Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения Конвенции ООН О договорах международной купли-продажи товаров






Различия в нормах национальною законодательства различных государств созда­ют препятствия для внешнеэкономического оборота, несмотря на то, что эти препятствия преодолеваются в большинстве случаев коллизионным способом. Поэтому наиболее со­вершенным способом преодоления коллизии права является способ унификации матери­ального гражданского права, который действует эффективно, но в ограниченной области правоотношений.

Одним из таких примеров унификации является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Это означает, что нормы Конвенции, для правоотношений с участием иностранных субъектов, имеют пре­имущество перед внутригосударственными нормами, регулирующими сходные правоот­ношения.

Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. В частности Конвенция не касается:

- действительности самого договора или каких-либо из его положений или любо­го обычая;

- последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.

Конвенция не применяется к продаже:

- товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего поль­зования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заклю­чения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого ис­пользования;

- с аукциона;

- в силу исполнительного производства или иным образом в силу закона;

- фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и де­нег;

- судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;

- электроэнергии.

Договоры купли-продажи могут заключаться или подтверждаться как в письмен­ной, так и в любой иной форме. Ст. 11 указанной Конвенции допускает, что факт договоренности может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания.

Если одна из сторон зарегистрирована в государстве, законодательство которого требует, чтобы договоры купли-продажи заключались или подтверждались в письменной форме, то соглашение сторон, совершенное в иной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в этом государстве.

Основные положения Конвенции таковы:

1. Конвенция распространяется на те договоры купли-продажи товаров, которые заключены между контрагентами, коммерческие предприятия которых находятся в раз­ных государствах. Причем этот факт должен быть прямо закреплен в договоре или выте­кать из деловых отношений партнеров.

2. Стороны могут исключить применение данной Конвенции полностью или час­тично, путем внесения соответствующей оговорки в текст договора.

3. Товар в Конвенции определяется как определенная материальная вещь, а не право. В то же время из сферы Конвенции исключен по различным причинам целый ряд товаров.

4. Подрядные договоры, даже если их предметом является поставка материалов для производства товаров, не включаются в сферу действия Конвенции.

5. Конвенция предусматривает порядок заключения договоров купли-продажи. Так, устанавливается перечень необходимых условий действительности оферты. Акцепт должен содержать лишь согласие с офертой, в противном случае он будет считаться но­вой офертой. Договор считается заключенным в момент, когда акцепт получен оферентом по адресу коммерческого предприятия или по месту жительства.

6. Конвенция вводит понятие существенного нарушения договора. Таковым счи­тается нарушение, вследствие которого другая сторона в значительной степени лишается того, на что она могла рассчитывать на основании договора. При этом даже существен­ной нарушение не является основанием к автоматическому прекращению договора.

7. В качестве основной обязанности продавца Конвенция называет своевремен­ную поставку товара, соответствующего требованиям договора. Если договор предусмат­ривает перевозку товара, то обязательства продавца считаются выполненными с момента сдачи товара первому перевозчику. Этим же моментом определяется и риск утраты или повреждения товара, который переходит на покупателя.

8. Дополнительной обязанностью продавца является информирование покупателя о необходимости принятия поставки. Только после согласия принять товар продавец мо­жет осуществлять поставку.

9. Обязанностью покупателя является производство оплаты товара и принятия по­ставки в соответствии с требованиями договора. Покупатель обязан уплатить за товар к моменту передачи ему самого товара или товарораспорядительного документа, если иной момент оплаты не предусмотрен договором.

10. Если к моменту, определенному для оплаты товара, риск случайно гибели уже перешел на покупателя и товар был утрачен или поврежден, покупатель не освобождается от обязанности уплатить за товар.

11. Стороны имеют право приостановить исполнение своих обязанностей по до­говору, если после заключения договора становится ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае, если невыполнение таких обязательств повлечет " существенное", согласно положений Конвенции, нарушение договора, потерпевшая сторона может заявить о расторжении договора.

12. Обе стороны вправе воспользоваться различными мерами, направленными на надлежащее осуществление другой стороной своих обязательств по договору. Так, поку­патель может потребовать замены товара или исправления его недостатков. Он может заявить о расторжении договора, если имеет место существенное нарушение договора или истек дополнительный срок, предоставленный продавцу для исполнения договора.

13. Независимо от предпринятых мер, стороны имеют право потребовать возме­щения убытков, представляющих, собой прямой ущерб или упущенную выгоду.

Инкотермс 1990 г. (международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов) представляет собой один из важнейших международных докумен­тов, где сформулированы международные правила по толкованию торговых терминов, получивших наибольшее распространение во внешней торговле. Тем самым неопределен­ность из-за различного толкования подобных терминов в отдельных странах может быть сведена до минимума или в значительной степени уменьшена.

В зависимости от того, как во внешнеторговом договоре определяются условия транспортировки товара, перехода рисков и некоторые другие права и обязанности сто­рон, формируются определенные типы договоров. Поэтому тип договора сводится к типу условий, на которых он совершается.

Инкотермс 1990 г. содержат толкование тринадцати типов договоров, для облег­чения их прочтения подразделенных на четыре группы в зависимости от степени участия и ответственности продавца за транспортные, таможенные и другие обременения.

