Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синестезии






Известно, что любое наше состояние: сон — бодрствование, ус­талость — активность, радость — печаль и т.п. — контролируется моз­гом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управ­лять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п.

Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-пер­вых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображе­ния ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его соб­ственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в резуль­тате составить, собрать картину, образ которой поможет ему макси­мально расслабиться или, наоборот, собраться, оказывает стимули­рующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ре­бенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их.

51. «Зрительные представления».

а) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квад­
рат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немно­
го тон на более светлый или более темный; представьте себе, как
фигура приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой от­
тенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или
треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; по­
пробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и
размеров так, чтобы вам было приятно смотреть на них.

б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или не­
одушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропор­
ции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ве­
терка и в бурю. Представьте как постепенно этот предмет окружается
другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока ваша
картина не понравится вам до такой степени, что вам захочется все
это ощутить в реальности.

Что у вас получилось? Что это было?

52. «Тактильные и кинестетические представления».

а) Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). При­коснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.


Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 229

б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод),
силу давления на вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.

в) Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галь­
ка, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в
гору, вползаете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играе­
те в теннис, футбол, волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу
(шелк); занимаетесь различными бытовыми действиями и т.д. Поста­
райтесь ощутить напряжение мышц и силу, которая вам для всего
этого необходима.

г) Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно
будет написано, если вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, вам
скучно? Как вы — поэт записываете: «Буря мглою небо...»?

53. «Обонятельные и вкусовые представления».

Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.

54. «Слуховые представления». Представьте себе голоса знакомых
вам людей; вообразите, как они произносят что-то вопросительно,
удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные
бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме,
скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, на­
бегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон;
звуки различных музыкальных инструментов.

55. «Синестетические образы».

а) Психолог предлагает представить и назвать предметы, фрук­
ты, цветы определенного цвета, например красного, или определен­
ной формы. Через минуту по его сигналу — предметы синего цвета и
т.д. (подобных заданий может быть 5—6). Сначала упражнение выпол­
няется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Напри­
мер, глаза направо — помидор, налево — вишня (или вверх — трава,
вниз — огурец).

б) Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных
чувств: радости, страха, ярости, покоя, удивления, раскаяния.
Пользуясь теми образами, которые вы воспроизвели ранее, «введите»
эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те
представления, которым вы научились. Это может быть один изоли­
рованный образ, но ощущаемый вами всеми органами чувств, а мо­
жет — пейзаж, законченное сценическое или кинематографическое


230 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.

в) Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращает­ся в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветви­стое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; старуха нищенка — в красавицу; лягушка — в царевну. По­пробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.