Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводная часть тренинга






Вводная часть тренинга включает в себя приветствие, представление тренера и программы, решение организационных вопросов, знакомство присутствующих, выявление ожиданий участников, введение правил работы группы, выбор форм обращения.

Хочется отметить некоторые моменты, на которые тренеру следует обратить внимание:

■ представление тренера— ответственный момент в начале тренинга. Недаром говорят: «как вы яхту назовете, так она и поплывет». В начале тренинга тренер, как правило, кратко рассказывает о себе, своем опыте. На профессиональном сленге такое представление называется «легендой». Советуем корректировать легенду в зависимости от аудитории: какие-то моменты сознательно выделять, может, что-то даже и приукрасить (конечно, в меру), чтобы заинтересовать участников. Также следует кратко рассказать о предстоящей программе тренинга, тем самым предотвращая ошибки в ожиданиях участников. Важный момент, на который следует обратить внимание, — этот этап не должен «затягиваться». Ваша цель — не усыпить участников повествованием о своих достижениях и наградах, а сообщить необходимые сведения о себе (чтобы снизить уровень тревожности участников и предотвратить возможные возражения и сопротивление);

[21]


■ животрепещущими вопросами для участников (особенно если это внутреннее обучение) являются организационные моменты. Люди, приходя на тренинг, любят сразу задавать волнующие их вопросы — когда мы освободимся, будет ли обед и перерывы. Следует озвучить график работ и перерывов и по возможности вывесить его на видном месте на листе большого формата. Вспомните школу: каждый ученик знает, сколько длится урок и когда будет перемена. На тренинге предоставление этой информации участникам позволяет снять вопросы: «А когда мы сделаем перерыв?», «А долго нам еще здесь сидеть?» и др.;

■ сбор ожиданий участников тренинга— важная информация для самого тренера. Возможные варианты проведения этого мероприятия: озвучивание по очереди, написание на стикерах или совместное составление «корзины ожиданий», работа в парах и группах. Выбор метода сбора ожиданий зависит от характеристик группы: ее количественного и качественного состава;

■ введение правил — необходимый компонент вводной части тренинга. Группа, обучающаяся длительное время, становится «единым организмом», для которого важно установить единые законы существования. Если группа новая, тренер может озвучить некоторые правила, прокомментировать их и совместно с участниками выбрать наиболее подходящие (все участники должны быть согласны с ними). Если тренинг проводится в группе не первый раз, правила могут

[22]


определять участники. Возможные варианты правил представлены на рис. 1.

«Один в эфире, говорим по очереди»

«Конфиденциальность»

«Отключи телефон»

«Активное участие»

«Уважение»

«Ответственность за свои знания»

Рис. 1. Варианты правил тренинга

взаимодействие с участниками — особое внимание хотелось бы обратить на установление эмоционального контакта'" тренера с участниками. Если в начале встречи тренеру не удается его наладить, то, как правило, далее сделать это будет еще более проблематично.

' Эмоциональный контакт — умение вызвать доверие и расположение участ-миков.

[23]


Блок «Основные управленческие функции»

Для того чтобы ввести участников в курс дела, выяснить, какими знаниями они обладают, мы использовали метод фасилитации. Фасилитация — это один из методов работы тренера с группой, позволяющий собрать мнения участников по определенному вопросу. Она позволяет мягко включить участников в тренинг, пробудить их активность. По времени она занимает не более 5-7 минут. Мы, не критикуя, собираем все мнения участников, чтобы избежать скованности в процессе тренинга.

Тренер задает группе вопрос: «Какие функции необходимо выполнять управленцу для эффективной работы?» Ответы могут быть разными — от перечисления организаторских и административных навыков, таких как планирование, контроль, до личностных особенностей: харизма-тичность, душевность, способность понимать людей и др. Все ответы мы записываем на стакеры и наклеиваем на доску.

Можно провести модерацию. Модерация — это метод, с помощью которого тренер совместно с участниками вводит новые понятия — ими группа будет руководствоваться на протяжении всего тренинга. Но это занимает больше времени, порядка 40 минут. В одной из групп мы проводили его следующим образом: 12 участников разделили на 3 группы, каждой дали задание написать как можно боль-

[24]


ше понятий, отражающих управленческие навыки. Отвели на это 15-20 минут. Важный момент— каждое новое понятие участники должны писать на отдельной карточке. Периодически мы подходили к каждой группе участников и стимулировали их: «Чем больше вариантов вы придумаете, тем лучше!». Можно устроить соревнование с другими группами; чем больше активности будут проявлять участники, тем быстрее они включатся в тренинг. Затем от каждой группы выходил один участник. Они наклеивали карточки на доску и давали пояснения. Остальные могли в это время задавать вопросы. Тренер следил за тем, чтобы понятия не повторялись, и фильтровал карточки. После того как все карточки наклеены, необходимо провести обобщение. Тут есть маленький секрет: у нас есть определенный теоретический материал, который мы будем рассказывать группе, поэтому все понятия, которые придумала группа, мы подводим под общий знаменатель — нашу теорию. Мы анализируем карточки, группируем их по какому-то признаку в отдельные блоки (рис. 2).

