Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 11, 12. Речевое воздействие. Методы речевой диагностики. Общие выводы.

1. Речевое воздействие – это влияние на человека при помощи реч с целью убедить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации и т.д.

В теории речевого воздействия важно разграничить два понятия воздействия и манипулирования.

Манипулирование – это воздействие на человека с целью побудить его сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т.д. бессознательно или вопреки его собственному мнению, намерению.

Наука о речевом воздействии включает изучение средств как собственно речевого воздействия, так и средств манипуляции.

Вообще существует целая наука о речевом воздействии. Она объединяет усилия представителей многих отраслей знания. Базовыми для нее являются психология и риторика. Термином речевое воздействие Стернином И.А., обозначается наука об эффективном общении. (1993-2003).

В ХХ веке ряд социально- политических причин в русле развития свободы, личности, равенства людей, все это обусловило появление знаний о том, как убеждать равному равного. Еще в античных демократиях речевое воздействие играло заметную роль, но сошло на нет в период тоталитарного средневековья. В нынешних условиях нужно убеждать людей, причем даже детей, а иногда и людей неравных по уровню образования, культуры и т.п. при выборах, в условиях плюрализма мнений и политической жизни, в условиях политической борьбы - политикам необходимо учиться убеждать людей в своей правоте.

В настоящее время наука о речевом воздействии имеет следующую сруктуру:

· Риторика как наука об эффективной публичной речи.

· Деловое общение как наука об эффективном общении для достижения предметной и информационной цели.

· Реклама как наука об эффективном продвижении товара на рынке (в ее текстовой, языковой составляющей).

Выделяются следующие виды речевого воздействия:

1. Доказывание – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.

2. Убеждение – значит вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно - эмоция, и эмоциональное давление.

3. уговаривание – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу просто так, потому, что нам этого очень хочется. Уголваривание всегда осуществляется эмоционально, интенсивно, использует личные мотивы и основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения.

4. Клянченье – это попытка добиться от собеседника результата путем многократного эмоционального повторения просьбы.

5. Внушение – это побуждение собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите, без обдумывания, без критического осмысления.

6. Принуждение – это значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается на психологическом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угроз и т.п.

 

Выделяют два аспекта речевого воздействия – вербальный и Невербальный. Вербальное – осуществляется при помощи слов. Невербальное – при помощи жестов, мимики, поведения во время речи, внешность говорящего, дистанция между собеседниками и др. несловесных средств, которые сопровождают речь.

Еще одно важное понятие о речевом воздействии – коммуникативная позиция говорящего. Она отражает степень коммуникативной влиятельности, авторитетности говорящего по отношению к его собеседнику. Коммуникативная позиция человека влияет на эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника.

Сама коммуникативная ситуация может быть сильной (начальник - подчиненный, старший – ребенок и т.п.) и слабой (ребенок против взрослого, подчиненный - начальник и т.п.)

Ключевой момент в науке о речевом воздействии – это усиление коммуникативной позиции личности в процессе общения, защита личностью своей коммуникативной позиции собеседника.

Практическое обучение речевому воздействию на современном этапе очень актуально. У населения многих стран бывшего СНГ отсутствует понятие коммуникативной грамотности, которое должно быть таким же актуальным как медицинская, техническая, политическая грамотность. Коммуникативная грамотность человека проявляется в том, что он знает нормы и традиции общения, законы общения, правила и приемы эффективного общения, адекватно применяет свои коммуникативные знания в конкретных ситуациях общения в родном и иностранном языках. Коммуникативная грамотность для современного человека - необходимое условие его эффективной деятельности в самых различных сферах.

2. Речевая диагностика – отрасль психологической диагностики, обеспечивающая методический инструментарий психолингвистики, а также смежных наук. Само понятие «психологический диагноз» обозначает конкретный результат работы психолога, направленной на выяснение сущности тех или иных психических проявлений и прогноза их дальнейшего развития. Методы речевой диагностики помогают обеспечить профориентацию, отбор в специализированные вузы, подготовку специалистов «речевых профессий»: лекторов, дипломатов, журналистов, юристов, педагогов.

Направления речевой диагностики рассматриваются в соответствии со сферами ее применения: а) исследования речевых механизмов, б) клиническая экспериментальная практика в) психолого-педагогическая сфера, г) социально-психологическая практика и др.

При отборе и конструировании методик исследователи обычно руководствуются имеющимися концепциями речевого механизма, а также традиционными требованиями к психодиагностической процедуре.

Предмет речевой диагностики по классической схеме включают следующие аспекты:

1. теоретические и методологические принципы построения инструментария речевой диагностики и формирования диагностических заключений;

2. методы и методики диагностики речевых явлений и личностных особенностей в речи человека;

3. дифференциальную психометрику как математизированную методологию изучения речевых явлений;

4. нормативные требования к речевым методикам и их использованию.

Общая психодиагностка ставит задачу обеспечения не только грамотного диагноза, но и прогноза.

Нормативные требования к конструированию речевых методик.

