Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артикулы воинские (1715 г.).






Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. Воинские артикулы были посвящены вопросам уголовной и административной ответственности военнослужащих. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. В петровский период в русском законодательстве появляется само понятие " преступление" в его современном понимании. При Петре I состояние опьянения переводится из разряда смягчающих в отягчающие вину обстоятельства.

Виды преступлений по Воинским артикулам 1715:

1. Преступления против веры, в частности, сурово преследовалось раскольничество.

2. Государственные преступления, появляется такое преступление как оскорбление (в самом широком смысле этого слова) царя.

3. Должностные преступления: казнокрадство, взяточничество и пр.

4. Преступления против личности.

5. Имущественные преступления.

Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права. Артикул делится на 24 главы. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их.

Уголовное право. По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза.

В Артикуле есть наказание за голый умысел, т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение.

Из содержания Артикула можно сделать вывод о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом.

Необходимая оборона. (арт. 156, 157). Подробно регламентированы пределы необходимой обороны: соразмерность обороны нападению, одновременность обороны и нападения, невозможности для обороняющегося уступить или уйти «без опасения смертного». Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство.

Смягчающим вину обстоятельством был аффект. (арт. 152). Оскорбление в гневе – извинение, за него же в обычном состоянии – до полугода тюрьмы. Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания. (арт. 154, толкование). Совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность.

Цели наказания: устрашение; изоляция преступника (тюрьма, каторга); возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге).

Характерные черты наказания: неопределенность («по делу», «сему подобным»); Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями; несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле.

Виды наказаний: Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение); Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение); Срочная и бессрочная ссылка. В отношении офицеров применялись особые наказания: Отставление от службы (временное или постоянное); Лишение чина; Служба в качестве рядово; Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного).

25. Государственное устройство Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX столетий.

1. По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, на­деленный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветв­ленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновни­ки и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департамен­ты сената становятся высшими апелляционными инстанция­ми для судов губерний.

3. В 1802 г. началась министерская реформа. В соответст­вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо­путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве­щения. Министерства управлялись по принципу единонача­лия. Министрам вверялась исполните1ьная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры долж­ны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятель­ности, но фактически они были ответственны перед импера­тором.

Министры и товарищи министров(помощники) назнача­лись императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министра­ми. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных опросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета, председа­тели департаментов Государственной совета, государствен­ный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначе­нием императора.

В 1812 г. было принято первое Учреждение Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся цент­ральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д. С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.

4. В первой половине XIX в. были упразднены верхний зем­ский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами вто­рой инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятель­ности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духов­ные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий. В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на ко­торое возлагалось судебное управление.

5. В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, со­стоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерст­вом внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционе­рами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностран­цами в государстве. Исполнительным органом Третьего отде­ления был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие адми­нистративно-территориальные единицы — станы была реор­ганизована система полицейских органов. Появилась по­лицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дво­рянством. Становой пристав подчинялся земскому исправни­ку, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управ­лению. В своей деятельности он опирался на сельскую выбор­ную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых силь­ных в Европе.

26. Общественный строй России XVIII – первой половине XIX столетий.

Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревавших формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутренний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемного труда и введением машин. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросло втрое.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот - в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

Дворяне, как и прежде, оставались наиболее привилегированной частью общества.

Правительство стремится сохранить замкнутость дворянского сословия. Доступ в дворянство затрудняется. Теперь, чтобы получить звание потомственного дворянина путем выслуги, нужно было дослужится до четвертого класса, т. е. генеральского чина (раньше до VII чина).

Вместе с тем на социальной структуре российского общества не мог не отразится факт развития рыночных отношений. Вводятся новые категории городских жителей:

1) почетные граждане (потомственные и личные);

2) купцы двух гильдий;

3) цеховые;

4) мещане;

5) рабочие люди.

Основным направлением социальной политики государства являлось создание препятствий для перехода людей из одних сословий в другие. Политика государства в отношении дворян. В 1831 г. было издано новое «Положение о дворянских обществах». В нем были более точно определены функции дворянских собраний, порядок выборов должностных лиц, расширен круг должностей, замещаемых на более высокого имущественного ценза.

В 1845 г. были повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. Отныне для приобретения потомственного дворянства офицерам требовалось дослужиться до 8 ранга, а на штатской службе - до 5. Политика государства в отношении духовенства. Первые сословные льготы и привилегии духовенство обрело еще в XVIII в. В первой половине XIX в. этот процесс продолжался:

? с 1801 г. священники, а с 1835 г. их дети были освобождены от телесных наказаний,

? с 1807 г. - от поземельного налога,

? с 1821 г. - от постоя,

? награжденные орденами священники получили право приобрести дворянские права,

? 1849 г. дети священников получили освобождение от обязательного обучения в духовных учебных заведениях. Вместе с тем, в отношении духовенства продолжилась и другая линия - власть стремилась затруднить проникновение в это сословие лиц из других социальных групп и сокращение числа лиц, пользующихся привилегиями духовенства. Так, в 1828 г. Детям священников, не имевшим возможности получить место в церкви, вменялось в обязанность избрать гражданскую или военную службу, а не сделавшим это - записаться в одно из податных сословий.

