Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры по оформлению претензий в иностранных портах






Первичное оформление претензий. Обычно разбор претензий на несохранную перевозку грузов и других претензий к перевозчику, а также перевозчика к грузополучателям и третьим лицам проходит через более или менее длительный период переписки, переговоров, споров, соглашений или судебных дел. Эти дела ведет судовладелец. Администрация же судна и агент лишь оформляют первичную документацию.

Правильное оформление документов имеет чрезвычайно важное значение для окончательного исхода разбора дела.

Претензии по несохранной перевозке. По этой причине возникает преобладающее число претензий. Такого вида претензии возникают при выдаче груза, причем в большинстве случаев в тот период, когда судно еще находилось в порту. Поэтому капитан может, во-первых, проверить обоснованность претензии, примерный физический объем ущерба, а также собрать и сопоставить ряд фактических данных, хотя бы ориентировочно, установить причину или источник убытка.

Недостача веса. При перевозке насыпных, навалочных и наливных грузов требования о возмещении убытка за недостачу груза возникают сравнительно редко, так как в большинстве коносаментов имеется указание на то, что количество и вес груза определены фрахтователем или отправителем и судну неизвестны. Поэтому доказать виновность в убыли веса сложно, а порою невозможно.

В большинстве случаев при перевозке таких грузов их количество, установленное при выгрузке, влияет лишь на размер фрахта, если он уплачивается по сданному количеству. Необходимо, однако, иметь в виду, что при крупных расхождениях к судну может быть предъявлен иск за недостачу на том основании, что перевозчик не проявил должной заботливости при приеме груза, ибо большое расхождение в весе могло быть обнаружено по осадке судна.

При недостачах насыпных и навалочных грузов претензии должны сразу же отклоняться, со ссылкой на чартерные и коносаментные условия. В некоторых случаях грузополучатели требуют представления подписанного капитаном и его помощниками документа, что весь груз, который был принят в порту отправления, сдан полностью. Если в пути по какой-либо причине люки открывались (проветривание, тушение пожара и др.), то об этом должна быть сделана запись в судовом журнале. Если составлялся морской протест, то копию его следует вручить грузополучателю. Как правило, подобные претензии после короткой переписки с судном или его агентом ликвидируются и обычно не приводят к требованиям или искам, обращенным к судовладельцу. Но капитан и агент все же обязаны всю документацию и переписку по претензии направлять судовладельцу.

Недостача целых мест. При перевозке тарных и штучных грузов в коносаменте указывается количество мест и их вес. За недостачу веса при выдаче полного количества мест судно, как правило, не отвечает, так как вес определяет отправитель. Но за число мест судно всегда отвечает, исключая случаи, когда в коносаменте сделана оговорка, что число мест определено отправителем и судном не проверялось.

Если штучные грузы перевозятся навалом, например чугунные чушки, то в коносаменте в графе " число мест" должно быть указано " навалом" (inbulk).

Судно отвечает за количество мест, указанных в коносаменте, а также и в том случае, если трюмы были запломбированы в порту отправления. Если по условиям договора перевозки количество груза подсчитывалось только отправителем и им же были запломбированы трюмы, то в коносаменте должно быть написано: " Количество мест по заявлению отправителя, трюмы запломбированы отправителем". Но следует учесть, что при повреждении пломб может возникнуть ответственность перевозчика, поэтому необходимо в коносаменте добавить, что количество груза судном не проверялось и перевозчик за число мест не отвечает.

При недостаче числа мест претензия получателя будет бесспорной, если не будет доказано, что подсчет в порту отправления был неправильным или будут обнаружены и досланы недостающие места. При недостаче мест необходимо сразу же просмотреть тальманские записи, проверив подсчет. Кроме того, если это возможно, следует просчитать груз на складе получателя. В этом случае, если груз выгружался в таможенной зоне, то нужно сверить записи таможенных пропусков. После обнаружения недостачи капитан и агент должны сразу произвести оперативное расследование.

