Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная часть. Основная часть ВКРМ должна составлять не менее 80% ее полного объема






Основная часть ВКРМ должна составлять не менее 80% ее полного объема. Она делится на разделы (именуемые «главами» и «параграфами»).

Основная часть ВКРМ подразделяется на логически связанные между собой разделы (обычно именуемые «главами» и «параграфами»). Каждая глава освещает самостоятельный вопрос поставленной проблемы, а параграф – отдельную часть вопроса, один из его аспектов. Главы ВКРМ – это основные структурные единицы текста. Каждая глава освещает самостоятельный вопрос поставленной проблемы, а параграф – от­дельную часть вопроса. Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы, поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему.

Содержание каждого раздела (главы, параграфа) отражается в кратком и информативном заглавии. Особое внимание следует обратить на сохранение логической связи между главами, параграфами, наличие выводов по каждому разделу.

Количество глав, параграфов определяется по согласованию с научным руководителем. При этом учитываются специфика изучаемой проблемы, объем материала. Не исключено, что количество параграфов в разных главах может быть различным (но не менее двух); различным может быть и объем структурных разделов ВКРМ, однако следует стремиться к равнозначным по объему разделам.

ВКРМ может быть реализована в одной из следующих форм:

· научный реферат по проблемам истории и теории библиотечно-информационного дела или его конкретных институтов;

· работа прикладного характера;

· работа методического характера, связанная с преподаванием общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации по направлению 071900 Библиотечно-информационная деятельность.

Рассмотрим особенности структурирования и представления материала основной части ВКРМ по каждой из трех форм.

Жанр научного реферата применим к темам по истории и теории библиотечно-информационного дела.

В отличие от курсовых работ младших курсов обучения, которые являются реферативными, работа в жанре научного реферата требует не только выявления, анализа и обобщения публикаций по теме, но и глубокого освещения собранного материала, его всесторонней интерпретации и четкой авторской позиции. Автор должен сделать упор на творческое, критическое осмысление имеющихся научных знаний, теоретических разработок. На основании изучения широкого круга литературы по данной проблеме автор магистерской диссертации должен усвоить различные подходы к решению проблемы, провести аналитико-синтетическую переработку сведений, содержащихся в первичных документах. При освещении дискуссионных вопросов книговедения необходимо не только объективно и полно раскрыть позиции участников дискуссии, выявить особенности, достоинства и недостатки каждой из них, но и сформулировать собственную авторскую позицию и аргументировано раскрыть ее.

Структурироваться основное содержание научного реферата должно на основе логики исследуемого предмета, с учетом целей и задач ВКРМ.

Все материалы, включенные в текст ВКРМ, следует объединить ведущей идеей исследования и обязательно в ходе исследования аргументировать и доказать. Все компоненты диссертации должны быть логически взаимосвязаны. В качестве выводов кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности.

Обращение к историко-книговедческой тематике подкрепляется поиском и использованием неопубликованных источников.

Как правило, в ВКРМ прикладного характера присутствует реферативная часть, освещающая теорию и историю вопроса. В реферативной части работы необходимо осветить основные этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по своей проблеме. Сжато, критически осветив работы предшественников, диссертант должен назвать те вопросы, которые остались неразрешенными, и, таким образом, определить свое место в решении проблемы. Закончить обзор литературных источников нужно кратким резюме о тех конкретных научных задачах, которые автор стремится поставить и разрешить в своей диссертации.

В последующих разделах излагается собственное исследование диссертанта с особенным выявлением того нового и оригинального, что он вносит в разработку проблемы. Основным содержанием работы может быть самостоятельный анализ практической деятельности учреждений и организаций в системе документных коммуникаций, прежде всего – библиотек. Важно обобщить накопленный опыт, выявить наиболее значительное, новое в практической деятельности. При этом необходимо отметить, насколько полученные данные соответствуют теоретическим разработкам, методическим рекомендациям и др.

Исходный материал для практической части исследования студент собирает в ходе профессиональной деятельности (для работающих студентов-заочников) или производственной практики (для студентов дневной формы обучения). Например, по теме «Система библиотечного обслуживания детей и юношества в регионе» в теоретической части представлен подготовленный по публикациям печати анализ системы библиотечного обслуживания юных читателей, сложившейся на региональном уровне РФ. В практической части следует дать описание и анализ системы библиотечного обслуживания на примере конкретного региона, города или района. Таким образом, в практической части ВКРМ, органически продолжающей теоретическую, магистрант подтверждает или опровергает выдвинутые в предыдущих разделах работы концепции, наблюдения, гипотезы, детализирует материал на локальном уровне.

При написании практической части ВКРМ студент должен продемонстрировать умение получать, анализировать и обобщать материалы о деятельности организаций и учреждений документных коммуникаций, прежде всего – библиотек, делать выводы и заключения и давать рекомендации по совершенствованию их деятельности. Конкретное задание по содержанию и наполнению практической части ВКРМ в значительной степени зависит от темы работы и уточняется в ходе консультаций с научным руководителем.

В работе возможна и самостоятельная исследовательская часть, связанная со сбором и обработкой эмпирического материала. Важно показать, что студент обладает профессиональными знаниями и умениями; владеет темой настолько, что готов использовать ее в практике преподавания в ссузах или системе дополнительного профессионального образования. Излагать материал необходимо аргументировано, стилистически грамотно, четко, сжато, простым и ясным языком. Весь собранный эмпирический материал следует обобщить, оценить, проанализировать, иначе мысли и рассуждения автора могут «потонуть» в обилии фактографического материала.