Группа " Е" имеет один тип договоров - EXW (франко-завод). согласно данному условию продавец обязан в предусмотренный договором срок передать товар в распоря­жение покупателя на предприятии-изготовителе или вблизи от него.

Транспортировка товара и заключение связанных с ней договоров обеспечивают­ся покупателем. Обязанности продавца считаются выполненными с соответствующим переходом риска случайно гибели или утраты товара на покупателя с момента приведения товара на предприятии-изготовителе в состояние,, при котором он может быть взят поку­пателем для погрузки на транспортные средства, т.е. складирован, упакован соответст­вующим образом). Все сборы, налоги и другие специальные платежи возлагаются на по­купателя.

Группа " F" объединяет договоры на условиях:

FCA (free carrier - свободно у перевозчика);

FAS (free alongside ship - свободно вдоль борта судна);

FOB (free on board - свободно на борту).

Во второй группе определяющей является обязанность продавца поставить то­вар до транспортных средств, указанных покупателем, без обязанности организовать перевозку).

Термин FCA определяет, что обязательства продавца считаются выполненными с переходом риска случайной гибели или случайного повреждения товара в момент передачи товара перевозчику.

Следующие два условия - FAS и FOB, так же как и FCA, применяются в основном при морской перевозке грузов. В первом случае основной обязанностью продавца являет­ся размещение товара на причале вдоль борта судна в определенном порту отгрузки в пределах досягаемости грузового оборудования. Условие FOB означает, что продавец должен погрузить за свой счет товар на судно, причем продавец считается выполнившим свои обязательства в момент пересечения товаром борта судна. До этого момента прода­вец несет все расходы и риски утраты или повреждения товара. Помимо этого на продавца при условии FОВ возлагаются оформление и уплата таможенных сборов.

Группа " С" содержит четыре типа договоров на условиях:

CFR (cost and freight- стоимость и фрахт);

CIF (cost, insurance, freight- стоимость, страхование и фрахт);

CRT (carriage paid to...- провозная плата оплачена до...);

CIP (carriage and insurange to...- провозная плата и страхование оплачены...).

Эти договоры сгруппированы отдельно в связи с тем, что в них к основным обя­занностям продавца отнесено заключение договора перевозки без несения риска утраты или повреждения груза после погрузки товара на зафрахтованное судно.

Согласно договору на условиях CFR продавец обязан погрузить товар на зафрах­тованное им судно с указанием конечного пункта назначения. Расходы по выгрузке товара могут быть возложены как на продавца, так и на покупателя. Это зависит от условий мор­ской перевозки. При линейном судоходстве расходы по выгрузке товара включаются во фрахт и оплачиваются продавцом.

Условие CIF добавляет к обязанностям продавца, предусмотренным условиями CFR, еще одну - по страхованию товара на период транспортировки. По условиям CIF продавец обязан застраховать свой товар, несмотря на то, что переход риска утраты или повреждения имущества, как при условии CFR, происходит в момент пересечения грузом борта судна в порту погрузки. Обычно продавец страхует груз на минимальных условиях в соответствии с Условиями страхования грузов, разработанными Институтом лондонских страховщиков. Согласно Инкотермс 1990 г. страхование должно быть выражено в валюте контракта и покрывать цену контракта плюс 10%.

Условие CRT означает, что продавец оплачивает перевозку товара до указанного места назначения, риск гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупа­теля, когда товар передан в распоряжение перевозчика.

Условие CIP означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до места, указанного покупателем, и страхует товар на время перевозки. Причем риск случайной утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя аналогично условия CFP и CIF.

Группа " D" включает в себя следующие типы договоров:

DAF (delivered at fronteir - доставлено до границы);

DES (delivered ex ship- доставлено с судна);

DEQ (delivered ex quay (duty paid)- доставлено с пристани с оплатой пошлины);

DDU (delivered duty unpaid- доставлено без оплаты пошлины);

DDP(delivered duty paid - доставлено с оплатой пошлины).

В эту группу объединены наиболее обременительные для продавца условия. Он должен нести все затраты и риски, связанные с доставкой груза в пункт назначения.

Согласно условиям DAF продавец обязан поставить товар с выполнением различ­ных формальностей (лицензионных, таможенных и т.д.), необходимых для экспорта, до границы сопредельного государства, не пересекая его таможенную границу. Причем в Инкотермс 1990 г. особо подчеркивается важность точного указания границы и места доставки товара.

Условия DES по объему прав и обязанностей продавца схожи с условиями DAF, но отражают особенности морской перевозки грузов.

Условия DEQ также используются при морской перевозке и означают обязан­ность продавца доставить товар на причал в порту назначения. При этом продавец должен нести расходы по оплате таможенных формальностей, пошлин и др. Стороны договора могут изменить или перераспределить расходы по уплате пошлин или налогов.

Два оставшихся термина - DDU и DDP имеют универсальное применение, т.е. мо­гут применяться как при морских перевозках, так и при перевозках железнодорожным, морским, сухопутным транспортом. Согласно этим условиям продавец считается исполнившим свои обязательства по поставке товара, когда товар находится в указанном месте стра­ны-импортера. А основное различие между DDU и DDP состоит в том, что в первом случае продавец не платит какие-либо импортные пошлины, налоговые или другие официальные сборы, а при DDP он обязан оплатить их полностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.