Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суд, установив при рассмотрении дела не соответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.






1. Независимость судей - главное условие существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. В отличие от прежнего порядка, традиционно предусматривавшего наделение судей полномочиями на конкретный срок (по советским конституциям 1936 и 1977 годов судьи избирались на три года, позднее - на пять лет, а с 1988 года - на 10 лет), уже Закон «О статусе судей в Российской Федерации», принятый 26 июня 1992 г., установил, что полномочия судей не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и законами (статья 11). Такая регламентация устраняет опасность для судей быть освобожденными от должности только потому, что истек срок их полномочий, и безусловно служит важнейшей гарантией обретения ими подлинной независимости.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации», а также Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РСФСР предусматривают и другие юридические гарантии независимости судей. К таким гарантиям относятся:

установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей. В частности, суд выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц не допускается. Судьи не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания;

запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; всякое такого рода вмешательство преследуется по закону вплоть до привлечения к уголовной ответственности;

освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было (раньше они отчитывались перед избирателями или органом, их избравшим, и такая подотчетность наряду с другими отрицательными факторами превращала судейскую независимость в фикцию). Судьи не обязаны давать какие-либо объяснения по поводу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом; так, после назначения судебного заседания судья должен обеспечить всем участникам процесса возможность ознакомиться с материалами дела и выписать из него необходимые сведения. До вступления решения в законную силу дело никем не может быть истребовано из суда. После вступления решения в законную силу дело вправе истребовать лишь лица, уполномоченные процессуальным законом принести протест в порядке надзора;

установленный законом порядок приостановления и прекращения полномочий судьи (см.комментарий к статье 121);

право судьи на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности, за пребывающим в отставке сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие не менее шестикратного размера месячной зарплаты по оставляемой должности. Проработавший не менее 20 лет судья имеет право получать по своему выбору пенсию на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 процентов зарплаты работающего на соответствующей должности судьи;

провозглашенная и обеспеченная законом неприкосновенность судьи (см.комментарий к статье 122);

система органов судейского сообщества, которые выражают интересы судей как носителей судебной власти. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей Российской Федерации, избираемый съездом; собрания судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; съезды (конференции) судей судов субъектов Российской Федерации, а также военных и арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) - избираемые ими советы судей;

предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Материальное обеспечение включает, в частности, должностной оклад судьи, который не может быть меньше половины должностного оклада Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью в зависимости от стажа работы и климатических условий от 30 до 60 рабочих дней с бесплатным проездом к месту отдыха и обратно; предоставление судье во внеочередном порядке благоустроенной квартиры или дома, домашнего телефона, а для его детей - мест в детских дошкольных учреждениях. Социальная защита судьи и членов его семьи состоит, в частности, в том, что жизнь и здоровье судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму 15-летней зарплаты судьи; в случае причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность продолжать профессиональную деятельность, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между зарплатой и назначенной пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию; в случае гибели (смерти) судьи аналогичная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении;

особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Перечисленные гарантии независимости распространяются на судей всех действующих в России судов (конституционного, общих, военных, арбитражных) и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации (указом Президента, постановлением Правительства и т. п.) и республик в составе Российской Федерации (статья 9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

В комментируемой статье Конституции независимость судей связывается с подчинением их «только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». В прежних Конституциях (союзных и российских) речь всегда шла о подчинении судей только закону. Специальное указание на Конституцию в контексте данной статьи объясняется, во-первых, тем, что Конституция занимает главное место в ряду законов, что это особый, неординарный закон, подчиняться которому необходимо в первую очередь, и, во-вторых, тем, что она, в отличие от прежних конституций, имеет прямое действие (см.комментарий к статье 15), и суды обязаны и вправе непосредственно применять ее нормы, ссылаться на них в своих решениях независимо от того, приняты или не приняты законы, развивающие или детализирующие конституционные предписания.

Что касается упоминания о федеральном законе, которому должны подчиняться судьи, то имеется в виду, что судам чаще всего придется применять именно федеральные законы, потому что в них заключена основная, преобладающая масса правовых норм (судоустройственных, гражданских, уголовных, уголовно-исполнительных, процессуальных, административных, трудовых, жилищных и др.), отнесенных Конституцией к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (см.комментарий к статьям 71 и 72). Это не исключает необходимости для судов подчиняться законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, если эти акты приняты по предметам совместного ведения и в соответствии с федеральными законами. Думается также, что суды обязаны подчиняться и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения (см.комментарий к статье 76). Другое дело, что федеральным судам (а в статье 120 Конституции говорится именно о них) вряд ли придется обращаться к этой категории правовых актов. Скорее всего, их применение и возникающие при этом споры составят компетенцию местных, в том числе мировых, судов. Однако в настоящее время организация, система и порядок деятельности федеральных и местных судов до конца еще не определены.

Сформулированный в статье 120 Конституции принцип правосудия состоит из двух неотделимых друг от друга, органически взаимосвязанных элементов: 1) судьи независимы и 2) судьи подчиняются Конституции и федеральному закону. Разорвать, изолировать эти положения невозможно, ибо независимость судей обусловливается их подчинением только Конституции и закону, а такое подчинение реально лишь при условии, что они действительно независимы. Если бы судьи не подчинялись Конституции и закону, то их независимость фактически свелась бы к вседозволенности, голому усмотрению, произволу, что несовместимо с сущностью демократического правосудия.

2. Часть вторая статьи 120 Конституции регулирует действия суда в ситуации, когда он, рассматривая конкретное дело, приходит к выводу, что подлежащий применению правовой акт не соответствует закону. Именно принцип подчинения судей только Конституции и закону, сформулированный в части первой данной статьи, диктует поведение суда: установив, что правовой акт не соответствует закону, суд откладывает его в сторону, не применяет его, а принимает решение, руководствуясь законом.

Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица: указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений и предприятий, акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, исполнительных органов общественных объединений и т.д. Отказываясь от применения не соответствующего закону акта, суд может одновременно своим определением (постановлением) обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом, изменить или отменить. В таких действиях суда, в частности, проявляется его контрольная функция за правотворческой и правоприменительной деятельностью в Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.