Недостача содержимого грузовых мест. При повреждении тары, дающем основание предполагать недостачу, следует немедленно в присутствии представителя грузополучателя, а в нужных случаях и эксперта, вскрыть груз и определить количество недостачи подсчетом и взвешиванием. Если в коносаменте нет отметки о неисправности тары, следует зафиксировать характер повреждения и точно определить недостающее количество груза, так как за недостачу отвечает перевозчик.

Пересортица, смешивание коносаментных партий. В подобных случаях необходимо срочно произвести сортировку груза у борта судна, а если это невозможно, то на портовой территории или на складе. Этим можно предотвратить претензию за пересортицу. Если смешение коносаментных партий произошло из-за отсутствия сепарации или недостаточно тщательной сепарации или крепления груза, то стоимость сортировки и связанных с этим расходов по перемещению и складированию груза оплачивает перевозчик. Если же смещение произошло по обстоятельствам, освобождающим перевозчика от ответственности, то эти расходы могут быть отнесены на грузополучателя. Если смешение коносаментных партий носит такой характер, что рассортировать груз по коносаментам нельзя, то следует выдать груз без сортировки разным получателям пропорционально коносаментному количеству. Но для распределения груза необходимо привлечь представителей всех получателей по тем коносаментам, по которым произошло смешение. Это не гарантирует от дополнительных требований убытков отдельных грузовладельцев, получивших при распределении неполное количество грузов или груз более дешевых сортов, чем по коносаменту. Для того, чтобы отдельные грузополучатели не могли злоупотребить этим обстоятельствам, следует при выдаче смешанного груза подробно фиксировать количество, сорт, размеры и другие отличительные признаки.

Порча груза. Прежде всего - предотвратить дальнейшую порчу, отделить испорченную часть от здорового груза, принять возможные меры к уменьшению убытка (например, если груз был подмочен, то просушить). Затем определить характер и размер ущерба. Это должно быть сделано обязательно в присутствии представителя грузополучателя. В большинстве случаев целесообразно привлечь экспертов, причем участвовать в определении характера и размера ущерба должны либо два эксперта (один - от судна, второй - от грузополучателя), либо беспристрастный эксперт суда, магистрата, торговой палаты, назначение которого произведено официальным путем в соответствии с действующими в данном порту законами или обычаями, или же по согласованию сторон.

Наряду с определением характера и размера ущерба нужно установить причину порчи. Для этого следует также привлечь экспертизу, либо специальную, либо поручить это тем же экспертам, которые определяли объем порчи груза, если они в этом вопросе компетентны. При порче груза от подмочки, целесообразно определить, какой водой - морской или пресной - подмочен груз. Это может послужить одним из оснований для отклонения или признания претензии.

В ряде случаев целесообразно привлечь экспертов для осмотра груза в трюме судна, чтобы установить факты, освобождающие перевозчика от ответственности за порчу (например, при подмочке) груза пресной водой установить, что перевозчик принял все меры для защиты груза от отпотевания или порчи груза жидкостью, вытекающей из бочек, которые помещались в том же трюме; при повреждении тары и груза от сдавливания - что перевозчиком груз был должным образом уложен, снабжен распорками, клиньями и т.п., предохраняющими груз от сдавливания; при изменении качества, причиной которого могли служить согревание - что груз не был расположен близко от согреваемых переборок или же что между грузом и переборками машинного и котельного отделения были размещены щиты, предохраняющие груз от соприкосновения с разогретыми переборками; при порче груза от ржавчины - что администрацией судна были приняты все необходимые и возможные в данных условиях меры для предохранения груза от воздействия влаги. В нужных случаях, возможно потребуется представление доказательств в виде выписок из судового журнала, что командованием судна были приняты все доступные меры для проветривания трюмов.

Хищение. Для предотвращения хищения грузов необходимо постоянно наблюдать за работой стивидоров в трюмах. Если в трюме окажутся поврежденные ящики или же тара будет повреждена в процессе выгрузки, следует немедленно вызвать формана или другого представителя стивидорной компании для фиксации факта и заделки поврежденного места. Если при этом будет обнаружена недостача, в которой могут быть подозреваемы люди, работающие по выгрузке, то следует через агента немедленно сделать заявление стивидорной компании об ответственности последней за недостачу.

