Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические аспекты организации воспитательной системы в общеобразовательном учреждении






В образовательном процессе важное место занимает воспитание. Основная задача воспитательного процесса - формирование личности обучающегося. Данный процесс не должен быть стихийным, формирование личности имеет управляемый и контролируемый характер. Субъекты данного процесса руководствуются сознательными мотивами и намерениями, действуют по намеченному плану в соответствии с поставленными целями и задачами. Иными словами воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

Воспитание в современной науке рассматривается с различных точек зрения. Во-первых, воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка. Во-вторых, воспитание - это целостный, педагогический процесс формирования личности в образовательных организациях. В-третьих, воспитание- это целенаправленная, управляемая и открытая системасотрудничества детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных, социально- экономических и политических условиях.

Воспитательный процесс включает в себя 9 основных принципов. Принцип воспитания - общие требования, нормы, правила и рекомендации. Принцип гуманистической направленности- отношение воспитателя к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту. Данный принцип эффективно влияет на развитие у воспитанника саморефлексии и саморегуляции, адекватное отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, чести, терпимости, толерантности, эмпатии. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что воспитание детерминировано научным понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовано с общими законами развития природы и человека, учитывает полу и возраст, формирует у ребенка ответственность за саморазвитие. Описанный принцип формирует моральные установки по отношению к природе, к планете и биосфере, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Принцип культуросообразности воспитания основывается на общечеловеческих ценностях строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных этнических культур, особенностями, присущими традициям и обычаям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип коллективности воспитания предполагает, что воспитание в группах, команде, коллективах позволяет ребенку обогатиться опытом жизни в обществе, научиться взаимодействовать с окружающими. Принцип центрации воспитания предполагает, что воспитание должны быть направлено на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой. Принцип диалогичности воспитания предполагает обмен ценностями, взаимное уважение и принятие. Принцип незавершимости воспитания предполагает что в каждом ребенке есть потенциальную возможность изменения и самоизменения. Принцип дополнительности в воспитаниипредполагает различные виды (семейное, теологическое и другие), уровни (государственный, муниципальный и другие), взаимодополняющие процессы (социальный опыт, индивидуальная поддержка) воспитания.

Воспитательный процесс имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, это процесс целенаправленный (единство целей субъектов и объектов воспитания). Во-вторых, процесс многофакторный (объективные и субъективные факторы). В-третьих, результаты воспитательного процесса быстро себя не обнаруживают (отдаленность результатов). В-четвертых, воздействие положительного и отрицательного опыта (необходима диагностика и коррекция). В-пятых, воспитательный процесс динамичен, подвижен и изменчив. В-шестых, воспитательный процесс отличается длительностью (в течение всей жизни). В-седьмых, непрерывность процесса школьного воспитания. В-восьмых, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. В - девятых, процесс воспитания – это комплексный процесс (единство целей, задач, содержания, форм, методов, технологий). В-одиннадцатых, воспитательный процесс вариативен и обладает и неопределенностью результатов.

Современная парадигма образования включает в себя следующие идеи:

реализм целей воспитания, совместная деятельность детей и взрослых, самоопределение, личная направленность воспитания, добровольность, коллективисткая направленность. Важными составляющими организованного воспитания являются методика, технология и методы воспитания. Методика – система последовательных действий педагога, направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов (способов) воспитания. Технология в отличие от методики более точно воспроизводима.

Использование методики может варьироваться в опыте различных педагогов. Технология же, в отлитие от методики, точно, воспроизводима. Так как включает в себя не только комплекс действий, но и характеристики личностно-профессиональной позиции педагога, который будет осуществлять данные действия. Тогда технологию можно представить следующим образом.

Технология – субъектно освоенная и профессионально отрефлексированная воспроизводимая система последовательных действий педагога направленная на достижение общих педагогических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов воспитания.

Методы воспитания - это однородные, внутренне непротиворечивые способы управления развитием личности. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же может влиять и вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывает влияние и без посредничества педагога.

Среди наиболее распространенных методов воспитания - игры, ключевые дела, педагогические ситуации.

Игра - форма человеческой деятельности, порождающая особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным субъектом игровым пространством; особым, не линейно протекающим игровым временем; особой, значимой для субъекта системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах особой, чрезвычайно сплоченной игровой общностью. Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами. Игра имеет ряд важных для воспитания функций (по С.А Шмакову): включения ребенка в культуру, его самореализации, приобретения им, коммуникативных навыков, диагностики личности ребёнка, терапии стрессовых состояний, коррекции поведения.

Ключевые дела (В.А. Караковский) – главные общешкольные дела. Через них осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. В этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. При
этом необходимо не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими и учились у них. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. [9]

Педагогическая ситуация - это ограниченная во времени и пространстве, совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

Педагогическая ситуация — разновидность социальной ситуации. Процесс ее конструирования двусторонний. С одной стороны, педагог целенаправленно создает или использует уже существующие объекты и явления окружающей среды; включает во взаимодействие с ними ребенка; регулирует это взаимодействие, изменяя параметры среды; планирует определенный педагогический результат. С другой стороны, ребенок в соответствии со своими индивидными потребностями, субъективным восприятием и личностными качествами отбирает и организует различные элементы среды в ситуацию (не всегда совпадающую с задуманным педагогом проектом), определяет ее, сообразуясь с собственным опытом, и на основе этого строит с ними свои отношения.

Педагогическая ситуация позволяет воспитателю наблюдать эти отношения, а значит осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. Педагогическая ситуация, таким образом, выступает и в качестве метода изучения личности ребенка, и в качестве метода воспитания. В педагогической литературе описаны различные педагогические ситуации. Среди них: ситуация авансирования доверием, свободного выбора, непринужденной принудительности
Термин «воспитательная система» предложен А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов. Специалисты объясняют появление феномена «воспитательная система» объективными причинами. «В современном интенсивно меняющемся мире … неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и дифференциация. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации» [8]

Воспитательная система является частью педагогической действительности. Поэтому она относиться к педагогическим системам. Есть обобщающее понятие «воспитательная система» т.е. теоретическая модель воспитательной системы. В этом случае ее по происхождению следует отнести к концептуальным (идеальным) системам. Но воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и учащихся, по своему происхождению является реальной, так как есть объект социальной природы. Следовательно, она имеет, социальный характер.

В основу концепции воспитательной системы принято понимать то, что воспитание целенаправленный управляемый процесс развития личности. Таким образом, воспитательная система имеет психологический характер.

Воспитательная система- это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Исследователи предлагают следующие определения:

- Воспитательная система- это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.
В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания – его системный характер. Они, утверждают, что создание гуманистических воспитательных систем наиболее эффективный и верный путь в воспитании. [23]

В современной теории воспитания к определению «воспитания» существует два подхода: 1- объектный; 2- субъектный:
Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как на субъект воспитания. «Воспитание- это непрерывное становление к целостности» (Г. С. Батищев). «Воспитание- это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я. А. Коменский). Воспитание- это «путь овладения на Земле этикой существования» (Н. К. Рерих). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признания его права на самоопределение, признание приоритетности объект - субъектных отношений в области образования и воспитания.
Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), педагогические взгляды и учения педагогов прошлого (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Я. Корчак и др.) призывавшие строить педагогическую деятельность с учетом индивидуальных- психологических, возрастных особенной личности ребенка, помогать развитию и совершенствование его природных задатков. Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании:


-Культурологический подход
-Личностный подход
-Личностно- деятельностный подход
-Личностно- ориентированный подход
-Системно-деятельностный подход
-Средовый подход
-Субъектно-деятельностный подход
-Технологический подход
-Философско-антропологический подход
-Ценностный подход


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.