Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфология искусства.




Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Каждый человек сталкивается с многообразием художественных форм. Мир искусства – мир многообразия не только единичных художественных произведений, но и некоторых более общих образований, таких, как вид и род искусства, жанр. Всем знакомы традиционные виды искусства – литература, музыка, танец, изобразительное искусство, архитектура, театр и кино. В повседневной практике большинство из нас сталкивалось с произведениями декоративно-прикладного искусства. Мы посещаем цирк, смотрим телевизор, и это тоже самостоятельные виды искусства, хотя телевидение не является исключительно художественной деятельностью. Сама система видов искусств очень подвижна. Новые виды искусства возникают благодаря развитию техники. Так, Дагер в XIX веке изобрел способ фиксации изображения, сами изображения назывались дагерротипами. Из дагерротипов родилась фотография. Первое время фотография очень хотела «дотянуться» до изобразительного искусства. Отсюда – и ретушь, и рисованные задники, на фоне которых фотографировались семейства и отдельные заказчики. Новая практика только тогда становится практикой художественной, когда в ней обнаруживаются свои собственные способы конструирования реальности, то, что в дальнейшем, мы будем называть, языком отдельного вида искусства. (Вспомните, о языке искусства речь шла на лекции по художественной форме).

Морфология искусства занимается анализом огромного разнообразия языков искусств, результатами их синтеза, исследует ограниченность возможностей того или иного вида искусства Видовое разнообразие искусства постоянно помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между видами искусств, они как раз более менее очевидны. Под видом искусства мы понимаем исторически сложившиеся способы художественного освоения мира, основанные на единстве изобразительно-выразительных средств. Так, когда мы говорим об изобразительном искусстве как виде, при всем различии живописи и графики, мы понимаем, что эти искусства едины, так как их способ освоения мира связан с заполнением плоскости. Как бы не был велик соблазн противопоставить точность графического изображения, подробности живописного портрета абстрактному пятну, в формальном отношении, в том и другом случае мы имеем дело с изобразительным искусством, с заполненной поверхностью. То же самое происходит и с музыкой, доминантной которой оказывается звук и исходящие из его возможностей способы освоения мира. Но искусство, кроме видов, представлено и другими общностями – родами и жанрами. Говоря о литературе как виде искусства, мы понимаем, что она (литература) разная не только по содержанию, но и по объему осваиваемого материала, и по способу организации текста. Так, в литературе выделяют три рода – эпос, лирику и драму. Это разделение идет от Аристотеля, чья «Поэтика», написанная почти 25 веков назад, до сих пор – «работающая», актуальная книга. Главное отличие эпоса от лирики заключается в характере освоения мира: большое историческое пространство и время воспроизводятся и конструируются в эпосе, индивидуальная, частная жизнь важна для лирики. В эпической литературе предстает история народов, стран, политических режимов, войн и побед, даже сами названия эпических произведений говорят о многом. К примеру, «Илиада» Гомера, «Война и мир» Льва Толстого, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Литература, как известно, подразделяется на прозу и поэзию, это разделение идет по другим основаниям, по разным способам связи между языковыми элементами. Любой художественный текст строится по определенным законам, выступающим в виде ограничений, но поэтический текст подчиняется гораздо большим ограничениям, нежели прозаический. Собственно ограничения и делают литературу видом искусства, поэтому поэзия старше прозы. Об этом много писал исследователь поэтического текста Ю.М. Лотман, обращая внимание на то, что поэтический текст подчиняется всем правилам языка, но на него накладываются новые, дополнительные по отношению к языку, ограничения: требование соблюдать определенные метро-ритмические нормы, организованность на фонологическом, рифмовом, лексическом и идейно-композиционном уровнях. Все это делает поэтический текст значительно более «несвободным», чем обычная разговорная речь. Такое же родовое многообразие мы находим, к примеру, в театре. Говоря о театре как виде искусства, мы понимаем, что есть музыкальный, драматический, кукольный, данс-театр. А музыкальный театр, в свою очередь, это и опера, и балет, и оперетта. Таким образом, род выступает индикатором своеобразия художественной структуры.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.