Повреждение груза в процессе выгрузки. Любое повреждение груза в процессе выгрузки должно быть немедленно зафиксировано в присутствии представителя стивидорной компании и наблюдающего за разгрузкой инспектора грузополучателя или его экспедитора, если он присутствует, а затем сделано официальное предупреждение стивидорной компании об ответственности за повреждение.

Ответственность судна за действия стивидоров. Если стивидоры приглашены судном и оплачиваются им, то судно отвечает за их действия, небрежность, упущения. Поэтому командование судна должно обращать внимание представителей стивидорной компании на всякие упущения, допускаемые в процессе разгрузки, которые могут нанести ущерб грузу. Если эти упущения не будут немедленно устранены, то администрация судна должна письменно предупредить стивидорную компанию об ответственности за возможные убытки.

Просрочка доставки. Претензии такого рода весьма редки, так как в чартерах срок доставки никогда не указывается, а лишь обуславливается, что судно должно следовать со всей доступной ему скоростью. Поэтому претензии за убытки в связи с просрочкой доставки могут возникнуть лишь в том случае, если судно без достаточно серьезных оснований задержалось в каком-либо попутном порту, отклонилось от обычного пути или увеличило длительность рейса в связи с оказанием помощи другому судну.

При возникновении такой претензии основная задача администрации - во-первых, отклонить претензию со ссылкой на условия чартера и коносамента, во-вторых, подобрать и выслать судовладельцу все материалы, которые могут объяснить задержку в доставке груза (например, выписки из судового журнала, всякого рода акты об авариях в пути и о ремонте, вызвавших замедление рейса, копии морских протестов, метеорологические сведения, если замедление рейса вызвано состоянием погоды, туманом, льдом и т.д.).

Повреждение портовых сооружений. В этом случае прежде всего необходимо определить и зафиксировать характер и размер повреждений всеми доступными способами: сфотографировать поврежденный объект и повреждения судна, если они были, осмотреть объект с привлечением экспертов со стороны судна и стороны, предъявившей претензию, и подробно описать характер повреждения, состояние объекта до повреждения, указать его возраст, износ, предыдущие повреждения, не устраненные до данного случая. Если дать объективную оценку ущерба, то это следует осуществить немедленно на месте или вслед за осмотром и фиксацией размера повреждения. Если имеются факты, устраняющие или смягчающие вину судна, то их также необходимо зафиксировать в акте, составляемом экспертами или сюрвейерами (например, отсутствие или неисправность навигационной обстановки, световых или звуковых сигналов, плохая видимость, неправильные действия или упущения со стороны служащих объекта и т.п.). Все эти мероприятия должны быть выполнены до отхода судна из данного порта, чтобы создать достаточную объективную основу для последующего разрешения претензии и возможного доследования.

Претензии к грузоотправителям. Такие претензии обычно заключаются в следующем: мертвый фрахт из-за непредъявления полного груза, демередж за простой судна, повреждение судна при грузовых работах, повреждение или недогруз судна из-за непригодности предоставленного грузоотправителем причала (недостаточные глубины, топляки и др.), неполное использование грузоподъемности судна из-за несоответствия предъявленного груза описанию его в договоре перевозки (большая удельная кубатура, большой удельный вес палубного груза, например невыдержанный мокрый лес и др.).

Мертвый фрахт и демередж за простой необходимо получить от отправителя наличными до отхода судна и выдачи коносамента, иначе их сумма вписывается в коносамент. Это позволяет получить эти суммы от грузополучателя в порту назначения.

Остальные претензии в зависимости от обстоятельств должны быть либо обеспечены гарантией банка, либо обязательством фрахтователя или грузоотправителя, если эти организации являются солидными и заслуживающими доверия. До получения соответствующего обеспечения коносаментов выдавать не следует, ибо иначе после ухода судна будет трудно взыскать претензионные суммы.

