Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 69






Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Впервые в Российской Федерации на конституционном уровне закреплена охрана коллективных прав специфических этнических групп. Символично, что данное положение вошло в Конституцию Российской Федерации в Международный год коренных народов мира.

Понятие «коренные малочисленные народы» возникло в результате объединения терминов, традиционно применяемых в международно-правовых актах и в законодательстве Российской Федерации. В международно-правовых документах используется понятие «коренные народы».

В соответствии со статьей 1 Конвенции МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (Г989 г.), к ним относятся народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие и субъективного фактора - указание самих народов на их принадлежность к числу коренных (пункт 2 статьи 1 указанной Конвенции).

В актах органов государственной власти Российской Федерации обычно применялось понятие «малочисленные народы» (см. например, Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера»).

Комментируемая статья Конституции закрепляет обязанность государства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие статус этнических групп такого рода. Согласно вышеназванной Конвенции, коренные народы должны на равных основаниях пользоваться правами и возможностями, которые предоставляются остальному населению страны. В случае необходимости государство использует специальные средства охраны представителей этих народов, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды. Правительства независимых государств принимают меры, отвечающие традициям и культуре соответствующих народов, для ознакомления с их правами и обязанностями, особенно в вопросах труда, экономических возможностей, образования, здравоохранения и социального обслуживания. При подготовке законопроектов и административных мер, затрагивающих интересы коренных народов, должны проводиться консультации с их представителями. Если общегосударственный закон применяется в отношении упомянутых народов, то необходимо принимать в расчет их обычаи и обычное право.

Коренные народы имеют право на выбор собственных приоритетов развития. За ними признаются собственность и владение в отношении тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на участие в управлении и использовании природных ресурсов, относящихся к этим землям. Кустарные промыслы, сельские и общинные производства, а также традиционные виды деятельности этих народов (охота, рыболовство, звероловство и собирательство) признаются важными факторами сохранения их культуры, экономической самостоятельности и развития.

Одна из задач государства - обеспечение возможностей для сохранения языков коренных народов и овладения этими народами общенациональным (государственным) языком. В связи с тем, что Российская Федерация еще не ратифицировала Конвенцию МОТ, в настоящее время в законодательстве закрепляются лишь отдельные элементы статуса корённых малочисленных народов, такие, как: особый режим землепользования в местах проживания и хозяйственной деятельности этих народов, а также специальный режим ведения лесного хозяйства, лесоэксплуатации и лесопользования на территории проживания этих народов (статьи 4 и 51 Основ лесного законодательства Российской Федерации). Кроме того, упомянутым группам населения предоставляются льготы в финансовой сфере и в области приватизации. К ним следует отнести: освобождение от платы за землю предприятий и граждан, которые занимаются традиционными промыслами; направление части платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, на нужды социально-экономического развития этих народов при пользовании недрами в районах их проживания (статья 42 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах»); исключение из совокупного дохода членов кочевых родовых общин малочисленных народов Севера при налогообложении всех доходов, за исключением заработной платы (статья 3 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц»); преимущественное право на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел (статья 20 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о культуре Российская Федерация гарантирует покровительство в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития. В настоящее время действует, в частности, Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера на 1991 - 1995 годы.

В соответствии с пунктом «м» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому данный вопрос регулируется и на региональном уровне. Достаточно последовательно он решается, например, в Республике Саха (Якутия), где действует Закон Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1992 г. «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера». Согласно данному акту, община- самобытная форма ведения природопользования и хозяйствования, которая создается для возрождения, сохранения и развития уклада жизни, культуры и языка малочисленных народов Севера; она является равноправным звеном экономической системы и пользуется защитой государства (статья 1).

Достаточно подробно статус коренных малочисленных народов регламентируется и в Основном законе данного субъекта Федерации. Республика Саха (Якутия) в составе республиканского бюджета образует фонды защиты и развития своих малочисленных народов Севера, берет на себя обязанность оберегать * исконную среду обитания и традиционный образ жизни этих народов (статья 38). Малочисленным народам гарантируется не только право владения и пользования землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-рыбопромысловыми угодьями, но и защита от любых форм ассимиляции, посягательств на этническую самобытность, на исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры (статья 42). Конституция Республики Саха (Якутия) допускает создание национальных административно-территориальных единиц, объявление языков малочисленных народов Севера официальными языками в местах их компактного проживания, формирование кочевых органов власти (родовых общин), а также избирательных округов с меньшей, чем установлено общими нормами, численностью избирателей (статьи 43, 46, 85, 112).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.