Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)






 

Работа над ВКРМ начинается с выбора темы, ее утверждения, установочной консультации научного руководителя, в ходе которой определяется общая стратегия исследования, в общем виде намечаются цели и задачи.

Предварительное изучение темы исследования. На этом этапе необходимо осмыслить актуальность темы; актуальность – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения наиболее насущных, социально значимых научно-практических задач в данное время и в данном месте. Иными словами, актуально то, что остро необходимо сейчас и здесь, помогает разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, соответствует вызовам времени, отвечает критериям социальной необходимости. Актуальность темы косвенно устанавливается также в процессе изучения решений директивных органов, научно-координационных советов, статей постановочного или проблемного характера. Необходимо также продумать теоретическое и практическое значение магистерского исследования, его перспективность для решения научных и практических задач.

Общее представление о теме работы помогут получить соответствующие разделы и рубрики справочных, научных и учебных изданий по теме (см. Приложение 4).

Кроме того, желательно просмотреть аналитические обзоры, написанные ведущими специалистами в соответствующей области науки (как правило, такие обзоры завершаются перечнем нерешенных научных проблем и перспектив развития некоторой научной области); выяснить темы ранее выполненных исследований, подумать, нельзя ли провести те же исследования с использованием новых, более совершенных методов, заведомо дающих новые результаты; ознакомиться со специальной литературой в избранной области знаний, с новейшими результатами исследований в пограничных областях науки, попытаться найти темы на " стыке" наук (этот путь постановки проблемы исследования требует особо широкой эрудиции от исследователя). В процессе всестороннего библиографического поиска выявляется и новизна предполагаемого исследования.

Предварительное изучение темы ВКРМ позволит более четко отработать формулировку темы исследования, охарактеризовать ее в широком, междисциплинарном аспекте, более полно описать исследовательскую проблему и перечислить исследовательские вопросы, которые необходимо решить.

На этом этапе необходимо запланировать и личные контакты, которые могут быть полезными в процессе обсуждения замысла исследовательской работы и ее обсуждения.

На этом этапе необходимо попытаться дать ответ на такие вопросы:

1. В чем Вы видите необходимость изучения данной темы?

2. В чем заключается ее актуальность?

3. Какую проблемную ситуацию разрешит Ваше исследование?

4. Что нового может внести Ваша работа в теорию и практику библиотечного дела?

5. Достижения каких наук Вам необходимо использовать при проведении данного исследования?

6. Основная цель работы?

7. Каков объект Вашего исследования?

8. Какую сторону объекта Вы выбрали для углубленного исследования, то есть что является его предметом?

9. Какие задачи нужно решить для достижения данной цели?

10. Можете ли Вы высказать какое-либо научное предположение об объекте и предмете исследования, т.е. сформулировать гипотезу?

11. Как собираетесь выявить литературу по теме своего исследования?

12. Какой будет выборка изучаемых объектов в Вашем исследовании?

13. При наличии каких условий Вы сочтете, что эмпирического материала достаточно?

14. Какие методы сбора и анализа эмпирического материала будете использовать?

15. Как будут обрабатываться собранные Вами материалы?

16. Что будет представлять собой структура Вашей исследовательской работы?

17. Планируете ли Вы внедрение результатов своего исследования в практику библиотечной работы?

 

Далее составляется рабочий план-график подготовки ВКРМ (см. Приложение 2), который отражает сроки и последовательность проведения исследования.

 

Определение хронологических рамок библиографического поиска в соответствии с особенностями темы, поставленными целями и задачами.

Выявление источников поиска информации по теме исследования. Очень важно в начале исследовательского пути расчленить изучаемую проблему на структурные части (хронологические, территориальные, тематические, аспектные и т.п.) с тем, чтобы вести поиск литературы целенаправленно, не упуская при этом общего видения темы.

Предварительно составляется список источников, которые предстоит проработать для выявления специальной литературы. Для этого нужно просмотреть список основных текущих и ретроспективных библиографических пособий, официальных и справочных изданий исходных источников (см. Приложение 4). Кроме них, целесообразно изучить профессиональные (периодические и продолжающиеся) издания по библиотечно-библиографическому делу и педагогическим наукам, психологии, профессиональному образованию (см. Приложение 5) за согласованный с руководителем срок. Необходимо также определить виды требуемых изданий: книги, статьи, рецензии, сборники научных статей, труды научных учреждений, материалы конгрессов, конференций (определить, каких именно), обозначить круг необходимых реферативных журналов.

В дальнейшем, уже в ходе изучения литературы, могут оказаться полезными несамостоятельные (внутрикнижные, пристатейные и т.п.) пособия и библиографические ссылки в изданиях. Использованные источники поиска информации должны быть описаны и представлены в тексте ВКРМ в качестве приложения.

