Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование целей в процессе профессионального обучения






Цель — это предвосхищение или образ рез-та, цель несет требования к рез-ту, в связи, с чем в процессе контроля рез-тов цель вып-ет функц. эталона или критерия. Функции цели: 1. Смыслообразующая (цели придают смысл любой деятельности); 2. Цель выступает моделью желаемого образа; 3. Цель систем-ет деят-сть; 4. Цель мотив-ет на достиж. рез-та; 5. Цель выполняет программообразующую ф-цию (лежит в основе планирования и разр-ки образ-ых пр-мм). Выдел, след. виды пед-их целей: нормативные (зад-ся док-ми, раб. учеб.пр-мы) и инициативные (все, что выходит за рамки общепринятых норм). Стр-ра цели вкл. 3 компон.: 1) указ. на субъекта действия; 2) целевой объект (предм.), т.е. то, на что направлена цель; 3) целевое действие (действие, соверш-ое для преобраз-ия и развит, целевого предм.). Цели в проф.образ-ии класс-ся по: 1. Сферам деят-ти личности: Ц ели в когнити. обл. (знан., поним., примен., анализ, синтез, оценка). В соотв-ии с ними уч-ся может знать (называть, перечислять, словесно опис-ть): понятия и термины, факты и законы действ-ти и науки, методы познания, критерии. Уч-ся может понимать, объяснять, интерпр-ть, преобраз-ть: факты, правила, предпис, принц., словесн. материал, схемы, графики, диаграммы, преобразовать словесный материал в матем. выраж. (переводить с одного яз.на др.)> предсказ. последствия и рез-ты. Уч-ся может демонстр-ть: правильное примен. метода, правила, закона, принципа, понятия, теории, проц-ры в новой ситуации. Уч-ся может анализ-ть: эл-ты, взаимосвязи и отношения м-у элем-ми. Уч-ся может синтез-ть (комбин-ть, составлять, придумывать): уч-ся может создавать собств. произвел., разраб-ть планы и сист. действий, создавать образ целого на основе частич. д-ых, получать сист. абстракт, отношений. Уч-ся может оцен-ть, опред-ть ценность, когда заданы цели, стандарты, критерии: оцен-ть материалы и методы на основе имеющихся д-ых (внеш. критериев), выражать суждение на основе внеш. критериев. Соотнош.целей и уровней усвоения уч-ся содержания обуч. (в табл.)

 

Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1-2 уровни 2-3 уровни 2-4 уровни 3-4 уровни 4 уровни 3-4 уровни

Цели в эмоц-но-ценностной, эмоц-но-чувств-ой сфере: 1. Проявл. уч-ся и студ. осознания важности ч-л; 2. Проявл. студ., уч-ся восприимчивости к пробл. др. людей, к пробл. обществ, жизни; 3. Желан. студ., уч-ся воспринимать; 4. Проявл-ие студ., уч-ся отклика (обяз. вып-ие д/з; подчин. распорядку, правилам; проявл. интереса к уч. предм.); 5. Принятие студ., уч-ся ценностной ориентации (целенапр-ное изуч.студентом различ. т.зр.; выведение студентом собств. сужд.; отстаивание идеала, т.зр.). 6. Орг-ция ценностной ор-ции (осмысл. и соед-ие уч-ся и студентом различ. ценностных ориентации). 7. Распр-ие ценностной ор-ции на деят-ть (формир-ие установок студ., жизн-го стиля, привычек) - проявл. уч-ся и студентом сам-ти в уч. работе, проявл. навыков гиг., здор. образа жизни; формир-ие устойч. жизн. кредо. Цели в психомоторной сфере: имитация (повторение действий в рез-те наблюд. посредством подражания), манипуляция (действия по инстр-ции или по плану, зафикс-му в сознании), четкость (полноц-ое увер-ое вып-ие действий без инстр-ции), расчлен-ть (умение вып-ть серию действий с осознанным контролем), заверш-ть (серия действий, выполняемых авторски с полным усв-ем). 2.По сои-личностному фактору (предполаг. проект-ие 4 групп целей): 1) формир-ие личн-го опыта; 2) развит.функц-ых мех-мов психики; 3) формир-ние обобщ. типологич. св-в личн-ти; 4) развит.индивид, св-в личн-ти (спос-тей, интересов, склон-тей). З.По стр-ре образ-го процесса - процесса проф.образ. (цели воспит., обуч., развит.)-показ-ли стандарта как док-та, диагностично зад-щего цели профобраз. 4.По стр-ре процесса профобуч, как составной части проц. профобраз: Цели_ТО (цели научн. напр-ния — цели изуч. конкр. учеб. дисц. (они отраж-ся в раб. уч. пр-ме); цели как треб-ия к рез-там подг-ки уч-ся по дисц. (форм-ся путем сист-ции целей уроков по предм.); цели изуч. раздела (темы) по дисц.; цели урока; цели этапа урока; цели содерж-ные, как цели изуч. отд. уч. мат-лов: инстр-ций, док-тов, графиков, схем, понятий, теорий, способов. Цели ПО вкл.: общ. треб-ия к рез-там произв. обуч. по профессии; цели уч.-произв. работ; цели урока произв. обуч.; цели этапа урока. Цели произв.практики. З.По стр-ре компон-тов проц. обу.: цели мотивации и стимул-ния, цели орг-ции, содержат, цели, цели контроля.


