Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мини-лекция






«Правила постановки целей»

Вспомним один случай: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Наглядный пример? Самое интересное, что это реальный пример, и несколько сотен крестьян были казнены за то, что развели саранчу, которая съела почти весь годовой запас урожая.

Чтобы на практике избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать.

Мы расскажем о критериях 8МАКТ, правилах постановки целей, которые приняты в практике управления, — возможно, некоторые из вас даже ими пользуются. Они очень доступны, и их легко запомнить, достаточно выучить аббревиатуру.

8ресШс— конкретность (мы должны четко представлять конечный результат).

МеашгаЫе— измеримость (как мы будем измерять наш результат и отслеживать выполнение).

АсЫеуаЫе — достижимость (цель должна быть реальной, не слишком простой, но и не заведомо невыполнимой).

Ке1еуаш: — значимость (мы должны быть лично заинтересованы в достижении цели, она не должна противоречить другим целям).

[41]


Т1те-Ьоипс1 — определенность во времени (мы должны знать временные рамки получения результата).

Упражнение «Цель по 5МАРТ»

Ход упражнения: теперь давайте разберем цели, которые мы формулировали в упражнении «Исполнитель желаний». Пусть каждый участник озвучит свою цель. После этого мы разбираем их и смотрим, насколько они соотносятся с критериями 5МАКТ.

Например:

■ личная цель — купить машину;

■ рабочая цель — получить прибавку к зарплате.

Предлагаем теперь переформулировать эти же цели, но уже с учетом вышеупомянутых критериев. Участникам дается 3 минуты на подготовку. Начальные и откорректированные варианты целей записываются на стакеры. Каждый из участников по очереди выходит к флипчарту, наклеивает свои стакеры, зачитывает старую и новую цели. Что получилось?

Например:

■ личная цель— к марту следующего года купить новую ТоуоСа Ауеш15 стоимостью 50 тыс. долл., красного цвета;

■ рабочая цель— после испытательного срока получить прибавку к зарплате на 30 %.

Чувствуете разницу? Купить машину... Машина может быть любая, тот же «Запорожец», например. Когда купить? Ну, пусть через год. Устраивает вас такая цель, готовы к ней стре-

[42]


миться? Думаю, что не все. А рабочая? Получить прибавку к зарплате. Какую? Можно 1 % и через полгода. И так далее.

Комментарии: обычно после этого либо происходит осмысление (анализ того, как раньше проходила постановка целей, почему часть из них не была достигнута или почему участники не пришли к желаемому результату), либо возникает сопротивление*. Что делать тренеру в первом случае? Ничего, просто дать участникам возможность осмыслять, анализировать, отвечать на их вопросы.

Что касается второго случая, то он сложнее. Участники могут не захотеть признавать свои ошибки, будут заваливать вас примерами и фактами — дескать, до этого они не знали 8МАКТ, но, несмотря на это, достигали своих целей и прекрасно жили. О чем это говорит? С одной стороны, о личной и профессиональной незрелости (не все готовы публично, а иногда даже наедине с собой признавать свои ошибки, а значит, и учиться). Что делать тренеру в этом случае? Сказать, что это инструмент, что он ни в коем случае его не навязывает, а просто предлагает его опробовать. Что часто новое мы воспринимаем в штыки, а когда начинаем пользоваться, привыкаем и уже забываем, что это когда-то было «новым». В любом случае не вступать в конфронтацию и не доказывать с пеной у рта, что так правильно, что так поступают грамотные управленцы и т. д. Так можно вызвать еще более сильную агрессию. В качестве аргумента можно привести результаты исследования Гарвардской школы бизнеса (табл. 1)**.

" Ярных В. И. Управление в условиях кризиса. НК-технологии. — М.: Вершина,.'.006. " " Информация взята с сайта: пйр: //а]& з.Ъу.ги/се1у0.п1: т#3

[43]


Таблица 1. Корреляция постановки цели и финансового результата

 

% Наличие целей и поведение Заработок от суммарного финансового дохода, в % Заработок, в долл.
  Специально записанные планы/цели   Очень обеспеченные, 100 тыс. — 1 млн долл. в год
  Общие планы/цели не записаны. Напряженно работают. Не полностью раскрывают потенциал   Живут в достатке, 25 тыс. — 50 тыс. долл. в год
  Рутина. В большинстве случаев плывут по течению   Просто держатся на плаву 12 тыс.— 20 тыс. долл. в год
  Никаких целей. Низкая самооценка   Нужна финансовая поддержка

В таблице приведена американская статистика. Но, учитывая, что Россия во многом следует за Западом, отставая на несколько шагов, можно предположить, что цифры будут похожими. И опять стоит напомнить участникам о том, что мы даем только инструмент, а уж они сами решат, пользоваться им или нет.

Еще одна причина сопротивления может заключаться в том, что в самой компании (на примере непосредственного руководителя) цели могут ставиться совсем другим

[44]


образом, игнорируя критерии 5МАКТ. Наверняка все мы знаем почти классический пример постановки задачи — «вчера». Что делать тут? Действительно, трудно плыть против течения... Когда ты обладаешь некоторыми навыками (в данном случае навыком постановки целей), но не можешь применить их на практике, они постепенно теряются. Поэтому часто после завершения обучения сотрудники понимают, что они не могут применить новые знания в своей компании и уходят в другие, но уже с новым опытом и на других условиях. Конечно, мы не склоняем участников к тому, чтобы они увольнялись из компании, а говорим о том, что применение нового навыка прежде всего дает возможность профессионального роста. И даже если в компании царит хаос, надо пытаться структурировать и вносить порядок на своем месте. Ведь «путь в тысячу миль начинается с одного шага». Может быть, именно вы станете инициатором изменений или заставите подчиненных хотя бы задуматься о том, как может быть по-другому. Будьте уверены, многие из них будут вам благодарны. Ведь многие великие полководцы именно личным примером вдохновляли и мотивировали других людей к победе.

Чем конкретнее цель, тем конкретнее можно определить способы и время ее достижения.

Ну, а что делать дальше, мы уже знаем... Разбиваем на подзадачи...







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.