы по уменьшению накопленных объёмов серы и снижению её вредного воздействия на окружающую среду за период действия разрешения (п. 1-1 ст. 70 ЭК);

4) запрет на сжигание мусора на буровых платформах (баржах), а также другие экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря (ст. 262 ЭК), направленные на реализацию Тегеранской конвенции по Каспию;

5) установление трёх уровней опасности отходов с учётом Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года (п. 2 ст. 287 ЭК)[21];

6) введение процедуры обязательных общественных слушаний по проектам, реализация которых может непосредственно повлиять на окружающую среду и здоровье граждан, включая планы мероприятий по охране окружающей среды, разработанные для объектов I и II категории для получения разрешений на эмиссии в окружающую среду (п. 3 ст. 57 ЭК);

7) обязательность оценки воздействия на окружающую среду для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения (п. 1 ст. 36 ЭК);

 

8) право свободного доступа к общедоступным государственным информационным ресурсам экологической информации согласно Орхусской конвенции (п. 1 ст. 164 ЭК)[22];

9) ряд нормативных правовых актов по вопросам использования возобновляемых источников энергии[23], потенциально направленные на снижение энергоёмкости экономики и негативного воздействия на экологию сектора производства электрической и тепловой энергии, что, в целом, согласуется с ДЭХ, Протоколом к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (Лиссабон, 17 декабря 1994 года, Протокол ратифицирован Указом Президента РК от 18 октября 1995 года № 2537), Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года;

10) принятие программ, планов и стратегий, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды, включая реализацию международных обязательств РК (например, Стратегический план МООС на 2011 - 2015 годы, утверждённый Постановлением Правительства РК от 8 февраля 2011 года № 98, Стратегический план развития РК до 2020 года, утверждённый Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922 и другие).

Перечислена в качестве иллюстрации лишь малая часть положений законодательства, отражающих принятие со стороны РК конкретных мер в развитие исполнения международных обязательств.

Казахстан проводит мониторинг исполнения экологических международных договоров, для чего существует отдельный Департамент международных экологических соглашений МООС. Ведутся государственные кадастры, а также выполняются доклады по реализации соответствующих конвенций[24] и национальные доклады о состоянии охраны окружающей среды.

В июне 2009 года МООС создан Национальный Орхусский центр РК на базе РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» в целях реализации Орхусской конвенции[25].

При Правительстве РК создан Совет по устойчивому развитию РК. Его функциями являются выработка предложений по различным направлениям, включая сохранение биологического разнообразия и культурного наследия; снижение выбросов, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ; доступ к питьевой воде, решение трансграничных, в том числе водных проблем; использование новых и экологически безопасных технологий; энергоэффективность и энергосбережение; радиационная и химическая безопасность и управление отходами; предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения[26].

VII. Пути развития национального экологического законодательства с учётом международных обязательств РК

Как видим из предложенной классификации обязательств РК по международным договорам, РК приняла на себя ряд конкретных и общих обязательств в сфере охраны окружающей среды, в том числе обязательства по защите окружающей среды от вредных воздействий и снижению загрязнений.

Данные обязательства соответствуют Конституции РК, согласно которой РК ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ст. 31).

Экологический кодекс устанавливает, что достижение государством цели по обеспечению благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека является одной из экологических основ устойчивого развития РК (подп. 1 ст. 4 ЭК).

Законодательство Казахстана в сфере охраны окружающей среды и её отдельных объектов является обширным и достаточно детализированным. Вместе с тем, правоприменительная практика выявляет пробелы и несовершенство по отдельным вопросам правового регулирования[27].

По результатам проведённого обзорного анализа международных договоров РК и некоторых национальных докладов по их исполнению, а также с учётом правоприменительной практики и принятых за последнее время нормативных правовых актов РК очевидны следующие тенденции, учитывающие международные обязательства РК:

· совершенствование национального экологического законодательства, в том числе, в целях перехода к «зелёной экономике»;

· усиление по ряду позиций национальных экологических требований;

· усиление государственного экологического контроля в сфере эмиссий в окружающую среду.

