Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 14. Литература и мифология






Литература и мифология

 

Мифология - недостоверные предания, легенды. Мы воспринимаем как недостоверное.

Для людей с традиционным сознанием мифы о человеке, природе, происхождении мира нужны были, чтобы объяснить устройство жизни. Мифы отражали все стороны существования мира. Человек с традиционным сознанием воспринимал миф как достоверную информацию. Люди того времени видели в мифе достоверное знание.

 

Жители Сан-бичевых островов рассказывали тем, кто приезжал, свои мифы как достоверные факты. Приезжие к этому относились с недоверием. Так же мы рассматриваем древнегреческие мифы. Так же люди СССР рассматривали религию - как набор заведомо ложных сведений, разоблаченных наукой

 

Верующий как должное воспринимает устройство мира, описанное в Ветхом Завете.

Говорят сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Но в сказки не верят ни бабушки, которые их рассказывают, ни чуть повзрослевшие дети. Сказка - неправда, отражающая мифологические черты. В ней есть намек на правду.

Миф - реальное объяснение действительности, воспринимается как правда, миф не только что-то древнее, отжившее. Мифы создаются и сегодня.

 

Отношение современного искусства к традиционной мифологии.

 

1) Прямое заимствование.

Агата Кристи - «Подвиги Геркулеса». 12 рассказов. Современный Геракл совершает аналогичные подвиги - сама суть не изменяется. Эркюль (модификация имени Геракла-Геркулеса) Пуаро очищает Авгиевы конюшни в переносном смысле.

 

2) Образы из античной литературы в готовом виде вставляются в произведения другой эпохи.

А. Толстой читал ранние произведения Пушкина и его раздражало обилие образов древнегреческих богов - Вакха, Леля, граций, любимцев Цитереи. Пишет пародии на полях книг с произведениями Пушкина.

 

Пародическое осмысление поэта другой эпохи показывает то, насколько изменилось время.

 

3) В миф можно вкладывать иное содержание. Мифологический образ получает иное направление.

 

Аргонавты - из древней лит-ры - ездили за золотым руном на корабле «Арго».

Русская культура нач. 20-ого века.

Борис Бугаев (= Андрей Белый) студент МГУ – душа сообщества «Аргонавтов»

 

Пишет стихи, воспевающие аргонавтов. «...Зовет за собою старик аргонавт»

Сборник золото в лазури (=солнце в небе)

Золотое руно в понимании Белого - солнце, разливающее тепло на всю землю - и аргонавты этого сообщества должны добыть и привести в ощетинившуюся Москву это тепло, солнце.

 

Многие в то время искренне верили в эту теорию как в истину, ждали корабль «Арго».

 

20в. Лавров восстановил историю аргонавтов в своей статье. Живая и действенная мифология стала предметом описания.

В рамках тоталитарного строя создаются новые мифы. В СССР - о «благородном»

Павлике Морозове, который интересы партии поставил выше интересов своей семьи. После падения СССР была выяснена реальная подоплека этого мифа.

Сериал «17 мгновений весны» сегодня не отражение идеологии, а восхитительная актерская работа.

 

Новому обществу нужна дополнительная мифология, вокруг и на основании которой создаются фильмы, спектакли, лит-ра.

 

Мифы ограничены людьми, поглощенными этим сознанием. Мифологическое сознание - национальное, континентальное, мировое - явление универсальное.

 

Фрейд: индивидуальное бессознательное - то, что человек делает инстинктивно, то, что скрыто в нем глубинно и почти неизвлекаемо.

Люнг (ученик Фрейда): коллективное бессознательное (более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное) - за словом не только прямые значения, но и скрытые глубинные смыслы, которые для коллектива понятны на подсознательном уровне, к человеку с молоком матери приходят. Сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.

Архетип - отдельная единица коллективного бессознательного.

 

Введенный автором «в лоб» архетип не срабатывает. Намного серьезнее, когда автор вводит архетипы исподволь, когда мы подсознательно чувствуем, что речь идет о чем-то большем, более высоком.

 

Трифонов. Повесть «Обмен». Думая об обмене, который претит ему, герой спускается в метро. Душно, люди с папками из хлорвинила.

 

Если поразмыслить и переступить бытовое осмысление произведение, мы понимаем, что герой спускается в ад. Этот глубинный смысл приближает бытовое произведение ко всечеловеческим, например, к «Божественной комедии» Данте.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.