Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальная собственности в международном частном нраве.






Методические рекомендации. Право собственности представляет собой центральный институт любой правовой системы. С его помощью юридически закрепляются правила регулирования экономических общественных отношений, касающихся собственности. Эти отношения регулируются гражданским законодательством. Однако наличие в них иностранного элемента приводит к необходимости их регулирования международным частным правом.

Коллизионно-правовые вопросы отношений права собственности.

Как правило, имущество, находящееся в собственности, разделяется на движимое и недвижимое. Этим двум категориям придается различный правовой режим в странах континентального права, а в странах англо-американской системы на движимое и недвижимое имущество распространяются разные принципы судебной практики и доктрины.

Режим собственности в отношении недвижимости, как правило, подчиняется праву места нахождения недвижимости. Это происходит из-за самой природы недвижимого имущества, прочно связанного с землей Придание регулирования собственности в отношении недвижимости какому-либо другому коллизионному принципу могло бы привести к тому, что элементы права собственности изменялись бы при каждом отчуждении недвижимости иностранцу (если бы, например, применялся личный закон собственности), что приводило бы к путанице.

В отношении вопросов собственности на движимое имущество применяется принцип места нахождения вещи (исключение вопросы правопреемства в случае смерти собственника и движимое имущество супругов). Считается, что поскольку вещные права должны быть легко распознаваемы, а лицо, желающее приобрести вещь не должно нести риск признания этого права недействительным, применение принципа места нахождения вещи, в том числе и к движимым вещам, является весьма оправданным.

В международной практике принято, что приобретение права собственности определенным лицом сохраняется за собственником при изменении места нахождения вещи. Другими словами, порядок возникновения права собственности определяется по законодательству страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения права собственности.

В то же время объем прав собственника определяется законом места ее нахождения. Значит, при перемещении имущества объем прав собственника может изменяться соответственно законам государств, через которые эта вещь перемещается.

В некоторых случаях применение принципа места нахождения вещи оказывается невозможным и уступает принципу применения личного закона собственника. Это может относиться к авторскому праву, праву на фирму и товарный знак, а также к ликвидации имущества филиала иностранного предприятия, находящегося за границей.

Таким образом, основной коллизионной привязкой в разрешении вопроса права собственности являемся закон места нахождения вещи.

Правовое положение и режим иностранной собственности определяется как внутренним законодательством, так и двусторонними и многосторонними договорами. Все сферы законодательства носят, как правило, комплексный характер. Сразу следует отметить, что особенностью внутреннего инвестиционного законодательства является то, что в нем очень редко применяется коллизионный метод регулирования. Вместо этого его нормы регулируют непосредственно отношения между иностранным частным инвестором и государством. Чаще всего иностранным инвесторам предоставляется национальный закон, те иностранные вкладчики по своим правам и обязанностям приравниваются к национальным вкладчикам. Иногда иностранным инвестициям предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации. Вкладчику сможет быть представлен привилегированный режим, включающий в ряде случаев полное или частичное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин, предоставление льгот для вывоза готовой продукции и т.д.

Последний режим устанавливается для слаборазвитых отраслей экономики, которые без крупных капиталовложений развить не представляется возможным. Для государственного контроля отдельных отраслей и в целях недопущения ослабления конкурентоспособности могут вводиться отдельные ограничения на операции с иностранным капиталом. Они могут включать ограничение и запрещение допуска иностранного капитала в отдельные отрасли, ограничение доли иностранного участия в совместных предприятиях, установление специального фискального режима, проведении концессуальной политики. Целью двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений является взаимное поощрение инвестиций на территории договаривающихся государств, установление режима иностранной собственности и предоставление гарантий по защите интересов инвесторов.

Как было уже сказано, субъектами инвестиционных отношений являются с одной стороны частные иностранные инвесторы, с другой - принимающее государство.

Инвесторами могут быть украинские граждане, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлекаемых средств (имущества и/ или имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователи недр на условиях соглашения.

Раскроем содержание понятия " свободная экономическая зона":

во-первых, свободные экономические зоны создаются в целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала страны;

во-вторых, в свободных экономических зонах устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

в-третьих, льготные условия хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах могут включать: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; льготный налоговый режим; пониженные ставки платы за пользование природными ресурсами; особый таможенный режим; упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.

Мировой практике известны такие разновидности свободных экономических зон, отличающиеся хозяйственной специализацией, как свободные таможенные зоны, зоны свободной торговли и иные торговые зоны, промышленно-производственные зоны, тех­нико-внедренческие (технополисы и другие) и сервисные, включая оффшорные, зоны. В оффшорных зонах устанавливаются налоговые льготы для нерезидентов; последние реги­стрируют на территории оффшорных зон свои фирмы, но не осуществляют предпринима­тельскую деятельность и не извлекают прибыль на этой территории. В отличие от офф­шорных зон для налоговых гаваней характерно, предоставление налоговых льгот как местным, так и иностранным фирмам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.