Стратегический план МООС на 2011 - 2015 годы, утверждённый Постановлением Правительства РК от 8 февраля 2011 года № 98, предполагает изменения и дополнения в законодательство по вопросам системы управления коммунальными и промышленными отходами; экономических инструментов регулирования и предотвращения загрязнения окружающей среды; экологического нормирования и проектирования; системы экологических требований к осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами; упрощения разрешительной системы; перехода на действенные механизмы комплексных экологических разрешений; совершенствования определения оценки ущерба, нанесённого окружающей среде; развития системы мониторинга охраны окружающей среды.

Стратегический план МООС также предусматривает создание Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов; увеличение удельного веса выявляемых нарушений экологического законодательства; создание условий для формирования принципов «зелёной» экономики; снижение валового количества различного рода эмиссий; уничтожение стойких органических загрязнителей в РК; стабилизацию и улучшение качества окружающей среды; создание условий по сохранению и восстановлению экосистем; применение повышенных требований к проектам разработки нефтяных месторождений на Каспии; продолжение работы по подготовке новых проектов протоколов к Тегеранской конвенции и прочие мероприятия.

Стратегический план развития РК до 2020 года, утверждённый Указом Президента РК от 1 февраля 2010 года № 922, определяет необходимость оптимизации системы управления устойчивого развития «зелёной» политики низкоуглеродной экономики в вопросах привлечения инвестиций, решения экологических проблем, снижения негативного воздействия антропогенной нагрузки, усиления ответственности природопользователей по снижению эмиссий в окружающую среду, а также комплексной переработки отходов.

МООС, как нам известно, в настоящее время ведёт работу по упрощению процедуры выдачи экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду в соответствии с перечисленными программными документами. Кроме того, создана Рабочая группа при МООС по рассмотрению предложений природопользователей по ряду вопросов экологического законодательства, выдвинутых на Экологическом форуме, состоявшемся в Астане, 30 мая 2013 года.

Большое значение в Республике придаётся глобальной международной инициативе РК «Зелёный мост»[28], которая может в рамках её дальнейшего развития выступить «практическим механизмом международного перехода к «зелёной» экономике через поощрение технологического прогресса, повышение опыта управления окружающей средой и улучшение правовых, экономических и институциональных условий».[29]

Основным направлением Программы партнёрства «Зелёный мост» является международное сотрудничество для обеспечения «зелёного» экономического роста посредством передачи технологий, обмена знаниями и обеспечения финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов в Центральноазиатском регионе[30]. Программой предполагается передача новейших «зелёных технологий» передовыми странами развивающимся странам и создание свободных рынков для «зелёных товаров»[31].

Международные экологические инициативы РК сопровождаются принятием конкретных мер по их реализации. В частности, в РК принята Концепция по переходу РК к «зелёной экономике»[32], и в феврале 2014 года подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в 8 кодексов и 13 законов с целью приведения действующего законодательства в соответствие с Концепцией. Принятие других мер в этом направлении предусматривается Планом мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зелёной экономике» на 2013-2020 годы[33], включая среди прочего, создание Совета по переходу к «зёленой экономике» при Президенте Республики Казахстан и меры по совершенствованию системы управления отходами.

Целью государства является внедрение низкоуглеродной или «зелёной» экономики, которая позволит сократить выбросы различных вредных веществ, предотвращая и снижая загрязнение окружающей среды. Министр охраны окружающей среды РК г-н Н. Каппаров в интервью газете «Казахстанская правда» подчеркнул, что «для Казахстана устойчивое развитие и «зелёная» экономика являются не теоретическими понятиями, а жизненно важными вопросами»[34].

VIII. Заключение

Проведённый анализ показывает, что международные обязательства Казахстана оказывают существенное влияние на национальное экологическое законодательство РК, в том числе на вопросы регулирования эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду. Полагаем, что это влияние получит дальнейшее развитие.

В этой связи представляется актуальным проведение дальнейших системных исследований в рассматриваемой сфере с целью выработки предложений по совершенствованию казахстанского природоохранного законодательства и учёту международных обязательств Казахстана в правоприменительной, в том числе судебной, практике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.