Претензии к грузополучателям. Обычно это несвоевременная выгрузка груза и, как следствие, демередж за простой судна, предоставление грузополучателем непригодного для выгрузки причала (недостаточные глубины, наличие подводных препятствий в виде камней, затопленных якорей, топляков и т.п.), расходы на перегрузку части груза в лихтеры для того, чтобы подойти к месту, указанному получателем для выгрузки груза, повреждения судна и его устройств стивидорами и механизмами, нанятыми грузополучателями, несвоевременный платеж фрахта и других платежей, а также задержка в представлении депозитов или гарантий по общей аварии и спасанию.

Меры судна в подобных случаях заключаются в задержании груза до получения причитающихся платежей, а в случае общей аварии - до представления соответствующего обеспечения в виде аварийных бондов и др. Если повреждено судно и его оборудование, необходимо требовать представления соответствующих гарантий и обязательств о возмещении убытков.

Задержание груза обеспечении платежей, а также оформление гарантий рекомендуется производить (после консультации местных представителей судовладельца и судовых агентов) через адвокатов для соблюдения всех необходимых формальностей и обеспечения интересов судна в соответствии с требованием законов данной страны.

Претензии к агенту. Обычно связаны с обслуживанием судна. Разрешаются перепиской судовладельца с агентом. Если необходимо, судовладельца может задержать полностью или частично оплату очередного счета на дисбурсментские расходы. Обычно споры с агентом кончаются мировым соглашением. Очень редко приходится прибегать к судебным искам.

Претензии к стивидорам, буксирам, лоцманским организациям. Разрешаются обычно через агента судна, который от имени судовладельца вступает с ними в переговоры. Лишь в тех случаях, когда судовладелец имеет договоры со стивидорными, буксирными и лоцманскими организациями, претензии с ними разрешаются путем прямых переговоров.

Претензии к портовым властям возникают очень редко и заключаются в основном в материальных требованиях о возмещении убытков, нанесенных судну из-за предоставления ненадлежащего причала, места безопасной стоянки, повреждений, нанесенных судну портовыми буксирами или другими служебными судами. Они, как правило, разрешаются агентом с участием торгового представительства Государства флага или представителя судоходной Компании.

Ликвидация небольших претензий. В ряде случаев, когда размер убытка не вызывает сомнений и вина судна бесспорна, может оказаться целесообразным (посоветовавшись с агентом судна и представителем судовладельца) ликвидировать претензию сразу же, не допуская судебных дел). В капиталистических странах судебный процесс обходится очень дорого. Приходится платить не только свои судебные расходы и гонорар адвокатам, экспертам, но в случае проигрыша - судебные и адвокатские расходы противной стороны.

В целях своевременного предупреждения возможных претензий в иностранных портах необходимо всегда помнить и выполнять 25 ниже перечисленных, так называемых, " золотых правил":

1. Перед началом рейса прежде чем приступить к погрузке, а также перед выгрузкой ознакомься детально с чартером. Не сочти лишней роскошью просмотреть чартер дважды и трижды. Особое внимание обрати на дополнения и изменения, внесенные в печатный текст чартера.

2. Прежде чем выйти в порт приема груза, прочитай и выпиши пункты чартера, обуславливающие, когда и кому судно обязано давать предварительные извещения о предположительном сроке прибытия в порт погрузки, а также пункт о вручении нотиса о готовности судна к приему груза. Проследи за тем, чтобы эти извещения были переданы своевременно и в надлежащие адреса и заблаговременно подготовь нотис о готовности к погрузке для вручения его в соответствии с условиями чартера.

3. За несколько дней до прихода в порт погрузки извести агента судна о том, какой груз и в каком количестве подлежит погрузке, и укажи адрес грузоотправителей. Угольные чартеры обычно обязывают капитана телеграфировать о емкости трюмов судна.

4. Незадолго перед приходом в порт погрузки пошли радиограмму агенту с уточнением подхода к порту, укажи время и место, где судно будет готово принять лоцмана, сообщи, нужны ли буксиры для ввода в порт и швартовки. Особенно важно уточнить время прихода, если предстоит пройти через шлюзы. это поможет избежать ожидания ввода в шлюз.