Для измерительных методик:

· четкое формулирование предмета, цели и области применения методик, в руководстве должно быть теоретическое обоснование, принципы отбора и конструирования задания и способы обработки данных;

· процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации текстового балла (по статистическим и критериальным нормам), выводы на основе текстового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

· текстовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в области применения теста, другие разработчики должны иметь возможность повторить стандартизованное исследование и разработать частные стандарты;

· выделенные нормативы должны соответствовать окнкретному возрасту испытуемых;

· необходимо вести банк данных, собранных по тексту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики;

· строгое следование требованиям психометрики необходимо при адаптации тестов, разработанных за рубежом, чтобы убедиться в пригодности зарубежного теста, психолог должен уметь повторить процедуру, с помощью которой конструировался и обосновывался этот тест.

 

Несколько другие требования предъявляются к экспериментальным речевым методикам. Например: указание квалификации эксперта, документирование промежуточных этапов и др.

Методика, не удовлетворяющая перечисленным требованиям не может считаться профессиональной психодиагностической методикой.

 

В современной физиологии еще довольно сильна тенденция представлять всякую речевую деятельность как реализацию одних и тех же физиологических механизмов. Между тем на самом деле речевая деятельность может обеспечиваться разными, принципиально различными механизмами; это зависит от конкретного содержания и целенаправленности того или иного речевого акта.

Порождение или восприятие речи может протекать по законам простейшей рефлекторной деятельности, а речевые стимулы могут быть первосигнальными раздражителями. Например, для бегуна на старте слово марш как раз является первосигнальным раздражителем: спортсмену не нужно понимать это слово, оно воздействует на него самим фактом своего появления. Сходна с описанной в физиологическом смысле ситуация, когда мы, услышав свое имя, кем-то громко названное, автоматически оборачиваемся, и т. д. Элементарные вербальные реакции (типа Привет! - Привет!), по-видимому, осуществляются также по сходному принципу.

Однако такого рода ситуации не типичны для речевой деятельности. Гораздо более часты случаи, когда при порождении и восприятии речи мы оперируем словами, как " сигналами сигналов" (И. П. Павлов), т. е. производим бессознательный (или сознательный) выбор и отождествление этих слов на основе их значения.

Однако физиологическая основа речевой деятельности не исчерпывается и этим. Независимо от того, говорим ли мы о " первосигнальных" или " второсигнальных" раздражителях, в обоих случаях мы остаемся на уровне условнорефлекторных процессов. При таком понимании любая константная последовательность звуков или слов представляет собой с физиологической точки зрения " динамический стереотип", а речевая деятельность в целом - сложную систему таких стереотипов. С другой стороны, для каждого речевого раздражителя постулируется физиологический коррелят, локализующийся в определенной точке коры больших полушарий головного мозга человека: объединение таких раздражителей осуществляется путем установления более или менее постоянных связей между их мозговыми локализациями.

Такая точка зрения получила развитие в работах советского физиолога П. К. Анохина, которому принадлежит разработка понятия " функциональная система". Согласно этому понятию, сложные формы психической деятельности обеспечиваются специфическим физиологическим механизмом, представляющим собой сложное взаимодействие звеньев, расположенных на различных уровнях нервной системы, причем при тождестве решаемой задачи номенклатура конкретных звеньев, входящих в функциональную систему, может меняться в довольно широких пределах (чем объясняется возможность частичного, а иногда и полного восстановления нарушенных психических функций у больных с поражениями определенных участков коры головного мозга) (Подобная концепция " системной локализации психических функций" была впервые разработана Л. С. Выготским).

Каковы основные компоненты такой организации? Во-первых, механизм мотивации и вероятностного прогнозирования речевого действия, в принципе общий речевой деятельности и другим видам деятельности. Во-вторых, механизм программирования речевого высказывания. Как показывают исследования процессов, объединяемых под условным названием " внутренней речи", прежде, чем построить высказывание, мы при помощи особого кода (по Н. И. Жинкину " предметно-изобразительного", т. е. представлений, образов и схем) строим его " костяк", соединяя с единицами такого плана, или программы, основное содержание предложения, всегда известное нам заранее. В-третьих, группа механизмов, связанных с переходом от плана (программы) к грамматической (синтаксической) структуре предложения; сюда относятся механизм грамматического прогнозирования синтаксической конструкции, механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию синтаксически релевантных грамматических характеристик слов, механизм перехода от одного типа конструкции к другому типу (трансформации), механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции (по принципу так называемого " дерева непосредственно составляющих") и т. д. В-четвертых, это механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам. В-пятых, механизм моторного программирования синтагмы, в последнее время детально исследованный в лаборатории Л. А. Чистович (Институт физиологии АН СССР в Ленинграде). В-шестых, механизмы выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее " заполнению" звуками. Наконец, в-седьмых, механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи.

Как можно видеть, физиологическая основа речевых процессов крайне сложна. Во многом она неясна до сих пор, и в конце настоящей главы мы остановимся более подробно лишь на некоторых из перечисленных здесь механизмов.

Под углом зрения исследований Анохина, Бернштейна и др. физиологической основой речевой деятельности является специфическая функциональная система или, точнее, сложная совокупность нескольких функциональных систем, часть которых специализирована, а часть " обслуживает" и другие виды деятельности. Эта организация является многочленной и многоуровневой. В обеспечении речевых процессов принимают участие как элементарнейшие физиологические механизмы типа стимул - реакция (исследованные американским психологом Б. Скиннером, который, однако, придает им преувеличенное значение), так и механизмы специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности (например, механизм внутреннего программирования речевого высказывания).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок пересмотра (ст. 365 ГПК). | Физиология речевой деятельности как особого вида деятельности человека.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.