Методика осуществления контроля в процессе теоретического обучения Контроль есть завершающий этап: урока, изучения темы, изучения раздела, изучения предмета, то есть это - заверш-щий этап учеб. проц.. Он опред. соотнош. достиг-тых рез-тов с поставл-ми целями обуч. уч-ся по теме урока, целями заданными треб-ми к рез-там обуч. уч-ся по дисциплине, общим треб-ям к уч-ся, заданным стандартом по профессии, отраж-щих требуемый уровень усвоения содержания или степень обученности учащихся СПО. Задачи контроля: 1)выявл. уровня усв-ния, V, глубины и действенности усв-го предм-го содерж.; 2)получение инф-ции о ха-ре учеб. деят-ти уч-ся, об уровне самост-ти и акт-ти, уч-ся в учеб.процессе; 3)опред. эфф-ти применяемых педагогом содержания, МО, СО, ФО и учения. Составляющими контроля выступают проверка и оценка. Проверка есть выявл. и измерение.£ ьшв-«ме реал-ся ч-з примен. проверочных заданий на заданный уровень усв-ия с целью выяснения данного уровня. Цель проверки - получение инф-ции об уровне усвоения учеб. материала как одном из парам-ов кач-ва подготовки, выявление пробелов в ЗУН, обеспеч. обратной связи с уч-ся. Оценивание как процедура яв-ся составной частью процесса контроля. Основой для оценивания являются итоги (рез-ты) проверки, отражающие рез-ты усвоения уч-ся содерж.. При этом учит-ся как качеств, показ-ли (в оцен. сужд.) так и колич-ные показ-ли (в баллах и %). Оценка - процесс опред-ния и выраж. в усл. знаках-баллах, а также в оцен. сужд-ях педагога («отл.», «хор.», «удовл.», «неудовл.») уровня усвоения уч-ся содержания. Отметка - колич. выражение оценки. Ф-ции контр.: воспит. (способ-ет дисципл-ти и ответ-ти, способ-ет формир-ию самоконтр.), обуч-щая (усил-ся стремл. к познанию нов. фактов, явл-ий, к расшир. зн-й), развив-щая (актив-ся память, вним., мышл.), управл-щая проц-сом усв-ия ЗУ, оценочная и регулят-ная. Проц-ра контр. Контроль носит пооперац-ный хар-р. Реш-щей оп-ией яв-ся сравн-ие. В ходе сравн-ия проверяющий анализ-ет получ-ые рез-ты, опред-ет велич. Рассоглас-ния м-у реаль-ми и ожид-ми ре-ми, возможные причины ее возник-ия. Рез-том анализа яв-ся оценка деят-ти. Треб-ния к контр.: полнота и всесторонность (включ. в содерж. контроля всех эл-тов уч. материала, подлежащего усв-нию); объективность (соед-ние процесса контроля с процессом усв-ия ЗУН и уровнями усв-ия); учет индивид-ых особ-тей уч-ся, соотв-вие проверочных заданий опред-му стандартом уровню усв-ия проверяемого содержания; использ-ние проверочных заданий разного уровня слож-ти при переводе уч-ся с одного уровня на др.; систем-сть (постоянная проверка ЗУН у всех уч-ся на различных этапах учеб.проц.). Осн. критер-ми кач-ва знаний уч-ся, получ-ых в проц. ТО, яв-ся: кол-во правильно реш-ых задач; соотнош. кол-ва реш-ных и заданных задач; сам-ность; перенос навыков; успев-сть уч-ся; уровень усв-ия знаний, формир-ия навыков и умений; увязывание конечн. рез-та с поставл. задачей; сопоставл.и сравн. отдельных проц., обобщ., выдел, в них общ. и типичного, сходства и различия; осмысл. ЗУН; раскрытие внутр. сущн-ти яв-ний и проц.; объяснение взаимосвязей и осн. законом-тей; примен.получ-ых ЗУН на практике и перенесение их на др. виды работ. Рез-am контроля ЗУН: принятие педагогом решения, направл-го на корр-цию учеб. проц.: поиск нового содерж., новых МО, измен, содерж. и проц-ры контроля, орг-ция индивид, помощи. Усвоение - процесс воспроизв-ия индивидом историч. сформир-ых, общ-нно выраб-ных способ-тей, способов поведения, ЗУН, процесс их превращ. в формы индивид, субъек-ной деят-ти. Формами усвоения выступ, общение, предм-ная деят-сть, игровая деят-сть, учеб. и труд, деят-ть. Рез-ты усв-ния выраж-ся, с одной стор., в виде ЗУН и с др. - в виде способ-тей, хар-щих опред-ный уровень развития, служащий предпосылкой усв-ия более слож. содерж.. Этапы усв-ния ЗУ: - осознанное восприятие и запоминание, воплощающееся в воспроизвел, знаний; - применение знаний в сходной с образцом ситуации; - применение знаний в новой ситуации, требующей творческого подхода. В проц. ТО осн. мет. контр, яв-ся уст. и письм. проверка знаний, проводимая в форме тематич. и текущ. контр, работ, «технич. диктантов», коллект-го обсужд. разраб-ой уч-ся технич. докум-ции. Для ТО хар-на также практич. проверка умений уч-ся применять знания в практич. усл-ях: сборка схем, измерения, наладка мех-мов, поиск неиспр-тей и др. К методам практич. проверки ЗУ уч-ся след. также отнести и лб/пр работы. Одним из способов диагностич. контроля яв-ся тестир-ние. Осн. «инструм.» тестового контроля яв-ся тест, включ-щий 2 осн. эл-та: задание и эталон — образец правильного и кач-го вып-ния этого задания, с к-ым сравн-ся ход и рез-ты деят-ти уч-ся. В проц. ТО тестир-ие исп-ся в 2 вар-тах: как компон. прогр-го обуч.; как самост. мет. контр.. Уровни усв-ия (тестов): 1-узнав-ие (действ.с подсказкой); П-воспр-ие(постановка, констр-ие ответа); III-эвристич (принятие реш.в нетип.сит-циях).; IV-творч (тесты-проблемы).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.