5. После прихода в порт и выполнения санитарных и таможенных формальностей, после швартовки к причалу вручи через агента под расписку, в соответствии с чартером, нотис о готовности судна к приему груза. Если причал занят, передай нотис представителю агента на рейде. В нужных случаях заяви нотис по радиотелефону. При вручении нотиса о готовности надлежит руководствоваться чартером, а при ссылке в чартере на обычаи также и последними.

6. Если судну предстоит погрузить генеральный груз и по условиям договора перевозки прокладочный и сепарационный материалов на борту и закажи через агента недостающие материалы.

7. При неявке грузоотправителя или непредъявлении им груза немедленно извести об этом по телеграфу фрахтователей, заяви нотариальный протест.

8. В случае если предъявлено неполное количество груза, обусловленного договором перевозки и уточненного нотисом капитана (п. 5), сделай соответствующее письменное заявление отправителю об его ответственности за недогруз. Если это не принесет результатов, заяви нотариальный протест. Привлеки, если необходимо, экспертизу для определения количества груза, которое судно может еще принять.

9. Если по договору перевозки не обусловлена норма погрузки или время (в днях или часах), предоставленное для этой цели, т.е. если согласно договору перевозки погрузка должна производиться так скоро, как судно может принять, или же по обычаям порта, то капитан заблаговременно должен письменно известить отправителя о том, когда истекает сталийное время и с какого момента (день и час) судно переходит на демередж.

10. Заранее ознакомься с проформами коносаментов; в случае если они не соответствуют тому, что предусмотрено чартером, не подписывай их. Не делай этого также в случае, если коносаменты предусматривают применение иностранных законов или подсудность иностранным судам.

Перед подписанием заполненных коносаментов внимательно ознакомься с ними, сравни с погрузочными ордерами (штурманскими расписками), проверь правильность даты коносаментов (она должна соответствовать фактическому дню погрузки), удостоверься, действительно ли груз погружен, не находится ли он еще на берегу (или в лихтере), подготовленным к погрузке.

Проверь, имеется ли в коносаментах ссылка на чартер.

Проследи за тем, чтобы в грузовой манифест были включены полностью все погруженные грузы, не допускай также, чтобы в заранее заготовленном манифесте были оставлены те партии груза, которые предполагалось погрузить, но по каким-либо причинам не были погружены. Учти, что неправильности и неточности в манифесте (невключение фактически погруженного груза или внесения партий, не находящихся на борту судна) могут повести к очень большим штрафам.

11. Не забывай своевременно ежедневно делать записи о ходе грузовых работ, количестве погруженного груза, о начале, конце, продолжительности работ, о перерывах с указанием причины (перерыв на обед, между сменами, из-за непогоды, отсутствия груза, рабочих, лихтеров, вагонов, автомашин, подвозящих груз и т.д.). Эти записи совершенно необходимы для последующего составления таймшита.

То же относится к порту выгрузки.

12. Проследи за тем, чтобы в коносаментах были правильно указаны наименование, мера и вес груза. Учти, что оговорка " мера и вес неизвестны" не освобождает перевозчика от ответственности, если сведения, указанные в коносаменте, явно неправильны, например, количество груза настолько преуменьшено или преувеличено, что даже на глаз или по осадке судна можно легко обнаружить расхождение. В случаях расхождения указанного отправителем веса с данными осадки судна сделай об этом письменное заявление отправителю с указанием разницы веса.

13. Не выдавай чистых коносаментов, если внешний вид или состояние груза или упаковки имеют дефекты. Лучше быть излишне осторожным, чем проявлять халатность в этом ответственном деле. Учти, что даже в том случае, если отправитель предложит первоклассное гарантийное письмо, заверенное банком, наличие его не должно служить средством для обмана грузополучателя о количестве или состоянии груза.

