Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права на средства индивидуализации юридических лиц, производимых ими товаров, работ, услуг.






Права на средства индивидуализации – это институт интеллектуальных прав, с помощью которого осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг.

Средства индивидуализации – это определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и другие обозначения, знаки, символы), при помощи которых юридическое лицо выделяется среди массы остальных себе подобных.

Средствами индивидуализации является фирменное наименование юридического лица, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение.

Исключительное право на фирменное наименование.

Понятие фирменного наименования.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включенных в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица.

Фирменным наименованием (фирмой) признается обозначение, используемое для индивидуализации коммерческой организации в обороте.

Принципы фирменного наименования.

Фирменное наименование должно отвечать принципам исключительности и постоянства.

Принцип исключительности означает, что фирменное наименование одной коммерческой организации не может совпадать или быть сходным до степени смешения с фирменным наименованием другой коммерческой организации, осуществляющей аналогичную деятельность (ч.3 ст.1474 ГК РФ).

Принцип постоянства фирмы означает, что разного рода изменения, связанные с организацией деятельности юридического лица (смена участников, изменение местонахождения, переизбрание генерального директора и т.д.), не имеют влияния на фирму, которая остается прежней.

Содержание фирменного наименования.

Фирменное наименование состоит из двух частей: указания на организационно-правовую форму коммерческой организации и собственно наименования юридического лица.

С другой стороны, ч.4 ст.1473 ГК РФ, предусматривает определенные ограничения на использование тех или иных слов и словосочетаний в фирменном наименовании. Так, в него не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования " Российская Федерация" или " Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае отзыва разрешения на включение РФ или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение 3 месяцев обязано внести изменения в свои учредительные документы.

Фирменное наименование может быть полным и сокращенным. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке.

Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с регистрацией юридического лица и включается в ЕГРЮЛ.

Исключительное право на фирменное наименование означает возможность юридического лица использовать своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом. Поэтому закон не допускает использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Прекращение исключительного права на фирменное наименование возможно при прекращении юридического лица или при изменении фирменного наименования. Прекращение исключительного права на фирму происходит в момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания).

Товарные знаки представляют собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров. Знаки обслуживания являются знаками, служащими для индивидуализации выполняемых работ и услуг, так как правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания одинаков.

Важнейшим признаком любого обозначения, используемого в качестве товарного знака, является его различительная способность. Наличие различительной способности означает, что товар, в отношении которого используется товарный знак, может быть отличим от других товаров соответствующей категории. Слово или изображение, с помощью которого товар становится узнаваемым, может признаваться товарным знаком.

Виды товарных знаков.

А. В качестве обозначений выделяются следующие виды товарных знаков:

1. Словесные товарные знаки;

2. Изобразительные;

3. Объемные;

4. Звуковые;

5. Комбинированные.

Б. В зависимости от известности товарные знаки могут быть подразделены на общеизвестные и не обладающие признаком общеизвестности.

Для признания товарного знака общеизвестным необходимо, чтобы обозначение в результате интенсивного использования стало широко известно в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

В. Выделяют коллективный товарный знак, применяемый в отношении товаров, производимых или реализуемых лицами, которые входят в создаваемое объединение. Именно объединение регистрирует коллективный товарный знак. К числу таких объединений в РФ могут быть отнесены ассоциации (союзы).

Содержание исключительного права на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак позволяет правообладателю не только использовать принадлежащее ему обозначение, но и запрещать использование такого обозначения 3-ми лицами. Объем использования товарного знака зависит от того количества товаров и их классов, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.

Использование товарного знака подразделяется на реальное и номинальное.

Реальное использование товарного знака имеет место, когда он используется на товарах (их этикетках, упаковках), при предложении товаров, при выполнении работ и оказании услуг.

Номинальное использование связано не непосредственно с товарами, работами, услугами, а с деятельностью, сопутствующей их производству или реализации (использование на вывесках, бланках, на выставках и ярмарках).

Исключительное право на товарный знак имеет срочный характер и действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Исключительное право на наименование места происхождения товара.

Понятие наименования места происхождения товара.

Под наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, понимается обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, т.е. наименование места происхождения товара в отличие от товарного знака индивидуализирует не столько производителя, сколько соответствующее место, в котором товар произведен.

Осуществление исключительного права на наименование места происхождения товара

На наименование места происхождения товара предоставляется исключительное право его использования, причем собственными действиями правообладателя.

Обладают разные лица: одинаковое право на одно и то же наименование может быть закреплено одновременно за несколькими разными лицами при условии, что они находятся и производят на территории поименованного географического объекта товар, особые свойства которого определяются исключительно или главным образом характерными для этого объекта природными условиями и (или) профессиональными навыками местных мастеров.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара).

При этом запрещается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства.

Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

Исключительное право на коммерческое обозначение.

Понятие коммерческого обозначения.

Коммерческое обозначение выступает как средство индивидуализации предприятия,

индивидуализирует объект права - соответствующее предприятие.

При этом у одной организации может быть только одно фирменное наименование, но несколько предприятий торговли, бытового обслуживания или промышленности, каждое из которых может иметь коммерческое обозначение. Коммерческие обозначения (во всех их вариациях) используются главным образом в отношениях между предпринимателями и потребителями, в то время как фирменные наименования в основном рассчитаны на контрагентов и деловых партнеров коммерческой организации.

Ближе всего по своему режиму коммерческое обозначение к вывеске. Собственно говоря, коммерческое обозначение и есть вывеска предприятия, понимаемая в узком смысле как указание на соответствующий имущественный комплекс.

Коммерческое обозначение - единственное из охраняемых средств индивидуализации, которое не подлежит регистрации.

Право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия".

Как и иные средства индивидуализации, коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью, достаточной для индивидуализации предприятия. Так, предприятия общественного питания с названиями " ресторан", " паб", " чайная", " чебуречная" такой различительной способностью не обладают.

Понятие, содержание и осуществления исключительного права на коммерческое обозначение.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает, если:

1) его употребление известно на определенной территории;

2) оно обладает достаточными различительными признаками.

Исключительное право на коммерческое обозначение, равно как и на иные средства индивидуализации, состоит в возможности использования его правообладателем в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Ограничительный характер исключительного права на коммерческое обозначение не лишает данное право самостоятельности и независимости от исключительных прав на другие средства индивидуализации.

Коммерческое обозначение может быть использовано не только в отношении одного, но и нескольких предприятий. В то же время для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Распоряжение исключительным правом на коммерческое обозначение возможно только одновременно с распоряжением предприятием, которое это обозначение индивидуализирует. В отношении коммерческого обозначения невозможно заключение договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора как таковых.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (ч.2 ст.1540 ГК РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.