Политика государства в отношении крестьян. На рубеже XVIII-XIX вв. крестьянство составляло 94, 5% населения страны. Из них около 45% являлись государственными (в их число входили крестьяне, принадлежащие императорской фамилии, и посессионные, то есть приписанные к фабрикам и заводам) и около 55% частновладельческими (или помещичьими). И при Александре I, и при Николае I крестьянский вопрос не сходил у правительства с повестки дня. В царствование Александра I, первым на правительственный уровень поднял этот вопрос князь А.Р. Воронцов. Затем последовали проекты адмирала Н.С. Мордвинова, П.А. Зубова. В 1801 г. граф С.П. Румянцев пожелал отпустить на волю 199 крестьян одного из своих имений. Поскольку соответствующего закона не существовало, он обратился к Александру I с просьбой о его создании. В результате в 1803 г. был принят закон «О вольных хлебопашцах». На его основании несколько десятков тысяч крепостных со временем получили свободу. В 1808 г. правительство запретило продавать крепостных на ярмарках, в 1809 г. ссылать их на каторгу. После войны 1812 г. проекты отмены крепостного права выдвинули И. Тургенев, Е.Ф. Канкрин, А.А. Аракчеев. Возникло даже общество по организации отмены крепостного права. Но Александр I считал, что в масштабах страны все должно зависеть от него, а не каких-то обществ. В 1816-1819 гг. он разрешил отменить крепостное право в Остзейском крае (Эстонии и Латвии).

В следующее царствование для обсуждения этого вопроса было создано 10 секретных комитетов. Их участники старались смягчить крепостное право, упорядочить отношения между крестьянами и помещиками. В частности, благодаря работе этих комиссий в 1842 г. помещикам разрешили передавать своим крестьянам земли за определенные повинности, в 1848 г. помещичьи крестьяне получили право покупки земли. Николай I понимал экономическую нецелесообразность и нравственную несовместимость крепостного права с православием. Однако он полагал невозможным для себя лично отменить Жалованную грамоту дворянству 1785 г., в соответствии, с которой земля навечно передавалась дворянам. Низкая эффективность этой работы правительственных комиссий объясняется тем, что помещичьи крестьяне практически не восставали. Против своего положения поднимались или казаки или государственные крестьяне окраинных регионов:

- в 1826 г. волнение охватило 45 тыс. донских казаков;

- в 1843 г. волнение охватило 40 тыс. государственных крестьян Оренбургской губернии. Но и эти волнения не выросли до масштабов опасности для трона и существующего строя. Поэтому разработка законов в отношении государственных крестьян не являлась прямой реакцией на эти волнения. Например, наиболее крупным было волнение на Дону в 1826 г., а реформа управления государственными крестьянами началась в 1837 г. В 1843 г. заволновалась Оренбургская губерния. Это был явный признак неудовлетворенности крестьян закончившейся в 1841 г. реформой. Но правительство считало проблему закрытой и к пересмотру положений реформы не вернулось. Большинство волнений крепостных крестьян не было связано с насилием, а представляло своего рода экономические забастовки. Так, с 1826 г. по 1850 г. произошло 576 волнений. С 1835 г. по 1854 г. было убито 130 помещиков и чуть более двух десятков управляющих, совершено 62 покушения на жизнь тех и других. В сравнении с масштабами преступности конца XX в., русская деревня первой половины XIX в. представляла собой правовой оазис.

27. Развитие права во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

Стремительный рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное соответствие существующего законодательства.

Было предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления Николая I. Ведущая роль в организации проведения систематизации отводится М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского, уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском революционном законодательстве.

В 1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:

1) создание Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ);

2) создание Свода действующих законов Российской империи (СДЗ);

3) создание нового Уложения.

В 1830 г. было подготовлено ПСЗ, в 1831 г. оно было опубликовано. Законодательные акты в ПСЗ располагались в хронологическом порядке, оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений.

СДЗ был опубликован в 1832 г. и введен в действие в 1835 г. В него были включены лишь действующие акты. располагавшиеся по определенной системе - по отраслям права.

Создание нового Уложения завершено не было, т. к. царь был против нововведений в законодательстве. Как часть Уложения в 1845 г. было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Рост промышленности и торговли обусловил развитие гражданского права, в котором значительное внимание уделялось укреплению права собственности, имущество делилось на недвижимое и движимое, различалось законное и незаконное владение. В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. СДЗ регулировал составление, исполнение и прекращение договоров (Д). Предметом Д могли быть имущество и действия лиц. Д мог заключаться письменно или устно. Вводилось нотариальное удостоверение для отдельных Д.Средствами обеспечения Д являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное право продолжало традиции церковного брака. Имущество супругов, родителей и детей было раздельным. В наследственном праве расширяется свобода завещания. По закону наследовала мужская нисходящая линия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.