Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос-27 Форма государственного устройства






Как указывалось ранее, под формой государственного устройства понимается территориальная организация государства, а именно — национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Иными словами, государственное устройство — это соотношение целого и частей.

По форме национально-государственного устройства все мировые государства разделяются на унитарные и федеративные, которые одинаково распространены на практике.

Унитарные государства (от лат. unit — единство) — это государства, которые в своем составе не имеют каких-либо других государств либо государственных образований. На территории унитарного государства, как правило, создаются лишь административно-территориальные единицы: области, округа, районы и др.

При этом унитарное государство может иметь в своем составе и автономные, т. е. самоуправляющиеся, образования. Таким образом, унитаризм характеризуется единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Кроме того, унитарные государства имеют единую систему права и государственных органов.

Федеративные государства (от лат. federatio — объединение, союз) — это государства, которые состоят из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются либо по национальному, либо по территориальному принципу, либо по национально-территориальному принципу (при таком подходе государство решает национальные вопросы, обеспечивает децентрализацию власти и разграничивает полномочия центра и регионов).

Субъектами федерации являются либо целые государства (как правило, небольшие), либо государственные образования. Данные субъекты различаются как своим количеством, так и наименованием в различных федеративных государствах (штаты, кантоны, республики, края, области, округа, автономные области и округа и др.).

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной их которых представлены все субъекты федерации. По такой выгодной и компромиссной схеме строятся все мировые федерации. Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в него государств и государственных образований.

Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность, за субъектами федерации не закрепляется право выхода из состава федерации, чем обеспечивается единство и целостность государства. Федеративное государство характеризуется тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством существуют также конституции (уставы) и законы и на уровне субъектов федерации, которые имеют юридическую силу только в пределах одного субъекта. Однако, несмотря на это, правовым верховенством на всей территории федерации обладают только законы общефедерального значения. Помимо разделения законодательства, федеративные государства характеризуются также и разделением гражданства — на общефедеральное и гражданство субъекта федерации.

По форме государственного устройства выделяется также и третья разновидность государств — это конфедерация.

Конфедерация — это такая форма объединения государств, которая сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Обычно в конфедерацию объединяются государства, которые имеют общие цели в решении внешнеполитических либо внутриполитических задач. Такие государства сохраняют свои собственные государственные суверенитеты и создают общие конфедеративные органы управления. Следует отметить, что современный мир не знает таких объединений государств, как конфедерация. Конфедерации как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579–1795), США (1776-1787), Швейцарский союз (1815-1848), Германский союз (1815-1866) и др.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами

Ранее было рассмотрено именно национально-государственное устройство мировых стран, однако независимо от национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. При этом в основу административно-территориального разделения территории страны положены следующие три принципа:

1) экономический — учитываются естественно-климатические и производственные особенности страны, размеры ее территории, численности и плотности населения, размещение производительных сил по территории государства;

2) национальный — учитывается плотность размещения народа той или иной национальности по территории страны;

3) политический — предполагает приближение государственной системы власти, а также системы местного самоуправления к населению, к местным особенностям.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет свои особенности, однако во всех федерациях происходит деление территории отдельных субъектов, а во всех унитарных государствах — деление территории целого государства.

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Формы государственного устройства│

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ │ │

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Унитарное │ │ Федеративное│ │ Конфедерация│

└ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

│ │

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Централизованное│ │ Территориальное│

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

│ │

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

│ Децентрализованное│ │ Национально- │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ территориальное│

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.