[25]


Для себя тренер отмечает и выделяет те блоки, о которых он будет рассказывать в теоретической части.

Далее мы благодарим участников за активную работу и приступаем к теории. Эта часть не должна отнимать много времени. Если опираться на психологические исследования, то оптимальный период времени, в течение которого человек может сохранять высокую концентрацию внимания, составляет 15-20 минут. Поэтому в тренингах теоретические блоки называют мини-лекциями. В нашем случае мини-лекция заняла 10 минут.


Мини-лекция «Управленческие функции»

Деятельность руководителя включает 4 основные функции: планирование, организация, мотивация, оценка и контроль подчиненных. Остановимся на каждой из них поподробнее.

1. Планирование. Эта функция представляет собой подготовку решений. Планирование — многоэтапный процесс определения и постановки целей, учета и анализа имеющихся ресурсов, расстановки приоритетов. Это одна из ключевых компетенций руководителя. Поставить цель, рассчитать все возможные риски, спрогнозировать и, наконец, получить желаемый результат не так просто. Перед тем как приступить к непосредственному планированию, важно точно определить цель. Поскольку цели бывают двух видов*: реальные и идеальные, — от этого во многом будет зависеть результат планирования. Идеальная цель — это то, что выходит за пределы имеющихся возможностей; конечно, она может быть реализована, но потребует большого количества ресурсов и не всегда напрямую связана с вашими реальными целями (рабочими задачами), хотя может мотивировать и стимулировать в процессе выполнения реальных целей. Реальная цель — достижимая, конкретная, но она,

* 1'ыссв И. Ю. 11 правил руководителя № 1. — СПб.: Питер, 2007.

[27]


конечно, также требует определенных усилий. Главное различие состоит в том, что идеальную цель представляют, а реальную— ставят, формулируют. Подробнее о целях мы поговорим чуть позже.

2. Организация. Эта функция прежде всего нацелена на упорядочение деятельности руководителя и исполнителей. Организация— это распределение задач, нагрузки подчиненных в соответствии с их возможностями: расстановка сил в отделе, делегирование полномочий и др. При неправильной организации работы возможны два наиболее частых исхода. Первый — руководителю приходится выполнять всю работу отдела самому потому, что подчиненные не успевают, не справляются и т. д. А причина в том, что изначально задачи были распределены неграмотно и не учтены индивидуальные особенности сотрудников. Второй — руководитель находится в неведении относительно того, как сотрудники выполняют задачу, а потом получает результат, не соответствующий его ожиданиям.

3. Мотивация. До и после проведения подготовительных мероприятий руководитель должен обеспечить успешное выполнение работы. Вспоминается известный афоризм. Императрицу Екатерину II один иностранный посол как-то спросил: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?» — «Я никогда не заставляю их делать то, что им невыгодно», — ответила государыня. Мотивирование — особый навык, освоение которого может

[28]


даваться с трудом. Особенно трудно мотивировать людей, если в компании царит неопределенность или планируются изменения не в лучшую сторону. Тут руководителю в первую очередь важно самому сохранять оптимизм и находить плюсы в сложившихся обстоятельствах.

4. Оценка и контроль. Эту функцию, как правило, называют в числе первых, когда речь идет об управленческих навыках. Но это не менее сложный навык, чем все предыдущие. Здесь, прежде всего, важно не переборщить — не переоценить (в ту или иную сторону), не прибегать к тотальному контролю или попустительству. Цели могут быть достигнуты только при условии обеспечения эффективной обратной связи, т. е. надежного контроля. Эффективный контроль — это всегда совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение и т. д.

На каждой из функций мы остановимся подробнее, будем отрабатывать навыки на практических упражнениях. А сейчас предлагаем вам сделать упражнение «Собрать паз-лы», чтобы вы могли наглядно оценить свои управленческие навыки.


*

Упражнение «Собрать пазлы»

Цели упражнения:

■ показать участникам тренинга всю цепочку взаимодействия между подчиненным и руководителем;

■ провести мини-диагностику управленческих качеств участников;

■ собрать наглядный материал для иллюстрации последующих блоков тренинга.