Все мысли и положения автора должны быть обстоятельно обоснованы на базе принятой автором методики, вытекающей из сущности предмета диссертации. Весь порядок изложения в диссертации должен быть подчинен руководящей идее, четко высказанной автором. Каждая глава и каждый параграф должны иметь определенное целевое назначение и являться базой для последующих структурных элементов работы (глав, параграфов, заключения).

Важным требованием к основной части ВКРМ, как уже отмечалось, является наличие выводов автора. Каждую главу, параграф следует завершать выводами, которые вытекают из текста и являются переходом к изложению материала в следующем разделе ВКРМ. Это обеспечивает единство всей работы и преемственность структуры.

Статистические данные в полном объеме обычно приводятся в приложениях в таблицах, схемах, графиках и т. п. Каждое подобное приложение обязательно должно иметь заголовок, а при необходимости – ссылки на источник в подстрочных примечаниях. Чтобы таблицы, графики, диаграммы, приведенные в приложении, «работали», в тексте ВКРМ должны быть ссылки на них (см. Приложение 2).

Названия глав, параграфов надо сформулировать кратко и информативно, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы, назва­ние должно отражать эту подчиненность.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме ВКРМ и полностью ее раскрывать. Особое внимание следует обратить на сохранение логической связи между главами, параграфами, наличие выводов по каждому разделу.

В основной части ВКРМ подробно представлены основные результаты исследования, отражена его методика и техника. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

ВКРМ методического характера могут быть структурированы следующим образом.

Первая глава (теоретическая часть) ВКРМ предполагает углубленный анализ перечня учебных циклов по направлению 071900 Библиотечно-информационная деятельность и проектируемых результатов их освоения, места конкретной учебной дисциплины (или курса по выбору студентов) в ФГОС ВПО и учебном плане по конкретному направлению подготовки, выявление межпредметных связей, анализ содержания и форм учебных занятий.

Студент должен выявить и изучить литературу об опыте и проблемах преподавания данной или сходных учебных дисциплин в других вузах страны.

Вторая глава (практическая часть) ВКРМ содержит анализ состава общекультурных, профессиональных и вузовских компетенций, а также знаний, умений и владений, приобретаемых студентами в процессе изучения самостоятельно разрабатываемой автором учебной дисциплины для вариативной части профессионального цикла или дисциплин по выбору (факультативов) по направлению 071900 Библиотечно-информационная деятельность.

Третья глава представляет собой авторский вариант разработки рабочей программы дисциплины и ее методического обеспечения. Тематика и содержание курса обсуждаются на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности; часть лекционных, семинарских и практических занятий апробируются в ходе научно-педагогической практики.

Кроме того, она может включать:

1. Лекциюпо теме ВКРМ или одному из ее аспектов, разработанную в соответствии со стандартом «Лекции: виды и требования» (Лекция: виды и требования / Стандарты высшего учебного заведения. – Кемерово, 1998. – С. 32–36.). Текст лекции может быть размещен в приложениях ВКРМ и должен сопровождаться следующими документами:

А) пояснительной запиской, в которой студент определяет целевое назначение лекции, ее вид по форме обучения, вид по форме организации; описывает применяемые на лекции методы активизации мышления студентов, приемы закрепления информации;

Б) отзывом о лекции по определенной форме: дата и место ее прочтения, заключение о степени соответствия образовательному стандарту, оценка, подпись присутствовавшего преподавателя.

2. Рекомендации по использованию данной ВКРМ в системе повышения квалификации библиотекарей-библиографов должны даваться по форме:

А) актуальность темы для практической сферы библиотечной отрасли;

Б) приоритетные группы сотрудников библиотек, знакомство которых с темой или углубление знаний по ней наиболее целесообразно;

В) предпочтительные формы (печатные, устные) ознакомления библиотекарей с темой с указанием рекомендуемых заглавий.

Текст рекомендаций размещается в приложениях к ВКРМ.

3. Систему рекомендаций по изучению темы или ее аспектов в системе среднего специального учебного заведения (рекомендации могут включать темы и формы занятий, советы по организации самостоятельной работы учащихся, список литературы в помощь освоению темы и советы дидактического плана, материал презентационного характера). Данные рекомендации могут быть изложены в параграфе методического характера или даваться в приложении.

Обязательным условием успешного выполнения ВКРМ данной модели является наличие Акта о внедрении (выписка из протокола заседания кафедры книжного бизнеса об обсуждении разработанного магистрантом курса по выбору или учебной дисциплины).

 

Заключение

Итоговая, завершающая ВКРМ часть, называется «заключение». В заключении формулируются общие выводы по результатам исследования: связанные с достижением его цели и более частного характера, направленные на решение поставленных задач. Оно выполняет роль концовки и представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, то есть формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Это значит, что заключение не должно повторять всех выводов, которые даны в конце глав. Прежде, чем писать заключение, необходимо просмотреть введение, отражающее замысел работы, выводы, завершающие главы и параграфы; заключение должно показать, в какой мере реализовано задуманное, что показал процесс решения задач, как соотносятся замысел и его воплощение. Здесь же могут содержаться и рекомендации общего характера, направленные на устранение выявленных недостатков. В завершающем фрагменте текста заключения обозначаются нерешенные проблемы, намечаются перспективы дальнейшего исследования заявленной в ВКРМ проблемы.

 

Таким образом, в заключении автор должен последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и соотнести их с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Общий объем ВКРМ без учета списка использованной литературы и приложений должен быть не менее 60 страниц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.