Составление рабочей картотеки. Рабочая картотека включает библиографическую информацию обо всех документах по теме ВКРМ, выявленных студентом. Библиографические описания должны обязательно соответствовать требованиям следующих стандартов:

· ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

· ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления;

· ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

· ГОСТ 7.0.12-2011 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила;

В ходе подготовки ВКРМ карточки с библиографическими описаниями могут быть сгруппированы сначала в алфавите авторов и заглавий по каждой части работы (теоретической, практической).

Целесообразно на карточках рабочей картотеки проставлять шифры книг (это облегчит в дальнейшем заказ издания в библиотеке), а также другие рабочие пометки. По мере ознакомления с выявленными материалами часто выясняется, что некоторые публикации не представляют интереса (содержат вторичный материал, устарели и т. д.). Не следует спешить исключать их из картотеки – лучше сделать соответствующую пометку. Окончательный отбор источников для включения в список использованной литературы обычно проводится после написания текста ВКРМ.

Изучение литературы. Изучение выявленных публикаций целесообразно начинать с материалов, освещающих проблему в целом. Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, а в дальнейшем определить структуру ВКРМ.

Как правило, чтение научной литературы включает два этапа: общее знакомство с книгой и ее детальное изучение. Первичное знакомство, включающее просмотр титульного листа, выходных данных, оглавления, предисловия, позволяет уяснить общее содержание издания, выявить ос­новной и второстепенный по отношению к изучаемой теме материал. Вто­рой этап предполагает тщательный анализ тех разделов, которые, так или иначе, касаются темы ВКРМ. На этом этапе следует конспектировать значимые источники, делать выписки, копировать или сканировать отдельные наиболее важные или содержащие значительный объем цифро­вой информации сведения.

Конспекты и выписки должны быть конкретными, не содержать обще­известных фактов. Наиболее удобной и практичной формой выписок яв­ляются заметки на отдельных листах бумаги одного формата. На каждом листе необходимо указывать выходные данные изучаемой работы, номер страницы, откуда сделана выписка, фиксировать собственные пометки.

После изучения основной части литературы по избранной проблеме, как правило, приступают к изучению опубликованных и неопубликован­ных источников. К опубликованным источникам относятся законодатель­ные акты, документальные и статистические публикации, статьи из периодики.

В работе над темами исторического характера следует использовать архивные материалы. Поиск необходимых сведений в архивах рекомендуется начинать с ознакомле­ния с путеводителями по архивам, которые издаются многими местными архивами и имеются в библиотеках. В путеводителях содержится информация об архивных фондах: название, номер, количество дел, хронологические рамки, а также дается характеристика основных материалов, входящих в состав фонда. Непосредственная работа в архиве должна начинаться с изучения инвен­тарных описей, которые представляют собой перечень дел, входящих в сос­тав того или иного фонда. В описи указывается название дела, его номер, даты начала и окончания дела. Важнейшее требование к выпискам из архив­ных документов состоит в том, чтобы при обращении впоследствии к каж­дой из них имелась бы возможность точно установить, что представляет собой документ, из которого она сделана, его связь с другими документами по тому же вопросу. Выписки целесообразно производить на отдельных листах, подобно выпискам из литературы. На каждом листе необходимо указывать не только номер фонда, описи, дела и листа, на котором помещен изучаемый документ, но и краткий заголовок дела, дату и заголовок докумен­та. Дословные цитаты из документа следует заключать в кавычки или квадратные скобки с тем, чтобы впоследствии их можно было отличить от пересказа документа своими словами. Если в литературе и источниках обнаруживаются противоречивые данные или оценки по одному вопросу, следует обязательно отметить это при выписке.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме ВКРМ и является потому наиболее ценной и полезной, так как важнейшим критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в ВКРМ. При отборе научных фактов и положений, которые могут быть использованы в тексте ВКРМ, следует учитывать такие свойства, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. В ходе изучения литературы конспекты, рабочие записи следует делать таким образом, чтобы в дальнейшем легко можно было точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату.

Читая и конспектируя литературу, необходимо сразу группировать вы­писки, заметки и факты согласно разделам ВКРМ, намеченным в плане. Это помогает следить за тем, какой раздел плана работы и в какой мере обеспечен необходимым материалом, а по какому требуются дополнительные поиски.

Подобная систематизация изучаемых источников дает возможность наиболее коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов. Она облегчает поиск и помогает установить существенные причинно-следственные связи и зависимости. Систематизацию материала надо проводить в течение всего процесса работы над магистерской диссертацией. Она является однойиз центральных и существенных частей общей методологии любого научного исследования.

