Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача 12. Сравнить частоту осложнений в родах у первородящих и повторнородящих женщин и сопоставить эти показатели со стандартизованными по возрасту






Сравнить частоту осложнений в родах у первородящих и повторнородящих женщин и сопоставить эти показатели со стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов первородящих и повторнородящих женщин.

Возраст женщины, годы Первородящие Повторнородящие
Число женщин Число осложнений Число женщин Число осложнений
До 20 лет        
21 - 25        
26- 35        
36 и старше        
Всего        

Рекомендуемая литература:

· В.К.Юрьев, Г.И.Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург.2000 (учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов). – с. 201-204.

· Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999.

· Ю.П.Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. Москва. 2002. – с. 305-307.

· Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. –с. 164-168.

· Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002.

ТЕМА 9. ДЕМОГРАФИЯ, ЕЁ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.

ЦЕЛЬ Занятия: Овладение методами расчета демографических показателей, анализа демографической ситуации и разработки мер по её улучшению.

Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно овладевают методикой расчета и оценки демографических показателей. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что изучает демография? Какие разделы в этой науке выделяют?

2. Что изучает статика населения?

3. Какой метод используется для получения сведений о численности и составе населения?

4. Как изменяется численность населения в мире и РФ? Что можно предпринять для оптимизации численности населения в стране?

5. Какие сведения дает всеобщая перепись о составе населения? Как изменяется состав населения в РФ?

6. Какие виды движения населения существуют?

7. Назовите основные показатели естественного движения населения

8. Как проводится учет рождаемости и смертности в нашей стране?

9. Как вычисляются и оцениваются общие и специальные показатели рождаемости?

10. Как вычисляются и оцениваются общие и специальные показатели смертности?

11. Как вычисляются и оцениваются показатели смертности в детском возрасте?

12. Каковы основные причины общей, повозрастной, младенческой смертности?

13. В чём заключаются особенности современной демографической ситуации в России и Ставропольском крае?

14. Какими причинами обусловлена современная демографическая ситуация?

15. Какие меры можно предложить для улучшения демографической ситуации в стране?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Среди параметров общественного здоровья важнейшее место занимают медико-демографические показатели, которые наиболее полно отражают диапазон воздействующих на популяционное здоровье факторов социально-экономического, политического, поведенческого, природно-климатического и экологического генеза, и в силу этого являются максимально адекватными измерителями народного благополучия и общественного здоровья. Анализ динамики демографических процессов свидетельствует о негативной и напряженной ситуации, сложившейся к началу нового столетия в стране и Ставропольском крае. В этих условиях врачам необходимо уметь проводить анализ глубинных причин сложившейся демографической ситуации и разрабатывать меры по её улучшению.

