Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ког­ни­тив­ное нау­че­ние






Это са­мая слож­ная и са­мая со­вер­шен­ная фор­ма нау­че­ния. Фак­ти­че­ски она за­клю­ча­ет­ся в том, что, вме­сто то­го что­бы со­вер­шать про­бы и ошиб­ки в ре­аль­ной жиз­ни, жи­вое су­ще­ст­во сна­ча­ла «про­иг­ры­ва­ет» их на ум­ст­вен­ной мо­де­ли дей­ст­ви­тель­но­сти, а за­тем уже пе­ре­но­сит ре­зуль­та­ты удач­ных проб на дей­ст­ви­тель­ность ре­аль­ную.

Пред­ста­вим се­бе ла­би­ринт, ве­ду­щий к кор­муш­ке; этот ла­би­ринт сна­ча­ла раз­дваи­ва­ет­ся на ле­вое и пра­вое от­ветв­ле­ния, а за­тем оба от­ветв­ле­ния схо­дят­ся. Ес­ли кры­су при­учить бе­жать к кор­муш­ке по ле­во­му от­ветв­ле­нию а за­тем его пе­ре­крыть, то кры­са, на­ткнув­шись на пе­ре­го­род­ку, вне­зап­но по­во­ра­чи­ва­ет и бе­жит по пра­во­му от­ветв­ле­нию, без пред­ва­ри­тель­ных проб и оши­бок. Ины­ми сло­ва­ми, в про­цес­се обу­че­ния у нее в моз­ге под дей­ст­ви­ем по­то­ка осоз­на­вае­мых и не­осоз­на­вае­мых раз­дра­жи­те­лей фор­ми­ру­ет­ся «кар­та ме­ст­но­сти» — так на­зы­вае­мая ког­ни­тив­ная кар­та. В ши­ро­ком смыс­ле сло­ва под ког­ни­тив­ной кар­той мож­но по­ни­мать не толь­ко чис­то то­по­гра­фи­че­скую схе­му ме­ст­но­сти, но лю­бую мо­дель дей­ст­ви­тель­но­сти, над ко­то­рой со­вер­ша­ют­ся ум­ст­вен­ные дей­ст­вия. Клас­си­че­ский при­мер — обезь­я­на, у ко­то­рой в клет­ке ле­жат уз­кая и ши­ро­кая мет­ро­вые труб­ки, а на от­да­ле­нии по­лу­то­ра мет­ров от клет­ки ле­жит ба­нан; обезь­я­на без­ус­пеш­но пы­та­ет­ся дос­тать его сна­ча­ла ру­кой, по­том от­дель­ны­ми труб­ка­ми, за­тем на ка­кое-то вре­мя за­ми­ра­ет («за­ду­мы­ва­ет­ся») и вдруг не­ожи­дан­но встав­ля­ет од­ну труб­ку в дру­гую и дос­та­ет ба­нан — при­чем ра­нее она это­го ни­ко­гда не де­ла­ла. Яс­но, что при этом обезь­я­на сна­ча­ла про­из­ве­ла эту ма­ни­пу­ля­цию «в уме».

У че­ло­ве­ка ког­ни­тив­ное нау­че­ние дос­тиг­ло выс­ше­го уров­ня раз­ви­тия, пре­вра­тив­шись в нау­че­ние пу­тем рас­су­ж­де­ний. Ес­ли жи­вот­ное со­вер­ша­ет ум­ст­вен­ные дей­ст­вия над мо­де­лью дей­ст­ви­тель­но­сти, то че­ло­век — над ее сло­вес­ным опи­са­ни­ем, «мо­де­лью мо­де­ли». При этом он опе­ри­ру­ет аб­ст­ракт­ны­ми по­ня­тия­ми, от­вле­чен­ны­ми от кон­крет­ных пред­ме­тов и обоб­щаю­щи­ми свой­ст­ва объ­ек­тов и за­ко­но­мер­но­сти яв­ле­ний ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. Ес­ли обезь­я­на в при­ве­ден­ном вы­ше при­ме­ре сна­ча­ла де­ла­ла не­сколь­ко проб и оши­бок (пы­та­лась дос­тать ба­нан ру­кой, по­том от­дель­ны­ми труб­ка­ми, за­тем на мо­де­ли дей­ст­ви­тель­но­сти «уви­де­ла ум­ст­вен­ным взо­ром», как од­на труб­ка вхо­дит в дру­гую), то че­ло­век опе­ри­ру­ет по­ня­тия­ми «длин­ное и ко­рот­кое», «ши­ро­кое и уз­кое», и ре­ша­ет эту за­да­чу по дру­го­му. Он рас­су­ж­да­ет: «И моя ру­ка, и обе труб­ки слиш­ком ко­рот­кие, по­это­му я не мо­гу дос­тать ими пред­мет, но уз­кая труб­ка мо­жет вой­ти в ши­ро­кую, и то­гда я по­лу­чу дос­та­точ­но длин­ную труб­ку». По­это­му он не толь­ко ре­ша­ет дан­ную за­да­чу бы­ст­рее, но мо­жет справ­лять­ся и с дру­ги­ми, го­раз­до бо­лее слож­ны­ми за­да­ча­ми, на­при­мер про­ек­ти­ро­вать слож­ные ме­ха­низ­мы. Но­си­те­лем аб­ст­ракт­ных по­ня­тий яв­ля­ют­ся сло­ва, а сред­ст­вом рас­су­ж­де­ний — речь (в том чис­ле внут­рен­няя).

Оче­вид­но, что лю­бые фор­мы нау­че­ния не­раз­рыв­но свя­за­ны с па­мя­тью: нау­чить­ся — зна­чит, за­пом­нить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.