Источниковой базой ВКРМ являются разнообразные опубликованные и неопубликованные документы, на которые необходимо ссылаться. Следует помнить, что к цитированию нужно прибегать только тогда, когда действительно нельзя обойтись без ссылки на официальные и нормативные документы (законы, стандарты и т. п.), а также на мнения ведущих ученых и специалистов. Цитату можно изложить собственными словами, если при этом не нарушается целостность изложения и не искажается авторская мысль. Ссылка на авторскую публикацию в этом случае также необходима. При изложении дискуссионного материала особо важна персонифицированность ссылок, например, по мнению ведущего специалиста в области библиографоведения И. Г. Моргенштерна …(37, с. 7). Изложение дискуссионного материала завершается самостоятельными выводами автора работы, определением собственной позиции по тому или иному вопросу.

 

Источниковой базой ВКРМ являются разнообразные опубликованные и неопубликованные документы, на которые необходимо ссылаться. Использование цитат является обязательным условием объективности изложения материала. В соответствии с этикой научного изложения, надо строго следить за правильностью цитирования и соответствием ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них; способ и форма изложения материала должны облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и пр.), упоминаемых в работе являются авторскими, а какие – продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже стали общепринятыми.

Общие требования к цитируемому материалу сводятся к следующим обязательным условиям:

· Цитата должна быть неразрывно связана с текстом (служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).

· Цитировать надо полно (без произвольного сокращения текста) и точно (соответственно авторскому тексту, грамматической форме). Во избежание избыточности текста допускается пропуск в цитате, но при этом смысл текста не должен искажаться (пропуск слов обозначается многоточием).

· При цитирование следует избегать избыточности и недостаточности, так как избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточность снижает ее научную ценность.

· Текст цитаты необходимо заключать в кавычки. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник.

При введении цитат в текст целесообразно использовать специальные вводные слова и словосочетания, примеры которых приведены в приложении 6 (строка «Введение цитаты в контекст»).

Библиографические ссылки обязательно следует оформлять в виде отсылок к «Списку использованной литературы», помещенному в конце ВКРМ. В тексте в конце цитаты или ее изложения в квадратных скобках приводят следующие цифры: первая отсы­лает к номеру библиографической записи в «Списке использованной лите­ратуры», вторая – к конкретной странице или нескольким страницам цити­руемой работы. Напр.: [ 2, с. 212–214 ]. Если ссылка дается на несколько публикаций, то цифры разделяются точкой с запятой. Напр.: [ 18, с. 321; 34, с. 42 ]. В случаях, когда в тексте упоминается несколько работ одного или разных авторов (например, при характеристике разработанности темы ВКРМ), в скобках перечисляются через точку с запятой только номера библиографических записей, напр.: [ 2; 11; 24; 35–37 ].

Проведение исследования. Этот этап работы по своему содержанию, форме и срокам проведения всецело зависит от темы ВКРМ (она может в соответствии с общим замыслом включать проведение социологического исследования, работу в архивах, обработку большого массива документов организаций и предприятий библиотечно-библиографической, информационной книжной отрасли). Чаще всего уже в самом начале студент, консультируясь с научным руководителем, продумывает цели и задачи исследования, соотнося их с целями и задачами, определяет исследовательский инструментарий и базу проведения исследования. Поскольку исследовательская часть работы очень трудоемка, нельзя планировать ее на заключительный этап работы над магистерской диссертацией. Исследование может и должно проводиться на основном этапе, когда студент наработал теоретическую базу для его планирования и осуществления.

В качестве базы исследования могут быть определены различные библиотеки и их структурные подразделения, определенные участки библиотечно-информационной деятельности; образовательные заведения, информационные и интеллект-центры, предприятия книгоиздания и книжной торговли, сеть подобных учреждений города, области, края и других регионов России.

Уточнение структуры ВКРМ. План ВКРМ, отраженный в «Задании...», на протяжении всей работы над магистерской диссертацией уточняется и детализируется в соответствии с имеющимся материалом. После освоения литературы общего характера и получения общего пред­ставления об изучаемой проблеме целесообразно составить более развернутый, подробный план будущей работы.

По мере накопления фактического материала, теоретического осмыс­ления проблемы план будет постоянно меняться, дополняться, уточняться, а иногда и переписываться целиком. Конечный вариант плана складывается уже тогда, когда работа по сбору материала завершается. Тем не менее, напи­сание первоначального плана-ориентира бывает весьма полезно.

Поскольку структурирование – процесс сложный и ответственный, уточненный вариант плана и все последующие его корректировки должны быть согласованы с научным руководителем. Более подробно об основных структурных элементах ВКРМ – см. соответствующий раздел данных «Методических рекомендаций».

Написание текста ВКРМ. Приступать к написанию текста квалификационной работы целесообразно лишь после того, как будут изучены источники, литература и станут ясны контуры магистерской диссертации в целом. Студент должен понимать, как рассматривается данный вопрос в научной литературе, сформировать свое отношение к изучаемому материалу.