14. Если отправитель не согласится на отметку в коносаменте относительно демереджа, мертвого фрахта и т.п., а по законам данной страны нельзя настоять на такого рода отметках (посоветуйся с агентом, а если необходимо, то и с адвокатом), заяви нотариально протест против отправителя и кого это может еще касаться, уведомив фрахтователя и получателя (если он известен) о том, что при чистых коносаментах заявлен протест о демередже, мертвом фрахте и т.п. Если отправитель внесет причитающиеся суммы мертвого фрахта и демереджа наличными, то отметки в коносаменте, разумеется, делать не нужно.

15. После окончания погрузки пошли все предписанные чартером предварительные извещения фрахтователю, грузополучателю, известив агента судна в порту назначения.

16. Перед приходом в порт назначения отправь радиограмму агенту с уточнением даты и часа прихода, закажи лоцмана, буксиры.

17. После прибытия в порт и окончания формальностей немедленно вручи получателю нотис о готовности к выгрузке. Если получатель неизвестен - поступи по обычаям порта, посоветуйся с агентом.

18. Выдай груз только после предъявления подлинных коносаментов, надлежащим образом индоссированных (т.е. снабженных передаточной надписью), если они выписаны приказу отправителя, получателя, банка.

После окончания выгрузки каждой партии груза потребуй от грузополучателей расписку на оригинале коносамента в получении.

В исключительных случаях, когда коносаменты еще не дошли до порта назначения, можно (посоветовавшись с представителем судовладельца и агентом) выдать против депонирования полной рыночной стоимости груза (по усмотрению капитана денежный депозит может быть заменен банковской гарантией) и обязательства грузополучателя представить коносамент немедленно после его получения, а также возместить все убытки, которые могут возникнуть от того, что груз выдан без предъявления оригинала коносамента.

19. Если в договоре перевозки не обусловлена норма или время для выгрузки, сообщи грузополучателю заблаговременно, когда истекает сталийное время, с какого момента начинается демередж.

20. Когда истекает положенное по чартеру время простоя (демередж), заранее извести грузополучателя, что за дальнейшую задержку судна будут взиматься повышенные простойные деньги (детеншн).

21. Если в чартере нет оговорки о том, что грузовые работы во внеурочное время (а также в воскресные и праздничные дни или перед началом счета сталийного времени) учитываются в таймшите как время погрузки или выгрузки, то, соглашаясь на проведение грузовых работ в " исключенные периоды", требуй от отправителей (получателей) письменного подтверждения, что использованное время будет учитываться как сталийное и все возникающие расходы будут приняты на себя отправителем (или, соответственно, получателем).

22. В порту погрузки и выгрузки судно не обязано перешвартовываться с места на место, больше того количества раз, которое предусмотрено чартером, или, если чартера нет, местными обычаями.

Всякие дополнительные перестановки судна должны оплачиваться грузоотправителем (грузополучателем) и время перешвартовки учитываться как сталийное.

23. При визировании дисбурсментских счетов имей в виду, что подпись капитана на документе (счете) означает не только подтверждение факта оказания услуг, но фактически и акцепт, т.е. признание суммы. Поэтому относись ко всем счетам (кроме официально установленных судовых сборов) критически, рассматривая их по существу, выясняя правильность размера ставок; удостоверься, что сбор действительно должен быть оплачен судом, а не грузовладельцем. В сомнительных случаях ставь визу с оговоркой " на усмотрение судовладельца" (subjecttoownersapproval).

24. Если во время морского перехода судна были какие-либо происшествия или обстоятельств, которые дают основание опасаться повреждения груза, в первом же порту захода заявляй морской протест.

25. Если в рейсе имел место акт общей аварии, то немедленно после перехода в порт назначения или же в попутном порту заяви морской протест и подготовь для отсылки судовладельцу необходимые документы для диспаши.

26. Для выдачи груза обеспечь получение аварийных подписок. Если грузополучатели не подписывают аварийные бонды, задержать выдачу груза. В надлежащих случаях аварийные бонды (подписки) должны быть снабжены гарантийной надписью первоклассного банка или страховой организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.