Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздняя взрослость






Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область знаний, изучающая процесс старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.

Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.

Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито.

В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.

В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний.

Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.

Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести.

«Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования – все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой и др.)

Факторами, определяющими поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

30.

Основные кризисы взрослости.
Взрослость пронизана разными кризисами вплоть до самой смерти человека.
1)Кризис 30 лет (ранней взрослости)
-меняются взгляды на мир, переосмысляются многие вещи. Происходит критическая оценка прожитого, рефлексия, размышления об упущенных способностях.
2)Кризис среднего возраста (40-45 лет)
В отличие от кризиса 30 лет – здесь происходит более серьезное осмысление того, что время уходит, и способности тела уже не те. Очень многое меняется в жизни человека, переход от молодой жизни к старению.
3)Пенсионный кризис
В юности этот период кажется недосягаемым. Зачастую в этот период человек ничего не хочет. Не радуют ни работа, ни старые хобби, ни маленькие радости. Этот кризис характеризуют: апатия, горечь о прошлом, страх перед грядущим.
Человеку требуется преодолеть страх приближающейся смерти, найти для себя предмет заботы, найти для себя источник общения, и стараться продолжать собственное развитие.
4)Кризис умирания.
Последний, один из самых тяжелых и безысходных кризисов в жизни человека.
проходя через 5 стадий, человек примиряется с собственной судьбой и неизбежностью смерти. РЕШАЮЩЕЕ значение в этот период играет удовлетворенность, или не удовлетворенность человека прожитой жизнью. От этого зависит насколько сильно мысли о прошлом и страх смерти будут его тревожить.
Стадии кризиса умирания:
1) Стадия отрицания (человек не может поверить в близость забвения)
2)Стадия гнева (человек не понимает почему он заслужил это, винит судьбу и богов)
3) Стадия торга (человек пытается всеми силами отсрочить собственный конец)
4)Стадия депрессии (человек пропитывается чувством безысходности и неотвратимости собственной смерти)
5)Стадия принятия (человек принимает смерть как должное и неизбежное)

Кризисы – неотъемлемая и неизбежная часть человеческой жизни. Они преследуют человека на самых разных этапах его жизни, и требуют от человека определенных изменений. Кризисы взрослости отличаются большей безысходностью и рефлексией по сравнению с ранними кризисами. От человека, во многом требуются самостоятельные решения и силы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.