Перед началом работы над текстом составляется календарный гра­фик, который утверждается и затем контролируется научным руководителем; корректируется, если это необходимо, структура ВКРМ; систематизируются в соответствии с планом имеющиеся выписки.

Изложение материала может быть аспектным, проблемным и хронологическим. Выбор зависит от характера темы. Однако следует иметь в виду, что про­блемное изложение означает более высокий уровень овладения материа­лом темы и методикой исследования.

Квалификационная работа должна продемонстрировать, что студент не только овладел различными приемами выявления литературы по теме, сумел изучить публикации профессиональных изданий, но и умеет логически изложить их основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал, а также – это особенно важно! – имеет собственную точку зрения на изучаемую проблему, различные позиции и практические решения. В магистерской диссертации обязательно должен присутствовать ее автор со своими взглядами, оценками, суждениями. Нужно как можно чаще использовать словесные обороты «есть основания полагать», «на мой взгляд», «думается, что», «неизбежно вытекает вывод», «есть основания усомниться», «недостаточно убедительно выглядит», «трудно согласиться», «можно безоговорочно согласиться», «кажется спорным», «с одной стороны < … >, c другой стороны», «сильной стороной является», «казалось бы», «представляется абсолютно неверным» и т. д. Вполне допустимы риторические вопросы, различные приемы полемических заострений и доведения до абсурда.

Автору не следует подгонять факты под уже известные или выдвинутые самостоятельно теоретические положения. Он должен критически отно­ситься к содержащимся в литературе выводам и заключениям, стремясь на основе материала источников проверить достоверность тех или иных поло­жений. Вместе с тем не следует необоснованно и бездоказательно отрицать иссле­довательский опыт предшественников.

ВКРМ должна продемонстрировать, что студент не только овладел навыками выявления информации по теме, но и умеет логически изложить их основное содержание и самостоятельно обобщить, интерпретировать материал, а также – это особенно важно! – имеет собственную точку зрения на изучаемую проблему. Нужно не только и не столько фиксировать факты, сколько давать им объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоб­щения и выводы.

Каждый параграф и каждая глава должны начинаться краткой вводной частью, повествующей о замысле данного фрагмента работы, решении определенной исследовательской задачи или группы задач и завершаться выводами. Для выводов используются такие словесные обороты, как «таким образом», «итак», «подводя итоги», «на основании изложенного», «представляется возможным заключить» и т. д.

Содержание ВКРМ должно быть изложено лаконичным объективно-беспристрастным стилем (публицистический пафос может быть уместен только во введении и заключении). Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия), не использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке.

Для языково-стилистического оформления ВКРМ очень важно уметь организовывать накопленную научную информацию в связный текст, для чего надо хорошо разбираться в его речевых функциях и лексических средствах их реализации. В приложении 6 приведены речевые клише, помогающие обозначить в тексте научного произведения, каким является ВКРМ, различные аспекты содержания.

Литературная обработка текста – процесс довольно кропотливый, требующий неоднократного перечитывания, исправления и переписыва­ния отдельных абзацев и даже разделов. Наиболее распространен­ные недостатки изложения – употребление непонятных самому автору слов и выражений, запутанных фраз, обширных цитат, употребление чу­жих фраз и выражений без ссылки на источник, загромождение основного текста фамилиями, названиями работ, цифрами, которые следует помещать в примечания или таблицы.

Изложение текста магистерской диссертации обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Целесообразно прибегать к конструкциям неопределенно-личных предложений (например: «Вначале производят отбор изданий для анализа, а затем устанавливают их соответствие требованиям ГОСТа»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и позволяет не вводить в текст ВКМР личные местоимения.

Редактирование текста ВКРМ. До передачи квалификационной ра­боты на проверку научному руководителю, студенту следует тщательно вычитать и отредактировать ее самостоятельно. Необходимо перечитать весь текст, проверить его с точки зрения стиля научной работы, убеди­тельности и точности приводимых доказательств, логичности изложения материала, наличия в работе выводов по параграфам и главам, правильно­сти оформления ссылок, достаточности статистического и иного материала, приведенного в Приложении к работе, соответствия библиографического описания до­кументов в «Списке использованной литературы» действующим ГОС­Там.

Тщательно отредактированный черновик предоставляется для проверки научному руководителю. Замечания научного руководителя должны быть учтены при окончательном оформлении ВКРМ, которую необходимо завершить в чистовом варианте не менее чем за 10 дней до срока зашиты.

ВКРМ является результатом самостоятельной работы сту­дента. Поэтому именно студент, а не его научный руководитель, несет полную ответственность за содержание своего исследования, оформление, пра­вильность всех приводимых фактов и выводов.

Оформление ВКРМ. О требованиях к оформлению ВКРМ см. соот­ветствующий раздел «Методических рекомендаций».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.