Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимоотношения Церкви и государства






67.1. Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. Чтобы правильнее представить должные отноше­ния между Церковью и государством, надо ясно сознавать различия их природ. Церковь и государство имеют разную природу и происхождение. Церковь основана непосредствен­но Самим Богом - Господом Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историчес­ким процессом. «Царство Мое не от мира сего», - сказал Господь (Ин. 18, 36). «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же автономизирует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется са­тане и «во зле лежит» (Ин. 8, 44; 5, 19).

Целью Церкви является вечное спасение людей, цель го­сударства заключается в их земном благополучии. Церковь единственна и едина, она не ограничена пространственными границами; а государств много, и каждое из них имеет свою территорию. В отношении территориальных масштабов с го­сударством сопоставима не Вселенская, но Поместная Цер­ковь, которая также имеет свою территорию, но, в отличие от государства, имеющего полный суверенитет и независимо­го от других государств, представляет собой в известном смысле лишь часть Вселенской Церкви.

Ввиду отличия природы Церкви от природы государства они прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая и прямое физическое принуждение, Церковь же располагает лишь религиозно-нравственными средствами для духовного руководства своих пасомых и для приобретения новых чад.

Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания - о богослужении; равным образом, не дело Церкви судить о формах государственного устройства, о мероприятиях правитель­ства с точки зрения их политической целесообразности. Цер­ковь и государство имеют свои отдельные сферы действия, свои особые средства и в принципе независимы друг от друга.

Независимость эта, однако, не носит абсолютного характе­ра. «Церковь не есть царство от мира сего, но она в мире, - писал епископ Никодим - и члены ее должны быть в то же время членами и государства, следовательно, подлежать как церковным, так и гражданским законам»543. Есть области, которые не могут быть безразличны и для Церкви, и для государства. Это прежде всего общественная нравственность, которая, с одной стороны, имеет отношение к созидаемому Церковью делу спасения людей, а с другой - составляет внутреннюю опору прочности государственного правления, и еще - это правовой статус Церкви в государстве

Из истории и из современной политической жизни извест­но, что в определенные периоды Церковь не возбраняла ду­ховным лицам принимать участие в представительных орга­нах власти, безусловно воспрещая клирикам, в соответствии с канонами, исполнение административных властных полно­мочий.

Но определением Священного Синода от 8 октября 1993 года священнослужителям было предписано воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты (Основы социальной концепции. V. 2). Архиерейский Собор 1994 года подтвердил это «Определение» и распространил его действие на участие священнослужите­лей «в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне» (см. там же. V. 2). Архиерейский Собор 1997 года заявил о невозможности поддержки Полнотой Цер­кви политических партий, движений, блоков, союзов, а также отдельных политических деятелей и о «крайней нежела­тельности членства священнослужителей в политических организациях






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.