Необходимые материалы: 2 коробки пазлов (200 шт.), листы бумаги формата А4.

Время проведения: 30 минут.

Инструкция тренера: «Мне нужны 2 добровольца. Есть ли желающие? Эти два человека будут руководителями, они должны набрать себе команду. Для этого они будут называть по очереди имена участников, которых хотят взять себе в компанию. В итоге должны образоваться 2 группы одинаковой численности.

Итак, вы — 2 команды. Каждой я выдаю коробку с паз-лами. Изображение того, что должно получиться, — только " руководителю". Он также должен выбрать из своей группы того, кто будет являться его " заместителем".

Задача " руководителя" — повернувшись к " подчиненным" спиной, сделать так, чтобы его команда собрала за минимальное время картинку правильно и быстро. Притом общаться он может только со своим " заместителем" с помощью писем. Сообщать и показывать, что изображено, также нельзя.

[зо]


Мы будем снимать на камеру эту игру, так как этот материал потом будет использован в ходе этого тренинга. Есть ли вопросы по игре?»

Ход упражнения: выбираются 2 добровольца, которые будут играть роль руководителей. Им необходимо набрать «сотрудников», по очереди называя имена участников, а также выбрать заместителя.

Группе выдается коробка с пазлами (без целой картинки).

«Руководителя» сажают спиной к группе и дают изображение, которое должно получиться, и листы бумаги, на которых он может писать послания своему «заместителю». «Руководитель» сам ставит цель команде, дает пояснения через заместителя.

После окончания игры тренер благодарит участников.

Более сложный вариант упражнения. Тренер выдает коробки с пазлами, где не хватает некоторых элементов или есть лишние.

Возможные трудности:

■ «Руководитель» может не понять, что ему необходимо делать. Поэтому возможна выдача печатной инструкции, где оговорены правила игры.

■ Сопротивление видеосъемке. Варианты ответов на возражения участников: «Тяжело в ученье, легко в бою»; «Этот материал будет использоваться для иллюстрации некоторых моментов в тренинге»; «Вам неинтересно посмотреть на себя со стороны?»; и крайний вариант: «После тренинга мы вместе все сотрем».

[31]


Анализ упражнения.

Вопросы для «подчиненных».

1. Понятно ли было, что необходимо делать? Как руководитель ставил цель?

2. Что мешало достижению цели?

3. Что способствовало достижению цели?

4. Почему одна из команд выполнила задание быстрее?

5. Как работала группа? Кто был лидером? Кто меньше принимал участие в игре?

6. Какие функции, на ваш взгляд, выполнял руководитель?

7. Какие функции, на ваш взгляд, выполнял заместитель?

Вопросы для «руководителя».

1. Как ставилась цель?

2. Каковы были трудности?

3. Что, на ваш взгляд, способствовало достижению цели участниками?

4. Какие функции они выполняли?

5. Как осуществлялся контроль «сотрудников»?

6. Была ли проведена оценка деятельности?

7. Была ли обратная связь?

8. Каким образом вы мотивировали участников?

Примечание. Видеофрагменты данной игры можно использовать в каждом блоке тренинга как демон-

[32]


страцию возможных ошибок управления или как пример правильного осуществления функций руководителя.

Итоги: тренер отвечает на вопросы участников, спрашивает о том, что для них было легко, а что — сложно, что помогло им справиться с заданием, каких знаний в процессе игры им не хватало.


Кофе-пауза


Блок «Управление по целям»

Упражнение «Преодолей препятствия»

Цепь упражнения: показать участникам возможные ошибки при постановке целей для подчиненных.

Необходимые материалы: стулья, предметы-препятствия: малярный скотч или веревка, повязки на глаза.

Время проведения: 20 минут.

Инструкция тренера: «Для этой игры мне нужны 2 добровольца, которые будут выполнять роль руководителей. Их задача — набрать оставшихся участников себе в команду. В итоге должны получиться 2 равные по количеству игроков команды.

Итак, вы — 2 команды. Сейчас ваши " руководители" завяжут вам глаза и подведут к " полосе препятствий". Вы должны, ориентируясь на подсказки ваших " руководителей", дойти до финиша, не задев преграды и не выходя на чужую полосу. Если хотя бы одно из условий не выполняется — участника возвращают на старт. Задача " руководителя" — провести свою команду до финиша за кратчайшее нремя. Помогать " подчиненным" можно только словами».

Ход упражнения: Выбираются 2 добровольца, которые набирают себе команду «подчиненных». Их задача —: ы вязать участникам глаза и подвести к приготовленной

[35]


«полосе препятствий», ограниченной веревками и скотчем. У каждой команды своя полоса с расставленными на ней препятствиями. За минимальное время необходимо провести «подчиненных» от старта до финиша. Возможны только устные комментарии к действиям участников. Если кто-то из команды задевает препятствие или выходит за «свою полосу», то его возвращают на старт, и он начинает заново. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее.

