Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Масса. Публика. Диффузная группа. Психологические характеристики.






Масса представляет собой совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами.

Для Г. Лебона практически синонимичны толпа — массы — «народные классы».

Характеристики массы по Лебону (такие же, как и хар-ки толпы):

1. Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессозна-тельной.

2. Заразительность. Чувства и цели заразительны. Одинаковое направление чувств и идей.

3. Восприимчивость к внушению.

4. Односторонность и преувеличение. Индивид в толпе приближается к при-митивным существам.

5. Односторонность и преувеличение приводят массу к крайностям (не ведает ни сомнений, ни колебаний).

6. Выражает авторитарность и нетерпимость.

7. Уважают только силу, доброта их мало трогает.

8. Консервативна, питает священное уважение к традициям, бессознательный ужас к новшествам, способным изменить реальные условия ее существования.

9. Может выказать иногда очень высокую нравственность.

10. Действуя на индивида в массе и вызывая у него чувство славы, религии, патриотизма, легко можно заставить его пожертвовать даже своей жизнью.

11. Исчезновение чувства ответственности.

Исследуя после Второй мировой войны пресловутое «чувство вины» немцев за многочисленные преступления в ходе военных действий, философ М. Хайдеггер зашел в тупик. Чтобы выйти из него, ему пришлось придумать новое существительное из безличного оборота: Das Man. Das Man — это все и, одновременно, никто. Кто убивал? — Das Man. Кто виноват? — Das Man.

Согласно Г. Лебону, одним лишь фактом своей принадлежности к массе человек «спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Будучи единичным, он мог быть образованным индивидом, но в массе он — варвар, «существо, обусловленное первичными позывами». Он обладает «спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ».

 

Характеристики массы по Московичи:

1) массы представляют собой социальное явление;

2) индивиды растворяются в массах под влиянием внушения;

3) внушение (гипноз) — основной инструмент вождя массы.

 

Двойственность толпы по Фрейду:

«Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи...» Однако это — только одна сторона медали. С другой стороны, «массы способны и на большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу».

 

Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем

Понятие «публика» было введено в научный оборот именно Г. Тардом. «Публика» Тарда — не то же, что и аудитория, театральная публика. Это «чисто духовная коллективность», совокупность индивидуумов, разделенных между собой физически и соединенных лишь «умственно»; общее, связь между ними — единство убеждений, общность чувств. Как правило, такая «своего рода ассоциация» образуется первоначально между читателями одной и той же газеты.

По мнению Г. Тарда, публика умнее и просвещеннее толпы, действует гораздо плодотворнее, более терпима: «Толпа в гневе требует голов и голов. Деятельность публики, к счастью, менее первобытна и столь же легко обращается к идеалу реформ и утопий, как к идеям остракизма, преследования, грабежа» Тем не менее у нее много общего с толпой: разновидности ее нетерпимы и под видом общественного мнения требуют, чтобы все им уступало, «даже истина»; как и толпа, публика легче объединяется негативными эмоциями и идеями: открыть для нее новый крупный объект ненависти — одно из верных средств попасть в «короли журнализма»

.

По мнению Щепаньского, публика может быть как собранная, так и несобранная.

Собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. (Щепаньский, польский социолог)

Характеристики:

1. общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события

2. готовность к реагированию некоторым сходным образом.

3. Общие переживания или устойчивые ориентации.

4. В Основном действует в помещении.

Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века.

Несобранная публика. По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. (Россия 90-ые годы – публика НТВ)

Характеристики:

1. сходные взгляды

2. массовые настроения, возникающие на основе веры в завышенные обещания.

3. внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики.

4. Заражение со стороны телевидения, радио и т.п.

 

Диффузная группа (лат. – рассеянная) – плохо организованная группа людей (учащихся в классе, педагогов школы), в которой отсутствует единая цель, нет лидера, нет единой целенаправленной деятельности, не сложились традиции и общественное устройство.

1. действует только по распоряжениям «сверху» надсистемного руководителя.

2. часто только складывающиеся коллективы на начальной стадии своего развития, когда связи и отношения их членов еще не установились.

3. не имеют механизма самообразования,

Большое количество диффузных групп в школе, училище, колледже приводят к дисгармонии в развитии всего образовательного учреждения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.