Демография – наука о народонаселении и его общественном развитии, которая включает два раздела: статика населения и динамика населения. Статика изучает численность и состав населения на определенный (критический) момент времени, источником сведений о которых служат регулярно проводимые переписи. Динамика – изменение численности населения под влиянием механического и естественного движения населения. Механическое движение населения формируется под влиянием миграционных процессов. В основе естественного движения населения (процесс воспроизводства населения) лежит взаимодействие между показателями рождаемости, смертности и естественного прироста населения.Рождаемость – процесс возобновления новых поколений и в человеческом обществе - она детерминирована не только биологическими, но и социально-экономическими процессами, условиями быта, жизни, традициями, религиозными установками. Показатель рождаемости является важнейшим критерием жизнеспособности и воспроизводства населения. Рождаемость - это важнейшая составная часть естественного движения населения. За последние годы отмечается значительное снижение уровня рождаемости во всех экономически развитых странах, что влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: нарастание дефицита трудовых ресурсов, снижение темпа роста численности населения, изменение его возрастной структуры (постарение населения и уменьшение доли женщин фертильного возраста), увеличение количества семей, имеющих одного ребенка и т. д. Как статистический показатель, рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8—10‰, преобладают однодетные семьи. В последние годы в России отмечается тенденция резкого снижения рождаемости, уровень которой составляет 6—10‰ (в Ставропольском крае — 10‰). В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9—12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15—49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58, 8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15—19, 20—24, 25—29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000. Коэффициент суммарной плодовитости — число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни; брутто-коэффициент, или валовый показатель воспроизводства, показывающий число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни; нетто-коэффициент, или очищенный показатель воспроизводства (число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни и доживших до возраста, в котором была женщина при рождении этих девочек). Если нетто-коэффициент равен 1, брутто-коэффициент — 1, 22, суммарная плодовитость — 2, 2, то воспроизводство населения оценивают как стационарное. Показатели, превышающие данный уровень, характеризуют расширенное воспроизводство, а показатели ниже данного уровня — суженное воспроизводство.Среди факторов, оказывающих влияние на рождаемость, можно выделить: общественное положение женщин, их занятость в производстве, уровень материальной обеспеченности, культурный уровень, жилищные условия, пенсионное обеспечение, национальные особенности, психологические и религиозные факторы, демографическую политику государства.Смертность населения относится к важнейшим демографическим показателям, характеризующим санитарное состояние населения. Врачебная регистрация причин смерти является ответственной функцией врача. В нашей стране в городах введена обязательная регистрация причин смерти. Врачебное свидетельство о смерти является юридическим и медицинским документом, удостоверяющим факт и причину смерти. Достоверность информации о причинах смерти населения зависит от качества заполнения врачебного свидетельства о смерти. Медицинское свидетельство о смерти состоит из двух частей. В первую часть вписывают непосредственную причину смерти, промежуточную, предшествовавшую основной причине, и начальную причину. Смертность как частоту случаев смерти среди населения изучают с помощью системы коэффициентов. Общее представление о частоте смертей дает общий коэффициент смертности: отношение числа умерших за год к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000. Общий показатель смертности в России составляет около 16 на 1000, в Ставропольском крае —15 на 1000 человек населения. В последние годы общая смертность населения в России имеет тенденцию к увеличению. Обращает внимание резкое увеличение смертности мужчин трудоспособного возраста. При анализе коэффициентов смертности, наряду с общим, рассчитывают специальные коэффициенты с учетом возраста, пола, профессии и т. д. Вычисление специальных показателей смертности производится как отношение числа умерших определенного пола (возраста, профессии) за год к среднегодовой численности населения этого же пола (возраста, профессии), умноженное на 1000. В настоящее время в структуре причин смерти преобладают заболевания системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и болезни органов дыхания. Показатели смертности у мужчин и женщин имеют тенденцию к росту. Смертность мужчин выше во всех возрастных группах. Для углубленного изучения смертности и оценки воспроизводства населения наиболее совершенным приемом является построение таблиц смертности. Таблицы смертности — это система взаимосвязанных показателей, характеризующих порядок вымирания населения при данном уровне смертности в отдельных возрастных группах. Они показывают, как число одновременно родившихся, условно принятое на 10000 или 100000, постепенно уменьшается с увеличением возраста под влиянием смертности. Исходными данными для составления таблиц смертности являются: численность населения с учетом возраста, местожительства и пола на год составления таблицы, данные о смертности в соответствии с возрастом, полом и местожительством за 2 года (год составления таблицы и предыдущий), данные о рождаемости за 3 предыдущих года.Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения, уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности работы акушерской и педиатрической службы. Регистрация умерших детей осуществляется на основании врачебного свидетельства о смерти и свидетельства о перинатальной смерти. Важное условие сопоставимости показателей детской смертности - унификация понятий “живорожденный”, “мертворожденный”, “плод” (поздний аборт).В России за критерий жизнеспособности плода (новорожденного) принимается срок беременности 22 недели и более, масса тела - 500г и более. Критерии живорождения: внутриутробное легочное дыхание, сердцебиение, пульсация крупных сосудов, сокращение отдельных групп мышц. Показатель младенческой смертности вычисляют по формуле Ратса. Младенческая смертность В настоящее время младенческая смертность в России в 1, 5—2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 11—13 на 1000 родившихся живыми. Уровни смертности в разные периоды 1-го года жизни ребенка резко различаются. Так, смертность максимальна в 1-е сутки после рождения, в 1-ю неделю жизни, затем она постепенно снижается к первому месяцу, полугодию, году жизни. Для оценки уровня смертности в различные периоды первого года жизни ребенка рассчитывают такие показатели, как: ранняя неонатальная смертность. Отношение числа детей, умерших в первые 6 суток (168 часов) жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000. (в России — 6—8‰); — поздняя неонатальная смертность. Отношение числа детей, умерших на 2 - 4-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000; — неонатальная смертность. Отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000 (в России —8‰); — постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000) (в России — 5—6‰). Перинатальным периодом считается промежуток времени, начиная с 22-й полной недели беременности (154 дня внутриутробной жизни плода) и кончая 7-м днем жизни новорожденного (168 часов после рождения). В свою очередь он подразделяется на антенатальный (внутриутробный), интранатальный (период родов) и постнатальный (1-я неделя жизни). Антенатальная и интранатальная смертность в сумме дают мертворождаемость. Показатель перинатальной смертности вычисляется как отношение суммы числа мертворожденных и числа детей умерших в первые 168 часов жизни, к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000. Факторами, влияющими на антенатальную и интранатальную гибель плода являются: поздние токсикозы беременных, болезни матери (грипп, сердечно-сосудистые заболевания и др.), патология плаценты, пуповины, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности и др. Основными причинами перинатальной смертности следует считать внутриутробную гипоксию и асфиксию при родах (46, 5%), синдром респираторного расстройства (18, 0%), врожденные аномалии (14, 4%), инфекционные болезни, специфичные для перинатального периода (12, 3%), гемолитическая болезнь (3, 2%).Основными причинами младенческой смертности являются отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (в том числе родовые травмы, асфиксия и респираторные состояния новорожденных), врожденные аномалии, болезни органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни, травмы и отравления и другие.ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Вычислите показатели естественного движения населения:

1. Показатель рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения.

2. Показатель младенческой смертности, смертности новорожденных, перинатальной смертности, ранней неонатальной смертности и мертворождаемости.

3. Определить структуру причин младенческой смертности.

4. Дать оценку демографических показателей на основании принятых средних уровней.

5. Определить тип воспроизводства населения, сложившийся в населенном пункте.

6. Сравнить вычисленные демографические показатели за отчётный год с соответствующими показателями предыдущего года.

7. Графически изобразить уровень рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения, структуру причин младенческой смертности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.