Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА №2. Абсолютные и относительные величины. Графические изображения в статистике






ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Освоить методику вычисления относительных показателей, правильного их использования и графического изображения при анализе медицинской информации

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют относительные показатели и изображают их графически. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Каково значение в статистике абсолютных величин?
  2. Какие виды относительных величин выделяют? Почему возникает необходимость в расчете производных относительных величин?
  3. Что такое экстенсивный показатель и что он характеризует? Методика расчета экстенсивного показателя.
  4. Что такое интенсивные показатели и как их вычислять?
  5. Можно ли использовать интенсивные показатели для сравнительного анализа показателей здоровья населения?
  6. Какова методика расчета показателя соотношения и что он характеризует? Чем показатель соотношения отличается от интенсивного показателя?
  7. Какова методика расчета показателя наглядности? Можно ли представить в показателях наглядности абсолютные величины?
  8. Назовите основные виды диаграмм, каким целям служит графический метод в статистике?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Абсолютные величины отражают количественную сторону действительности, абсолютные размеры изучаемого явления. Абсолютные величины используются при характеристике общей совокупности (численность населения, общее число врачей в стране и др.), а также при оценке редко встречающихся явлений (число особо опасных инфекций, число людей с аномалиями развития). Абсолютные величины, как правило, не используют для статистического анализа, поскольку они мало пригодны для сравнения. Для сравнения изучаемых явлений используют производные величины, которые подразделяются на относительные и средние. Относительные величины используются при анализе альтернативных (есть явление или отсутствует) признаков.

В санитарной статистике используют следующие виды относительных величин: экстенсивные коэффициенты; интенсивные коэффициенты; коэффициенты соотношения; коэффициенты наглядности.

Экстенсивные коэффициенты характеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%). Вычисление экстенсивного показателя производится по формуле:

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень, распространенность) явления в однородной среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 1000 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Вычисление интенсивного показателя производится по формуле:

В медико-социальных исследованиях за «среду», как правило, принимается численность населения в целом, а также отдельных его групп (по возрасту, полу, профессии, месту жительства и т.д.). Явление представляет собой как бы продукт «среды». Например: число заболевших, родившихся детей, инвалидов. Основание – единица с нулями: 100, 1000, 10000, 100000 человек. В результате полученные данные выражаются в процентах (%), промилле (‰), продецимилле (%00), просантимилле (%000)

Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. При расчете общих интенсивных показателей за среду принимается численность населения в целом (показатель рождаемости, общий показатель смертности, показатель заболеваемости и др.). Специальные – вычисляют для отдельных групп населения: показатель плодовитости изучает число детей, родившихся на 1000 женщин детородного возраста, уровень заболеваемости гипертонической болезнью женщин-педагогов, повозрастной показатель смертности - число умерших в определенном возрасте и др.

Коэффициенты соотношения (показатель частоты, распространенности явления в разнородных средах) характеризуют численное соотношение двух не связанных между собой, самостоятельных совокупностей. Методика расчета показателей соотношения сходна с методикой вычисления интенсивных показателей, хотя они различны по существу.

Показатель соотношения =

Показатели соотношения используются для характеристики обеспеченности уровня и качества медицинской помощью: число коек на 10000 человек; число врачей на 10000 жителей; число лекарственных препаратов, произведенных на 1000 жителей (отношение числа выпущенных лекарственных препаратов, к численности населения административной территории, умноженное на 1000).

Показатель наглядности применяется с целью более наглядного и доступного сравнения рядов абсолютных, относительных и средних величин. Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин. Используется для характеристики динамики явления. При вычислении показателей наглядности одна из сравниваемых величин принимается за 100% или за единицу, а остальные величины с помощью пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу. Чаще всего за 100% принимается первая исходная величина, но за 100 может быть принята величина и из середины, конца ряда. Например, число врачей в 2005 г. по сравнению с числом врачей в 2006 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).

Большое значение для анализа полученных данных имеет их графическое изображение. Графические изображения отражают закономерность развития, пространственные распределения, взаимосвязь явлений. Принято различать следующие основные типы графических изображений: диаграммы, картограммы, картодиаграммы.

Диаграммы – графические изображения статистических величин с помощью различных геометрических фигур и знаков. Выделяют линейные, плоскостные и объемные графические изображения. Для графического изображения относительных величин используют различные геометрические фигуры. Вертикальные прямоугольники (столбиковые и внутристолбиковые диаграммы), горизонтальные прямоугольники (ленточные диаграммы), квадраты (квадратные диаграммы), треугольники (пирамидальные диаграммы), круги (круговые диаграммы), секторы круга (секторные диаграммы), радиусы круга (радиальные диаграммы, или диаграммы полярных координат), кривые, прямые или ломаные линии (линейные диаграммы, или графики), изображения объектов окружающего мира — людей, коек, машин и др. (фигурные диаграммы).

Для отображения каждого вида относительных величин рекомендуется использовать тот или иной вид диаграмм. Так, для изображения интенсивных показателей, показателей наглядности и соотношения чаще применяют столбиковые, линейные или фигурные диаграммы. Линейные диаграммы применяются для иллюстрации частоты явления, изменяющего во времени. Основой для построения линейной диаграммы является прямоугольная система координат. На оси абсцисс откладываются равные по масштабу промежутки времени, а по оси ординат уровни показателей интенсивных, соотношения или наглядности.

Диаграмма 1.

ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СМЕРТНОСТИ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА (1990-2002)

 

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах. Радиальная диаграмма позволяет графически изобразить динамику явления за замкнутый цикл времени (год, неделю, сутки). Радиальные диаграммы чаще используются для отражения сезонности интенсивных коэффициентов.

Диаграмма 2.

ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ ПО МЕСЯЦАМ ГОДА (‰ 0)

Для построения радиальной диаграммы формируется окружность и проводятся радиусы по числу месяцев в году (дней недели и т.д.). От центра к периферии на радиусах последовательно откладываются значения сезонных показателей. При превышении среднегодовых показателей кривая выходит за пределы окружности, а при более низких уровнях показателей кривая оказывается внутри окружности. При правильном построении диаграммы площадь поверхности, которая выделена кривой, равна площади круга.

Графические изображения экстенсивных величин (показателей структуры) чаще располагают внутри какой-либо геометрической фигуры (внутристолбиковые или секторные диаграммы).

Диаграмма 3.

Структура смертности населения России, в % к итогу

 


Картограммой называется географическая карта или её схема, на которой различной краской или штриховкой изображена степень распространения какого-либо явления на различных участках территории.

Картодиаграммой называется такое географическое изображение, когда на географическую карту статистические данные наносятся в виде столбиков, секторных, фигурных и других диаграмм.

При построении любых графических изображений следует соблюдать некоторые общие правила:

§ каждая диаграмма должна иметь четкое, ясное, краткое название, отражающее ее содержание, и порядковый номер;

§ все элементы диаграммы (фигуры, знаки, окраска, штриховка) должны быть пояснены на самой диаграмме или в условных обозначениях (легенде);

§ изображаемые графически величины должны иметь цифровые обозначения на самой диаграмме или в прилагаемой таблице;

§ данные на диаграмме должны размещаться от большего к меньшему, слева направо, снизу вверх и по часовой стрелке (но элемент «прочие» всегда располагается последним).

Заканчивается данный этап формулировкой выводов и литературным оформлением полученного материала.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

ЗАДАНИЕ 1. Используя приведенные данные по двум сельским врачебным участкам, рассчитайте относительные величины и проведите их анализ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.