Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела






34. Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят за­
крыть глаза и сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3—4
цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем ему надо
напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напря­
жение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой час­
тью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь
на каждой в отдельности — правая рука, шея, спина, живот, пояс­
ница, правая нога и т.д.). По позе ребенка и «волне» его дыхания
можно легко определить «зажатые» места.

Ребенка просят «прислушаться» к своему телу и при необходимо­сти дополнительно поработать с напряженными участками и локаль­ными зажимами (см. главу 2 и §1 главы 3).

35. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление
плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (но­
гой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую


120 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные вет­ви деревьев в лесной чаще.

36. «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони —
чашечки весов, держащие груз. При необходимости — реально нагру­
зить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-
либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть гори­зонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытя­нуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, рас­слабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Анало­гичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом стано­вятся ноги.

37. «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку
(сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть
ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туло­
вище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягива­
ются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потя­
нуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка вып­
рямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное по­
ложение, потянуться вверх).

38. По этому же принципу строится упражнение «Раскачивающе­
еся дерево»
(корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голо­
ва), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы
каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и
ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

39. «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на
колени, мысочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки
несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук
сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.

Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не рас­цепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в И.п.

40. «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором
свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях,


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 121

пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на ост­ров и начинает «размешивать» хвостом море.

41. «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из кото­
рой выпущен воздух, — лежит совершенно расслабленно на полу.
Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помо­
щью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с»
на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части рас­
прямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее на­
качивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лоп­
нуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напря­
жения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла пос­
тепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на
расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимо­
действия на уровне ощущения определенных свойств тела другого че­
ловека.

42. «Смазка». Дети стоят в кругу. Им предлагается представить свое
тело в виде любого механизма, который нуждается в смазке: «Пред­
ставь себе, что твой палец — это масленка. Я наполняю ее маслом,
чтобы ты мог смазать все суставы твоего тела. Сосредоточься, чтобы
ни один участок не остался без смазки».

43. «Двигательныйрепертуар». Детям предлагается свободно дви­
гаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными
способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле.
Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максималь­
но быстро (медленно), чуть медленнее и т.п.; с различным уровнем
напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и рас­
слабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе
этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различ­
ные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, силь­
ный ветер в спину и т.п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапа­зона движений по параметрам: быстрые — медленные; мягкие — же­сткие; сильные — слабые; тяжелые — легкие; непрерывные — отры­вистые; свободные — с сопротивлением.

44. «Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети
начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень
интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла
команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз че­
редует обе команды, меняя время выполнения той и другой.


122 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

45. «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей —
на месте и рыб — с передвижением в воде.

«Облако и камень»', движения тяжелые, законченные — образ камня — и легкие, плавные, непрерывные, связанные с представле­нием об облаке.

46. «Страна кукол». Психолог: «Когда-нибудь все люди вырастают
и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в
детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну,
куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей).

«Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные дви­жения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод — психолог или другой ребенок — приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознава-ние центров движения.

Упражнение «Подвески» сложнее: детям предлагается предста­вить, что они куклы-марионетки, которые после выступления подве­шены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т.д.), то есть их тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается.

47. «Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты ма­ленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, по­степенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду по­могать тебе " расти"». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — мед­ленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», по­степенно оживают руки, но пока висят как «тряпочки»; «три» — ос­торожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четы­ре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднима­ются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему. Усложняя задачу, можно увеличивать количество этапов «роста» до 10—20.

48. «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня гру-


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 123

ди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

49. «Потянулисьсломались». Руки и все тело ребенка устремле­
ны вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся
вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать
еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сло­
мались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях
(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), слома­
лись в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились
(упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислу­
шайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.