Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры действий при посадке судна на мель






Посадка судна на мель является одним из распространенных и опасных видов аварийных происшествий. При особо тяжелых обстоятельствах посадка на мель может привести к гибели судна и груза.

Снятие судна с мели самостоятельно, либо с посторонней помощью - задача ответственная и сложная, требующая правильной оценки обстановки и состояния аварийного судна, а также использования навыков хорошей морской практики. От того, насколько оперативно и грамотно будут решены эти задачи, прежде всего капитаном и командным составом судна, будет зависеть успех спасательной операции и размер убытков.

На основе анализа аварий и опыта спасательных операций рекомендуются следующие первоочередные мероприятия.

1. При возникновении опасности посадки судна на мель необходимо предпринять решительный маневр (резкий поворот, отработка двигателями полным ходом назад, отдача одного и даже двух якорей и др.) с целью предотвращения либо уменьшения тяжелых последствий посадки на мель. Такой маневр должен исходить из быстрой оценки аварийной ситуации и соответствовать хорошей морской практике.

2. Если угроза посадки судна на мель неизбежна, но аварийная ситуация не является столь быстротечной (например, дрейф судна с неисправными двигателями, судно дрейфует на якорях во время штормовой погоды в направлении отмели и др.), необходимо принять максимально возможное количество балласта, чтобы увеличить осадку судна. В дальнейшем откачав балласт, можно уменьшить силу давления на грунт или даже поставить судно на «плав».

3. В момент касания корпусом грунта следует немедленно застопорить главные двигатели и руль поставить в положение «прямо». Только при слабой посадке на ровный грунт и полной уверенности капитана в отсутствии препятствий под кормой можно допустить попытку самостоятельно сойти с мели в первые же минуты отработкой главными двигателями назад, такая попытка не должна быть затяжной, чтобы не ухудшить положение аварийного судна.

4. Зафиксировать в судовом журнале момент времени, курс посадки, угол крена, предпринятые меры.

5. Объявить общесудовую тревогу, проверить состояние экипажа, поставить главные задачи аварийным партиям: осмотреть отсеки судна в районе посадки, при обнаружении повреждений корпуса определить их характер, привести в готовность все средства борьбы за живучесть (аварийное имущество и материалы, водоотливные, противопожарные, спасательные средства). Поднять соответствующие сигналы по МППСС-72.

6. Как можно точнее определить координаты места посадки.

7. Произвести замеры уровней воды и топлива во всех междудонных цистернах, диптанках, льялах трюмов, форпике и ахтерпике и других отсеках, определив наличие водотечности. В последующем замеры необходимо проводить регулярно (не реже, чем через каждый час), результаты заносить в таблицу. По изменению уровней можно судить о водотечности отсеков, качестве заделки пробоин и эффективности осушения отсеков.

8. При обнаружении водотечности немедленно начать откачку воды имеющимися на судне стационарными и переносными средствами. Одновременно приступить к выполнению всего комплекса мероприятий по борьбе с водой, согласно судовым планам.

9. Произвести замеры глубин вдоль обоих бортов через интервалы не реже 10-15 метров.

10. С возможной достоверностью определить характер грунта и район прилегания корпуса к грунту. Для этого целесообразно использовать метод «подрезки» корпуса стальным подкильным концом со стороны носа и кормы.

11. Снять осадки носа, кормы, на миделе с обоих бортов, рассчитать среднюю осадку судна на мели.

12. Вычислить осадку и водоизмещение судна перед посадкой на мель, которые определяются по осадке и водоизмещению при выходе из последнего порта с учетом количества израсходованных на переходе переменных запасов (топлива, воды и пр.), а также изменения солености забортной воды.

13. Определить возможность уменьшения силы давления на грунт откачкой балласта, осушением отсеков, сливом топлива, разгрузкой и дифферентованием судна.

14. Осмотреть положение, состояние груза в трюмах.

15. Проверить состояние и возможность работы винтами и рулем.

16. Обеспечить постоянное наблюдение за положением, состоянием судна, окружающей обстановкой, состоянием фактической погоды.

17. Проанализировать навигационную обстановку, гидрометеорологическую характеристику района аварии. Рассчитать элементы приливо-отливных явлений, установить наблюдение за сгонно-нагонными колебаниями уровня моря.

18. На основании собранной информации о положении, состоянии судна, выполненных расчетов, капитан аварийного судна принимает решение о самостоятельной съемке с мели или о необходимости привлечения посторонней помощи.

19. Попытка самостоятельной съемки с мели может быть успешной, если тяговые характеристики аварийного судна, развиваемые при полной мощности и кратковременном форсировании главных двигателей, с учетом тяговых усилий брашпиля при завезенных якорях, превышают или близки по величине к потребному тяговому усилию после максимально возможного его облегчения. В противном случае, если тяговое усилие аварийного судна значительно меньше потребного усилия, попытки самостоятельной съемки приводят к потере времени, а зачастую и к дополнительным повреждениям корпуса, винто-рулевой группы, и, как следствие, к ухудшению положения аварийного судна. Не позднее чем через 30 минут сообщить судовладельцу (оператору) место, дату, время, координаты, условия (ветер, море, течение, величина прилива, видимость) посадки, данные промера глубин, объем повреждений, водотечность корпуса, принятые меры для снятия с грунта и защиты интересов судна.

Если подводное препятствие не нанесено на карту, не имеет штатного ограждения или ограждение не исправно, возложить ответственность на портовые власти.

Если посадка явилась следствием предотвращения столкновения, возложить ответственность на другое судно

После снятия судна с мели сделать водолазный осмотр и предъявить судно Классификационному обществу на предмет определения мореходности.

В судовом журнале зафиксировать следующие факты:

1) характер грунта и обстоятельства посадки судна на мель;

2) место судна, скорость и курс перед посадкой на мель (касанием грунта);

3) возможность снятия с мели собственными силами;

4) возможность использования главных двигателей и вспомогательных механизмов судна;

5) осадка судна до посадки на мель, потеря осадки и водоизмещения в результате происшествия;

6) количество и размещение груза в помещениях и на палубе, количество топлива на борту, пресной воды и балласта;

7) величина прилива, необходимое тяговое усилие для снятия с мели, возможность перекачки или отгрузки груза и топлива, откатки балласта для снятия с мели;

8) проседание и выгиб корпуса в результате посадки;

9) тенденция перемещения судна по грунту;

10)погодные условия (направление и сила ветра, направление и сила течения и т.д.);

11)детали, касающиеся отгрузки судна, а также количества и действий привлеченных буксиров для снятия судна с мели, время, затраченное на операции;

12)размер и характер ущерба, нанесенного судну в результате посадки, а также в результате попыток снятия с мели.

Капитану рекомендуется сохранить у себя копии сюрвейерских и водолазных осмотров, произведенных с целью выяснения состояния грунта и корпуса судна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.