Более сложный вариант упражнения: «подчиненные» проходят «полосу препятствий» вместе, держась за руки.

Анализ упражнения.

Вопросы для «подчиненных».

1. Легко ли было выполнить задание?

2. Что помогало? Что мешало?

3. Какие чувства возникали, когда инструкция была непонятна?

4. Что можно было изменить, чтобы достичь больших успехов?

Вопросы для «руководителей».

1. Как давалась инструкция участникам?

2. За счет чего команда добилась успеха?

3. Всегда ли инструкции были понятны «подчиненным»?

Комментарии: это упражнение мы успешно проводили в разных аудиториях. В игре мы хотели показать, насколько важна правильная постановка цели. Очень часто подчиненные движутся с «завязанными глазами», и задачей

[36]


руководителя является грамотная помощь и корректная постановка целей.

Комментарий тренера: «Итак, по итогам упражнения мы решили, что одно из важнейших умений руководителя — правильно ставить цель для себя и своих подчиненных. Давайте попробуем потренироваться».


Упражнение «Исполнитель желаний»

Цель упражнения: показать участникам тренинга важность правильной постановки цели.

Необходимые материалы: стакеры, проектор с экраном для демонстрации роликов.

Время проведения: 20 минут.

Инструкция тренера: «Сейчас я выдам каждому участнику по 2 стикера, на одном из которых надо будет записать свою профессиональную (рабочую/производственную) цель, на втором — личную. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Приступайте!»

После написания целей: «Чтобы разобраться, насколько правильно мы ставим цели, давайте посмотрим короткие фрагменты из фильмов*. После просмотра сюжетов вы расскажете, что вы хотели бы изменить в ваших записях».

Ход упражнения: участникам раздаются стакеры, на которых необходимо написать личную и профессиональную цель (на одном листе — одна цель). Через 5 минут демонстрируются ролики о неправильной постановке цели.

Более сложный вариант упражнения: после написания целей можно попросить участников подойти по одному к заранее заготовленному листу флипчарта, на который нужно наклеить свои стикеры с написанными на них целями, предварительно их озвучив.

'Например, «Исполнитель желаний» Криса Энджела или «Миры» Герберта Уэллса. Фрагмент: герой-математик очень хотел похудеть, и один маг помог ему осуществить мечту. Гурой похудел и до конца жизни был вынужден ходить в одежде, увешанной свинцовыми грузами.

[38]


Анализ упражнения.

Вопросы после просмотра видеофрагментов.

1. Как вы думаете, для чего были показаны эти ролики?

2. Что можно изменить в ваших целях, чего им не хватает?

Специфика проведения: при проведении этого упражнения для кадрового резерва выяснилось, что некоторые участники знают о «правильных» целях, но очень редко кто расписывает свои цели, используя критерии 5МАКТ. Участники приняли к сведению информацию и задумались о том, как они планируют события в своей жизни.

Так, при проведении этого упражнения с работниками складского комплекса мы столкнулись с сопротивлением. Участники говорили о том, что четко обозначить цель невозможно и что цель — это почти мечта. На шуточных примерах мы попытались изменить их убеждение. Например, один участник поставил цель — покупка машины. Мы начали обсуждать, что это может быть как очень недорогой автомобиль, так и машина представительского класса. Разница есть.

Комментарии: нужно быть готовым к возможному сопротивлению группы, так как у 98 % участников цели являются абстрактными и обобщенными. Личные цели: выйти замуж, купить машину, квартиру, быть счастливым. Профессиональные: повышение по службе, выполнение плана, повышение зарплаты. С чем это может быть связано? В большинстве своем люди могут снимать с себя ответственность за недостижение цели: чем более она размыта, тем труднее ее выполнить, как бы парадоксально это

[39]


ни звучало. Например, в первом случае сотрудник поставил себе цель — карьерный рост. Во втором — через год стать менеджером. Если первый не достиг цели, ему легче найти оправдание, в первую очередь для себя самого: я не решил, кем хочу быть, когда и т. д. Во втором случае цель конкретна. Не достигнув ее, можно посчитать себя неудачником. Кому это понравится? Понимая, что многие неудачи зависят от них самих, участники и начинают проявлять сопротивление на тренинге. Все эти цели необходимо переформулировать — если, конечно, есть желание — стремиться к их достижению и продолжать мечтать. А если желания нет, то тут уже стоит говорить с психологом.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.